редакции Выбор
Как измерить эффективность маркетинга: спортивные гонки между «директором по маркетингу» и «директором по продажам»
Если рассматривать малый бизнес, то во многих случаях именно собственник играл и играем роль маркетолога. Многие собственники считают себя маркетологами-самоучками. Приведу пример нескольких компаний.
Туркомпания, работающая на рынке 8 лет никогда не имела маркетолога в штате. «Зачем мне маркетолог? Мне нужны продажники! Я и сам хороший маркетолог! У нас 5 офисов в столице, все они возле метро. Трафикопоток у нас хороший постоянно, нанятый таргетолог, в принципе, справляется со своей работой „на отлично“, в каждом из наших офисов, как я ни зайду — всегда есть клиенты. Относительно скидок по поездкам, — именно то, что хочет турист, так это ж не от меня зависит, если туроператор нам даст такую информацию, — то мы с радостью и достойно ее презентуем клиенту».
«А клиентский сервис, а акции лояльности от компании? Насколько хорошо вы знаете своих клиентов, чтобы предложить им то, что они смогут, не тратя много времени на раздумье, купить?» — задаю я такой вопрос собственнику. Почему потенциальные покупатели должны выбрать именно ваше турагенство, если все другие компании-конкуренты также могут работать с теми же туроператорами, что и вы и предоставлять точно-такой же турпродукт. Ведь вы не формируете турпродукт, — вы предоставляете сервис и уже готовое решение конечному потребителю.
И таких примеров огромное количество. Поэтому рассмотрим функциональность специалистов по маркетингу, на основе чего мы можем просчитать эффективность подразделения маркетинга и влияние, и долю маркетинговых функций в общем месячном зачете продаж компании.
SMM И COMMUNITY-МАРКЕТИНГ
1) Информативные, лаконичные посты обязательно найдут своего читателя и привлекут внимание потенциальных и действующих клиентов компании. Посты следует вести ежедневно, с обязательным оперативным feed-back на поступающие комментарии и личные сообщения, адресованные на корпоративную страничку бренда.
Как показывают результаты исследований и опросов, около 46% клиентов удается удержать в качестве «клиента» компании, если компания оперативно предоставляет ответы на возникшие у клиента вопросы или помогает разобраться в возникшей ситуации.
Расчет эффективности SMM и Community-маркетинга:
К-во заинтересованных клиентов, обращенных через соцсети не посредством рекламы / К-во продаж за последние 30 дней= % Доли продаж от ЭФФЕКТИВНОСТИ SMM и Community-маркетинг
Следует отметить, что SMM играет роль репутационной составляющей бренда, выстраивает показатели:
• Узнаваемость бренда
• Открытость и Публичность бренда
• Дружелюбность бренда
• Круглосуточная поддержка
РЕКЛАМА В СОЦСЕТЯХ
Здесь важную роль играют:
• Качество контента в рекламных объявлениях
• Гифка или макет, который подается под рекламное объявление.
Как правило, под одно рекламное объявление разрабатывается несколько макетов и в результате тестирование таргетолог (он же интернет-маркетолог) их меняет с одного на другое, третье и т.д.
Расчет эффективности Digital-маркетинга:
К-во приведенных лидов в вашу CRM / К-во продаж за последние 30 дней= % Доли продаж от ЭФФЕКТИВНОСТИ Digital-маркетинга
PR-РАБОТА
Недавно я спросила своих студентов о том, какой товар они купят быстрее, если товар относится к одной и той же товарной группе, товар — разрекламированный или нет. Все единогласно ответили, — разрекламированный и пропиаренный.
Также многие сказали, что перед тем, как совершить покупку, — читали отзывы и смотрели информацию о торговой марке и самом товаре в интернете.
Покупатель может и не совершить покупку в одночасье, но узнаваемость бренда и раскрученность бренда достаточно сильно влияют на покупку.
Постоянное ведение новостного блога формирует органический трафик и тем самым, даже если у вас будут периоды без контекстно-баннерной рекламы, ваша компания посредством органики будет на первых позициях в поисковых системах, естественно при условии интеграции ключевых слов в вашем контенте.
Участие в мероприятиях, выставках, проведение мастер-классов на специализированных конференциях также достаточно весомое место играют в поиске потенциальных клиентов. Некоторые компании, работающие в В2В-сегменте считают, что именно благодаря участию в выставках, — они находят благонадежных крупных клиентов.
Расчет эффективности PR-работы:
К-во приведенных клиентов с помощью статей, «сарафанного» радио, отзывов в интернете, полезной информации о бренде и товаре с других информационных ресурсов / К-во продаж за последние 30 дней= % Доли продаж от ЭФФЕКТИВНОСТИ PR
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОДАЖ
Для сопровождения продаж подразделение маркетинга должно:
• Разрабатывать технологические карты по заведению сделок и сопровождению сделок в программном обеспечении компании, которые периодически нужно обновлять
• Проводить бизнес-тренинги/ Обучение на предмет знания продуктов или услуг, предоставляемых компанией
• Разрабатывать скрипты разговоров для менеджеров по продажам
• Разрабатывать презентации для клиентов и УТП (уникальные торговые предложения)
• Проводить аналитическая работу по анализу работы с клиентами в CRM
Как правило эти виды работ занимают много времени и сил у маркетологов, и их в каком-либо виде монетизировать просто невозможно.
Эффективность работы подразделения маркетинга по сопровождению продаж = прокаченный в знаниях продуктов и услуг компании продажник, готовый на основе своей прокачки и имеющихся сопроводительных материалов горы свернуть, чтобы заполучить клиента.
Если представить некий алгоритм по расчету эффективности подразделения маркетинга, то я его вижу таким при условии, что в подразделении маркетинга вместе с директором по маркетингу работают 6 чел = 960 часов: