На что обратить внимание перед заказом сайта
Во-первых, что вам нужно и от кого?
Чтобы получить результат, максимально соответствующий ожиданиям, потребуется детализация. Проанализируйте реальное состояние сайта (если он есть). Возможно, функционал не отвечает потребностям покупателей и заказчика, дизайн сайта морально устарел или изменился алгоритм работы. Ответьте на вопрос: «Зачем вам сайт?».
Далее выбор подрядчика. Первой попавшейся студии ответственное дело вы не доверите. Исполнитель должен соответствовать статусу заказчика. От уровня профессионализма зависит и требования по оплате. Элитные студии запросят бюджет в несколько раз больший, чем студенты-разработчики, но и выполнят работу на высшем уровне.
Изучите портфолио компании, которая займется разработкой. Плюсом будет разработка проектов для вашей сферы. Обратите внимание, насколько просто вы находите общий язык. Это поможет избежать недопонимания в будущем.
Еще одна проблема: согласовывать контракт будут одни люди, создавать сайт – другие, а пользоваться – третьи. Обсуждение ведется на уровне руководства, которое не всегда погружается в технические детали. Разрабатывать прототип и заниматься функционалом будут сотрудники студии, которые получают конкретно свою часть задания. Отвечать на вопросы со стороны заказчика может человек, не связанный напрямую с сайтом. А работать будут, например, менеджеры и продавцы. Старайтесь учесть мнение тех, кто будет сталкиваться с ресурсом каждый день. Особенно это касается покупателей.
Проще всего выбрать команду, которая красиво расскажет о будущем проекте, пообещает взять мало денег (еще и уступит в цене) и не будет задавать лишних вопросов. Но что получится на выходе, вы догадываетесь.
Во-вторых, определите вашу ЦА. Предпочтения в контенте и дизайне сайта различаются в зависимости от возраста, увлечений, дохода и других характеристик групп. Прежде, чем обратиться в web-студию, подготовьте список сайтов, которые вам нравятся и не нравятся, а также список основных конкурентов. Разработчики смогут оценить преимущества интернет-ресурсов и подготовить предложение.
В-третьих, рассчитайте бюджет с запасом. До начала работы нельзя точно сказать, сколько будет стоить сайт. Фиксированная цена в сочетании с незафиксированными требованиями таит в себе массу проблем. Если брать три составляющих «хорошо, быстро, дешево» одновременно можно получить только две. Правки по ходу работы (а они будут) стоят денег.
Чем подробнее и понятнее будет техническое задание для исполнителей, тем лучше для будущего сайта. Формулировка: «Красиво, чтобы работало и за 100 000 руб.» приведет к тому, что на выходе заказчик получит несоответствие ожиданиям, но в рамках ТЗ. Даже утверждение: «Пусть будет красный!» адаптируется по-разному с учетом оттенков. Нефункциональные требования сложно объяснить, но постарайтесь это сделать ради нервов и времени (своих и подрядчиков).И, наконец, определитесь со сроками. Вопрос сдачи проекта – один из самых важных. Определите крайний срок выполнения работы, но не забывайте о форс-мажорах. Разработке сайте свойственны «черные дыры», когда не совсем ясно кто и что делал, и как вышло, что ничего не работает.
Случается, что обратная связь передает сообщения в духе: «Почти готово!», «Сделали это и то!», а в день перед сдачей оказывается, что главного программиста унесла хищная птица и прихватила с собой код. Доработать можно, но нужны еще деньги и время. Не ставьте нереальных сроков и не требуйте отчета ежедневно, но и не забывайте уточнять детали по ходу работы.
Правки лучше вносить в процессе. Если сайт – это дом, то говорить о переделке фундамента перед завозом мебели уже поздно. Практика отличается от написанного в ТЗ, поэтому своевременный рассказ о своем видении происходящего упростит работу.
Постарайтесь стать хорошим заказчиком. Точно формулируйте требования, относитесь с уважением к исполнителям и покупателям, предлагайте ваше видение решения проблем. В результате вы получите работающий инструмент для получения прибыли.
Понравилась статья? Получайте похожие на вашу почту еженедельно.