редакции Выбор
Онлайн-сожаление или извлечённые уроки из неудачного запуска интернет-магазина
Предыстория: наивность, амбиции, вдохновение заграничными поездками сподвигли на открытие онлайн-магазина в далёком 2011. Тогда я ещё не знала формулу:
неопытность + отсутствие бизнес-наставника в окружении = неминуемый провал.
Спойлер: прежде чем бросаться в интернет-омут с головой, обзаведитесь грамотными советниками-практиками, прочтите десяток книг действующих предпринимателей, узнайте больше о внутрянке реального офлайн-бизнеса, не надейтесь на удачу и растущие рынки.
Изложу всё как было, перемежая хронологичность рассказа горючими слезами раскаянья, чтобы читающим было неповадно идти по следам, ведущим к неудаче:
1. Выбрала непопулярный товар: домашний декор европейских производителей.
В США и Европе бизнес квартирного уюта цветёт и пахнет, но в наших широтах уровень жизни не позволяет делать комфортным домашний быт. Непрекращающаяся череда кризисов заставляет экономить на неважном, а украшение дома — порыв эмоциональный, не практический.
Совет: анализируйте выбранную нишу заранее, оцените уровень спроса, выясните в какую категорию попадает ваш товар по пирамиде Маслоу, решите нужен ли он в домашней стране.
2. Не потрудилась разобраться с экономикой — быстро исчерпала наличку.
Начального капитала хватало на пару партий продукции российских дистрибьютеров. Товар завис, свободных средств не осталось, развиваться стало невозможно. Оставалось нервничать и надеяться, ждать и верить в лучшее, ведь напрочь отсутствовало понимание предстоящих затрат.
Совет: загодя стройте таблицу денежных потоков сами или с привлечением специалистов. Проверяйте каждую цифру, интересуйтесь формулами, коэффициентами, уравнениями.
3. Делала ставку на себя любимую — упахалась быстро в край.
Надеялась на то, что многое сделаю лично. К чему платить за то, что самой делать в радость. Никто кроме меня не будет заботиться о зарождающемся бизнесе трепетнее и увлечённее.
Совет: никогда так не поступайте. Важно накопить знания или нанять опытных сотрудников на основные бизнес-процессы, чтобы точно понимать кто, почему, как и за что отвечает.
4. Выбрала регион для продаж: родной город-миллионник.
По предварительному анализу прямых конкурентов с таким же товаром не обнаружила. Позже поняла, что есть косвенные: гигант ИКЕА, сетевые магазины, китайские сайты, где можно купить подделки за копейки.
Совет: анализируйте не только прямых соперников, но и сопредельных: порой именно в них наибольшая опасность.
5. Лично сделала магазин на популярном бесплатном движке.
Много времени тратила на доработку. Нанимала фрилансеров, но им всем удавалось «положить» сайт. Оставила попытки делегировать и тратила кучу времени на программирование, вместо того чтобы быть управленцем.
Совет: управляйте бизнесом, не разменивайтесь на рутинные задачи. Создание сайта не равно управлению онлайн-магазином. Избегайте дел, на которые можно нанять специалистов.
6. Выбрала неподходящий способ продвижения.
Вместо рекламы в интернете вложила деньги в местный печатный каталог: 40’000 рублей за пару выпусков. Хотела быстрых результатов и первые клиенты пошли, но затраты явно не окупились.
Совет: тщательно продумывайте продвижение. Ищите бесплатные методы, рассчитывайте на длительную дистанцию. Время «по-быстрому срубить бабло» прошло.
7. Неудачные вложения в рекламу сподвигли на дополнительное обучение.
Постепенно узнавала, что есть контекстная реклама, возможность заявить о бизнесе в социальных сетях, CEO-продвижение и прочие механике.
Совет: изучите подходящие методы привлечения клиентов до запуска бизнеса и учтите необходимые расходы.
8. В родном городе спрос оказался ничтожно низким.
Через несколько лет работы поняла, что большая часть заказов уходит в Москву. Конкурировать со столичными интернет-гигантами сложно — проигрывала по скорости и стоимости доставки: