Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
614 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

To BLoC or not to BLoC, или как iOS-разработчики во Flutter искали Router

Не так давно наша команда решила изучить Flutter как одну из трендовых и перспективных на сегодняшний день технологий. В этой статье речь пойдет прежде всего о связанных с BLoC-архитектурой граблях, на которые мы наступили, и о компромиссах, на которые пришлось пойти.

Прежде наша команда в своих проектах использовала преимущественно паттерны MVVM и VIPER. Приступив к изучению архитектурных практик во Flutter, мы обнаружили, что здесь пишут несколько иначе. Тем, кто тоже интересуется этой темой, рекомендую изучить репозиторий, где представлены различные варианты реализации одного и того же небольшого приложения «TODO-лист». Не будем рассматривать каждую архитектуру подробно, поскольку это тянет на отдельный цикл статей. Скажу лишь, что мы остановились на BLoC-архитектуре, предложенной Google, поскольку нам она показалась наиболее интересной. Подробнее про BLoC вы можете почитать в нашей предыдущей статье. Сейчас же речь пойдет о том, какие нюансы в применении этой архитектуры могут помешать взаимодействию ваших Bloc-ов с UI, если вы смотрите на него сквозь призму опыта другой архитектуры.

Первый взгляд на BLoC


Казалось бы, все звучит довольно просто. Вот UI, вот Bloc, который в этой архитектуре выступает в качестве презентера. Берем потоки, подписываемся на них и посылаем данные туда-сюда. Однако у нас, привыкших к VIPER-у, все время возникало ощущение, что чего-то здесь не хватает. Поэтому мы попытались адаптировать некоторые идеи VIPER-а к BLoC-у.

Главный вопрос, который нас занимал — кто в этой архитектуре исполняет обязанности Router-а. Раньше у нас была такая последовательность действий: нажали кнопку во View, Presenter обработал нажатие, затем либо передал запрос Interactor-у, либо попросил Router открыть новый экран. Здесь у нас в качестве Presenter-а выступает сам Bloc. То есть переход на новый экран должен осуществляться из Bloc-а? Нет, не все так просто.

Дело в том, что во Flutter вам жизненно необходима такая сущность, как BuildContext. Хотите перерисовать виджет? Нужен BuildContext. Хотите показать другой экран или диалоговое окно? Показывайте с помощью BuildContext. Хотите локализовать строку с помощью библиотеки (хотя она не единственная, но очень популярная)? Вы знаете, куда идти. И этот BuildContext доступен только на уровне UI в момент обращения к виджету.

То есть выполняете вы какой-то асинхронный запрос и вдруг обнаруживаете, что вам срочно нужно пользователю показать сообщение, скажем, о возникшей ошибке. Ошибка приходит в ваш Bloc. Вы хотите показать ииии... не показываете. Почему? Правильно. Потому что у вас контекста нет, так как вы находитесь на уровне бизнес-логики, где виджеты отсутствуют. А уровень UI, где виджеты есть, не должен знать о других модулях, на которые выполняется переход.

Мы придумали два способа для выхода из этой ситуации. Способ первый — просто отдавать в Bloc контекст из виджета. В теле метода виджета initState () мы обращались к нашему Bloc-у, вызывали у него метод setContext (context) и сохраняли соответствующую ссылку, после чего использовали ее для показа диалога или другого экрана. Просто и надежно. Способ второй — каждый раз передавать контекст виджета аргументом в метод, который может потребовать от вас работу с UI. Хотя автор второго способа все равно пришел к тому же первому решению, когда пытался наладить ту самую обработку асинхронно пришедшей ошибки.

Почему нельзя помещать BuildContext в Bloc


Сохранив BuildContext внутри Bloc-а, мы, казалось бы, добились своего. Теперь мы в любой момент в Bloc-е можем вызвать код, который осуществит переход на другой экран, покажет диалог или выполнит другое необходимое действие. Этот код может быть вынесен в отдельный класс, скажем, MyBlocRouter. И каждый раз, когда вам нужно уйти на другой экран, вы пишете MyBlocRouter.goToNextScreen (_context), и внутри этого метода уже пишете всю логику, связанную с созданием и настройкой нового экрана. Тогда это казалось более-менее приемлемым компромиссным решением (особенно в условиях мягко подкрадывающегося дедлайна по проекту). Догадываетесь, почему на самом деле решение было не очень хорошим?

Ответ прост — все та же изоляция слоев по практикам Clean Architecture. Поместив context в Bloc, вы тем самым жестко завязываете вашу бизнес-логику на конкретную UI-имплементацию, что лишает возможности повторно использовать компонент в других местах. А ведь именно это является одним из назначений Bloc-а.

Отделяем навигацию от UI и бизнес-логики


Вспомним, что BLoC — прежде всего реактивный паттерн. Вы можете организовать отдельный поток для событий. На вход этого потока поступают данные из Bloc-а (это могут быть строковые ключи, числовые константы или значения enum-ов). На выходе есть некто, кто слушает эти сообщения и в зависимости от запрошенного события вызывает ваш Router, передавая ему свой контекст. Назовем эту сущность BlocContext. Ее основное назначение — помогать Bloc-у в тех операциях, которые он не может самостоятельно выполнить без контекста. К таким операциям относятся навигация между экранами и показ диалогов.

Проиллюстрируем взаимоотношения классов следующей диаграммой:


Child (он же виджет) использует Bloc для подписки на потоки с данными и отправки сообщений Bloc-у. BlocContext использует Bloc для подписки на события навигации и показа диалогов. Сам же Bloc делает ровно то, что должен — инкапсулирует бизнес-логику, ничего не зная про UI, который его использует.

Код BlocContext может выглядеть следующим образом:


abstract class BlocContextBase {

// обязательный к реализации метод

void subscribe(T bloc, BuildContext context);

// общие обработчики диалогов, которые могут пригодиться каждому bloc

void showInfoAlert(BuildContext context, String message) {

// ...

}

void showError(BuildContext context, String message) {

// ...

}

void showProgressDialog(BuildContext context) {

// ...

}

}

Метод subscribe нам нужен для того, чтобы наш BlocContext мог подписаться на события, которые посылает связанный с ним Bloc. Зная, какое событие произошло, и имея при этом ссылку на BuildContext, мы всегда можем показать новый диалог или перейти на другой экран.

Чтобы получить доступ к контексту, немного дополним реализацию BlocProvider из предыдущей статьи:


class BlocProvider extends StatefulWidget {

BlocProvider(

{@required this.child,

@required this.bloc,

@required this.blocContext,

Key key})

: super(key: key);

final T bloc;

final Widget child;

final BlocContextBase blocContext;

@override

_BlocProviderState createState() => _BlocProviderState();

static T of(BuildContext context) {

final Type type = _typeOf > ();

final BlocProvider provider = context.ancestorWidgetOfExactType(type);

return provider.bloc;

}

static Type _typeOf() => T;

}

class _BlocProviderState extends State> {

@override

void initState() {

super.initState();

widget.blocContext.subscribe(widget.bloc, context);

}

@override

void dispose() {

widget.bloc.dispose();

super.dispose();

}

@override

Widget build(BuildContext context) {

return widget.child;

}

}

Рассмотрим внесенные изменения. В BlocProvider появился третий параметр — собственно BlocContext. Также появилась реализация метода initState. Поскольку BlocProvider является виджетом, у него есть BuildContext. Благодаря этому мы можем в методе initState вызвать subscribe BlocContext-а, передавая сам Bloc и контекст, взятый из BlocProvider. Подписка на события из Bloc-а должна происходить только в методе initState, и никак не в методе build. Последний изначально проектировался как метод без side-эффектов. Вы не можете контролировать, когда и кто его вызовет. Например, когда вы добавляете в навигационный стек новый экран через Navigator.push (...), то все виджеты в стеке автоматически перерисовываются. И если у вас где-то есть build, который завязан на подписку, или на загрузку данных, или нечто подобное, то ждите удивительных ошибок и увлекательного дебага.

Реализуя конкретных наследников BlocContext, вы можете сами определить, как и на какие события вы будете подписываться, какие именно диалоги вы будете показывать и каким Router-ам переадресовывать навигацию. Заметим, что BlocContext должен сразу выполнять код, связанный с показом диалога/экрана. В его обязанности не входит проверять какие-либо условия, например, заполнение пользователем обязательных текстовых полей. Это часть бизнес-логики, которая относится к задачам Bloc-а. Он выполняет всю обработку, проверяет все условия, валидирует данные и только тогда посылает в поток событие на показ чего бы то ни было.

Пример навигации между двумя экранами


Для иллюстрации вышесказанного возьмем код проекта из предыдущей статьи и дополним его. Сначала расширим базовый функционал Bloc-ов. Так как каждый Bloc теперь будет связан со своим контекстом, мы добавим отдельный поток, в который будут пробрасываться события навигации и показа диалогов.


class BlocEvent {

T type;

Map parameters;

BlocEvent({@required this.type, this.parameters});

}

// Общий интерфейс для всех bloc-ов

abstract class BlocBase {

StreamController> _eventsController =

StreamController>();

@protected

Sink> get inEvents => _eventsController.sink;

Stream> get outEvents => _eventsController.stream;

void dispose() {

_eventsController.close();

}

}

Сюда также добавляется новый параметризованный класс BlocEvent, хранящий тип события (для этого мы будем использовать перечисления) и словарь параметров. Объекты этого класса мы будем пробрасывать от Bloc-а к контексту.

Перейдем к главному экрану. Немного изменим верстку: добавим туда текст, по нажатию на который будет открываться новый экран. Найдем в коде верстки виджет Column, где располагается основной контент, и поместим туда следующий элемент:


InkWell(

child: Text("Checkout next screen",

style: TextStyle(color: Colors.blue)),

onTap: () => bloc.onGoToNextScreenButton(),

)

Также нам потребуется реализовать соответствующий метод. Обратите внимание: в отличие от предыдущей, в этой статье не используется реактивность для передачи событий на сторону Bloc-а. Перечисляемый тип MainBlocEvent теперь нужен для того, чтобы передавать события от Bloc-а к его контексту. Код в файле main_bloc.dart теперь выглядит следующим образом:


import ’dart:async’;

import ’package:simple_bloc_app/blocs/common/bloc_base.dart’;

enum MainBlocEvent {

// события навигации для bloc-а

goToNextScreen

}

class MainBloc extends BlocBase< MainBlocEvent> {

int _counter = 0;

final StreamController _counterController = StreamController();

Sink get _inCounter => _counterController.sink;

Stream get outCounter => _counterController.stream;

MainBloc();

void onIncrementButton() {

_handleIncrementCounterEvent();

}

void onGoToNextScreenButton() {

inEvents.add(BlocEvent(type: MainBlocEvent.goToNextScreen));

}

@override

void dispose() {

// закрываем контроллер

_counterController.close();

// не забываем вызвать метод суперкласса

super.dispose();

}

void _handleIncrementCounterEvent() {

_inCounter.add(++_counter);

}

}

Здесь мы изменили перечисление MainBlocEvent и добавили обработчик для перехода на следующий экран.

Для простоты восприятия реализуем второй экран без какой-либо бизнес-логики. BlocProvider в этом случае нам также не потребуется, т. к. Bloc-а нет:


class SecondScreen extends StatelessWidget {

@override

Widget build(BuildContext context) {

return Scaffold(

appBar: AppBar(title: Text("Second screen")),

body: Center(

child: Text("Some content will be there"),

),

);

}

}

Для перехода нам понадобится соответствующий Router:


class SecondScreenRouter {

static void openModule(BuildContext context) {

Navigator.push(context,

MaterialPageRoute(builder: (BuildContext context) => SecondScreen()));

}

}

Теперь реализуем MainBlocContext:


class MainBlocContext extends BlocContextBase {

@override

void subscribe(MainBloc bloc, BuildContext context) {

bloc.outEvents.listen((BlocEvent event) {

switch (event.type) {

case MainBlocEvent.goToNextScreen:

SecondScreenRouter.openModule(context);

break;

default:

assert(false, «Should never reach there»);

break;

}

});

}

}

Итак, все готово. Осталось только внести завершающие штрихи в main.dart:


class _MyHomePageState extends State {

// кешируем ссылки на Bloc и его контекст

// чтобы избежать их повторного создания и проблем с подпиской на потоки Bloc-а

final MainBloc bloc = MainBloc();

final MainBlocContext blocContext = MainBlocContext();

@override

Widget build(BuildContext context) {

return BlocProvider(

child: MainScreen(),

bloc: bloc,

blocContext: blocContext,

);

}

}

Готово! Наш переход между экранами работает:


Исходный код проекта можно найти здесь.

Summary: полученный результат


Итак, чего мы сегодня добились?

  1. Изолировали бизнес-логику от UI. Теперь наши Bloc-и ничего не знают про BuildContext и не нуждаются в нем для показа экрана/диалога.
  2. Вынесли общий функционал, связанный с показом сообщений об ошибках, информационных диалогов и других вещей в отдельный класс. Вам не придется реализовывать эти методы отдельно для каждого Bloc-а.
  3. Вам не нужно думать о том, чтобы не забыть подписать ваш BlocContext на Bloc. Сама подписка выполняется внутри BlocProvider. Ваша задача — реализовать соответствующие классы и передать их BlocProvider-у.

Таким образом, мы адаптировали идеи Clean Architecture к BLoC во Flutter и получили то разделение ответственностей, к которому стремились. А в следующей статье мы расскажем, как работать с платформенными сервисами вроде камеры, галереи или телефонной книги.

Оригинал статьи размещён на сайте inostudio.com

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.