Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
916 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

«Хочу запатентовать название и логотип своей компании». Алгоритм действий от юриста

Часто владельцы бизнеса считают, что для правовой защиты необходимо запатентовать название и логотип, однако это не совсем точная формулировка. Сейчас объясним, почему.

Патент обеспечивает государственную защиту и закрепляет право на разработку, дизайн или устройство. Для каждой разработки есть своя категория патентования:

  1. Патент на промышленный образец — это внешний вид изделия (например, форма продукта, этикетки, форма и цветовое решение упаковки)
  2. Патент на полезную модель — это технологии в виде различных устройств бытового и промышленного назначения, выраженные в материальном виде
  3. Патент на изобретение — это методики, технологии производства, сложные устройства, а также составы веществ

Как можно увидеть, логотип и название компании не подходят к этим категориям. Но зато подходят к категории товарных знаков.

Товарный знак — это средство индивидуализации организации, разрабатываемое для привлечения потребителя, охраняемое законом. Для узнаваемости на рынке и увеличения продаж компании создают бренды — в дальнейшем ваш товарный знак может стать ценным активом фирмы.

Какие товарные знаки могут быть?


  1. Словесное обозначение. Вы можете зарегистрировать название компании, название продукта, серии продуктов, слоган и т.п.

Опыт Z&G. Patent: в нашей практике есть примеры регистрации словесного обозначения в качестве товарного знака: «BURDATA», «FORMULASPORT», «DETALINADOM.COM», «AVERSFIT», «VITAMUESLI», «ГРИГОРЬЕВСКИЕ САДЫ», «СЕРГЕЙ СВЕТЛАКОВ» и др.

Не получится зарегистрировать в качестве товарного знака:

  1. Указание на доменное имя («.ru», «.com» и т.п.).
  2. Указание на организационно-правовую форму («ООО», «ИП»), а также слова «Фирма», «Компания», «Busines» и т.д.
  3. Описательные обозначения, указывающего сферу деятельности, вид товаров, место производства («Коровье молоко» для молочной продукции).
  4. Общепринятые термины и сокращения («Вольт» для электроники, «Нота» для музыкальных изделий, «ЖБИ» для железобетонных изделий).

Например, в товарном знаке «chaibuket.ru» не охраняемый элемент «.ru», т.к. это указание на доменное имя. В товарном знаке «ХОУМ ПИЦЦА» не охраняется слово «пицца», т.к. описывает вид товара. «MKBusiness» имеет неохраняемый элемент «business». Следует учитывать это при создании словесного обозначения вашего ТЗ.

  1. Фамилия как товарный знак.

Зарегистрировать можно не все фамилии. Некоторые довольно распространены и не имеют различительной способности. Перед регистрацией такого товарного знака тоже необходимо пройти этап проверки обозначения. Возможно, товарный знак с такой фамилией уже зарегистрирован. Если ваша фамилия совпадает с фамилией известного человека, то, возможно, придется просить у него согласие на регистрацию товарного знака.

  1. Графический элемент. Ваш логотип — это может быть сочетание графики и слова, а может быть только графика.

Опыт наших клиентов:


Про виды классов МКТУ вы можете прочитать здесь.

Этапы регистрации товарного знака


  1. Этап 1. Проверка товарного знака

Прежде, чем подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент мы советуем провести предварительную проверку вашего обозначения. Так как уже достаточно много обозначений зарегистрировано — без предварительной проверки сложно определить, удастся ли зарегистрировать ваш товарный знак или нет. Проверка также показывает, насколько ваше обозначение соответствует критериям для регистрации.

В ходе проверки обозначение проверяется на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками, а также с обозначениями, которые находятся в процессе регистрации. Если будут выявлены риски, то наши специалисты порекомендуют вам доработать название или выбрать другое обозначение.

Помните, что предварительная проверка позволяет экономить денежные средства и время: если экспертом Роспатента будут выявлены препятствия, то в регистрации товарного знака вам будет не только отказано, но и не будет возвращена уплаченная государственная пошлина.

Вот несколько примеров, как в ходе предварительной проверки нами были выявлены проблемы для регистрации ТЗ наших клиентов, и какие ТЗ были зарегистрированы в итоге:



  1. Этап 2. Подача заявления на регистрацию в Роспатент и делопроизводство до регистрации.

После того, как станет понятно, что обозначение не имеет препятствий в регистрации, можно подавать заявку в Роспатент. Наши специалисты берут на себя оформление всей заявочной документации и ведение делопроизводства по заявке. Также на этом этапе оплачивается государственная пошлина за подачу заявки.

После получения заявки Роспатент начинает экспертизу: если документация в порядке и обозначение соответствует требованиям законодательства (экспертизе заявленного обозначения), то Роспатент выносит решение о регистрации Вашего товарного знака.

  1. Этап 3. Оплата госпошлины за выдачу свидетельства и получение свидетельства о регистрации ТЗ.

Процедура регистрации в среднем занимает 4-6 месяцев. Наш рекорд — 1 месяц. После получения результатов по экспертизе на основании Решения о государственной регистрации товарного знака, оплачивается еще одна госпошлина — на этот раз за выдачу свидетельства на товарный знак.

И вот так вы становитесь обладателем свидетельства на товарный знак — ваш логотип или название (или все вместе) надежно защищены законом.


Коммерческое обозначение и товарный знак: в чём отличия?


Основное отличие между способами защиты в объектах индивидуализации:

  1. Товарный знак используется для обозначения товаров и услуг юридического лица, индивидуального предпринимателя и физических лиц (с 29 июня 2023 года).
  2. Фирменное наименование — для индивидуализации юридического лица.
  3. Коммерческое обозначение — для индивидуализации предприятия.

Цели использования коммерческого обозначения и товарного знака едины. Однако, если кто-то будет использовать ваше коммерческое обозначение без вашего согласия, для защиты своих интересов в суде необходимо будет доказать, что у вас вообще возникло право на это обозначение. Это трудоемкий и длительный процесс.

При использовании товарного знака, доказательством возникновения права является сам факт регистрации товарного знака. Поэтому для защиты вашего обозначения выгоднее и быстрее зарегистрировать товарный знак.

Как передать права на товарный знак?


  1. Передать права по договору отчуждения.

При этом сценарии правообладатель в полном объеме передает исключительное право приобретателю за указанную в договоре сумму. После регистрации договора отчуждения, приобретатель товарного знака получает приложение к свидетельству на переданный по договору товарный знак, становясь законным правообладателем товарного знака.

  1. Заключить лицензионный договор.

Лицензионный договор закрепляет право использования товарного знака лицензиатом. В договоре обязательно указываются способы использования, территория действия права, срок действия договора.

  1. Оформление договора коммерческой концессии.

Правообладатель соглашается передать другому лицу за определенную сумму на установленное время или бессрочно право применения в своей деятельности исключительные права владельца на товарный знак.

Что делать, если подали заявку на товарный знак, а потом сменилось юридическое лицо?


Необходимо оформить передачу прав на заявку в Роспатенте. Внесение изменений в заявку на регистрацию товарного знака занимает до 1 месяца, в то время как на изменение правообладателя для зарегистрированного товарного знака отводится 2-4 месяца.

Стоимость госпошлин тоже разнится: внесение изменений в заявку стоит 2800 руб. (цена со скидкой за электронную подачу заявления, стоимость без скидки: 5000 руб.), а если товарный знак уже зарегистрирован, то пошлина составит 13 500 руб.

В нашей недавней статье мы рассказывали про международную регистрацию ТЗ.

За подробной консультацией вы можете обратиться к юристам Z&G.Patent — с нашим 17 летним опытом мы подскажем, что необходимо сделать для защиты конкретно вашего бизнеса.


0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.