редакции Выбор
Рост цен на продукты замечают уже 98% покупателей в России
Американская исследовательская компания NielsenIQ провела анализ потребительской активности россиян, на основании которого исследователи считают, что на протяжении 2022 года потребители будут осторожнее принимать решения о покупке товаров на фоне сокращения располагаемых доходов, высоких темпов инфляции и тенденции к прогрессирующей экономии.
Приводим получившиеся данные исследования:
- За последние три года потребители стали лучше осведомлены о ценах на основные товары. В 2019 году цены помнили всего 7%, а в 2021 — уже 25%.
- Каждый второй (49%) предпринимает серьезные усилия для поиска самых выгодных цен.
- Почти одинаковой популярностью пользуются стратегии сокращения объемов потребления, переключения на более дешевые бренды или СТМ, переключения на магазины с более низкими ценами и покупки со скидками.
- Менее распространенными стратегиями являются покупки в больших упаковках, которые позволяют приобрести товары по более выгодной цене, и сокращение потребления импортных продуктов.
- Четыре из десяти россиян готовы сменить магазин в целях поиска более выгодного предложения. За последние несколько лет количество таких покупателей выросло более чем в три раза: с 12% в 2019 до 38% в 2021.
- Промо становится катализатором не только переключения потребителей между брендами и снижения лояльности к ним, но и переключения между магазинами в поиске более выгодного промо.
- 73% россиян сравнивают цены на большинство продуктов в онлайн и офлайн-магазинах. И каждый четвертый считает, что цены на онлайн-площадках ниже цен в офлайн-магазинах.
- По итогам 2021 года второй по популярности миссией онлайн-шопинга стала покупка товаров FMCG по сниженной цене.
- Средний чек онлайн-покупки вырос сразу на 16% до 2811 руб.
Растущая инфляция, которую замечают 98% покупателей, беспокоит подавляющее число россиян: 4 из 5 главных причин для беспокойства опрошенных NielsenIQ покупателей в России связаны именно с ростом цен на товары и услуги. Этот тренд прослеживается на протяжении всего 2021 года, и на фоне последствий пандемии, геополитической ситуации и нового витка экономического кризиса главной компонентой для потребителей остается именно ценовой фактор.
Влияние нового кризисного этапа на покупательское поведение заметно уже на 8–9 неделе 2022 года. В этот период произошел всплеск FMCG-продаж по сравнению с аналогичными показателями годом ранее: рост денежных продаж товаров повседневного спроса всего за месяц вырос с 9 до 18%, а натуральных — с 0,7% до 7.5%.