редакции Выбор
Проводим ICO: что требуется от маркетинга
В силу активного развития и постоянного усовершенствования блокчейн-технологии можно смело задействовать ICO для полного воплощения вашего проекта в жизнь. Что требуется от маркетинга и как организовать общий процесс по проведению ICO?
Можно много читать теории в интернете по проведению ICO, но полученная из просторов интернета информация может отличаться процентов на 30-35 от того, с чем вам придется столкнуться в реальной жизни.
Перед тем как мы перейдем к тому, что требуется от маркетинга как такового в процессе ICO, следует проговорить основные этапы ICO, которые неотъемлемо связаны с общим маркетинговым процессом.
1. НАПИСАНИЕ СМАРТ-КОНТРАКТОВ
Далеко не каждая ИТ-компания может написать смарт-контракты. Поэтому, чтобы не терять время нужно сразу интересоваться есть ли у них в этом опыт или нет. Расскажу достаточно смешной случай, что к нам на переговоры приходило несколько крутых ИТ-компаний, которым по их словам "море по колено" и они в буквальном понимании могут абсолютно все, главное вы как заказчик расскажите, что именно нужно делать. Вот на этапе выбора подрядчика можно потерять более месяца. Это с учетом того, что вы его очень активно ищете.
Также, чего следует опасаться на этом этапе и на чем прокололась наша команда, так это то, что к нам в офис приходили посредники, и это мы выяснили после того, как уже заключили договор с ними. Ведь посредниками они не представлялись. Выяснилось это после того, как дедлайны, обозначенные в договоре, не соблюдались и в последствии нам сообщили, что это делают разработчики из Минска. Выяснился это факт после того, как мы просто попросили именно разработчиков, а не руководителей ИТ-компании заехать к нам в офис, поскольку скайп-общение не приводило тогда к ожидаемому результату по решению вопроса, который нужно было урегулировать оперативно.
2. ЮРИСТЫ
Та же история, что и с разработчиками. Вам нужно сразу подтверждение того, что эта команда юристов уже работала над другими ICO-проектами, - только так. Как правило, такие юристы изначально работают с Форекс-брокерами (компаниями, занимающимися трейдингом). Такие компании помогают получать европейские лицензии, работают с международными банками. Если есть знакомые с Форекс-рынка, то они вам через сарафанное радио порекомендую опытных юристов в криптобизнесе.
ЗАТРАТЫ НА ИТ И ЮРИДИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ
Сколько же это может стоить? Тут все зависит от нескольких факторов:
- Квалификация и признание на международном рынке юридической компании. От этого дела будут продвигаться более оперативнее и стоимость будет также соответствующая.
- Квалификация и опыт (наличие кейсов по написанию смарт-контрактов) ИТ-команды.
Как правило, затраты на ИТ и Legal могут колебаться от 250 до 400 тыс долл.
Маркетинг, включая публикации в рейтинговых международных изданиях, известных крипто-СМИ - около 120 тыс долл. На ивенты для презентации своего проекта также следует выделить порядка 100 тыс долл (не менее). Есть некоторые эдвайзеры, которые могут попросить сумму за оплату своих услуг не токенами, а наличными. Например, выступить на ивентах, написать рецензии, дать интервью, прочитать вайтпейпер или внести коррективы в уже предложенную версию вайтпейпер.
3. МАРКЕТИНГ
Здесь я акцентирую ваше внимание на разработанных мною слайдах. Итак, сколько человек должно трудиться в маркетинге и из каких специалистов должно состоять подразделение команды маркетинга, работающей над Проектом:
Слайд 1: Организационная структура подразделения маркетинга, работающего над ICO
Таким образом, средний бюджет по зарплате на подразделение маркетинга в месяц может составить около 1 600 000 руб.
Принцип работы сотрудников должен сводиться к тому, что следует
• Определить KPI для каждого сотрудника (ключевые показатели)
• Разработать бизнес-процесса взаимодействия сотрудников
Cлайды 2-4: Алгоритм работы над Проектом (запуск ICO)
Ну и в завершении всего озвученного - основная плюшка:
Слайд 5: Маркетинговая концепция для этапов Presale и Sale
Надеюсь, мои рекомендации помогут вам в организационном процессе проведения ICO!