Что за зверь эта корпоративная информационная система (КИС)
Начнём с базы, то есть определения. Корпоративная информационная система (КИС) — это комплексное программное решение, чтобы централизованно управлять всеми процессами компании, от проектного офиса до работы с персоналом. КИС можно сравнить с нервной системой в организме. Она помогает разным отделам взаимодействовать, обмениваться важной информацией и работать согласованно.
Корпоративная информационная система помогает хранить все данные в одном месте и анализировать их. Также в КИС можно автоматизировать бизнес-процессы и настроить цифровые рабочие места.
Внедрение корпоративной информационной системы в компании обеспечивает рост эффективности бизнеса. Это достигается благодаря прозрачности бизнес-процессов, быстрому обмену данными между подразделениями и возможности принимать решения, опираясь на данные.
1) Интегрированность данных: единая корпоративная система управления избавляет от дублирования данных между разными подсистемами, снижает риски ошибок и повышает точность данных. Сотрудники ТПХ «Русклимат» получают много обращений от покупателей по самым разным вопросам. Раньше они работали в нескольких программах одновременно. Заявки хранились в разных базах, а общение с коллегами или подрядчиками трудно было вести в одном месте. Мы перевели работу и заявки в одну программу. Ещё помогли улучшить обслуживание клиентов без увеличения штата. 2) Эффективность управления и сокращение затрат: КИС ускоряет перемещение и обработку данных между различными сервисами, помогает экономить на лицензиях, техподдержке и обучении пользователей «букету» разных систем. Рабочий день нашего директора по маркетингу выглядит так: проанализировать показатели, распланировать задачи, пообщаться с другими отделами и партнёрами, поработать с данными из CRM и рекламных кабинетов. Когда это происходит в разных программах, приходится постоянно переключаться между десятком вкладок. Исследования показали, что восстановить внимание даже после незначительного перерыва в работе займёт 23 минуты. Значит, пару часов в день просто улетают в никуда. При этом наше SAAS-решение «всё в одном» стоит в восемь раз дешевле, чем отдельные подписки на пять облачных сервисов Microsoft (Dynamics, Project, Teams, Power BI, SharePoint). 3) Простота масштабирования и адаптации под бизнес-процессы под текущие и будущие потребности бизнеса: КИС включают в себя несколько модулей, которые можно настраивать и расширять в зависимости от потребностей компании. Это позволяет постепенно наращивать функциональность системы. В 2016 году «Сколково» внедрили «Первую Форму» исключительно для автоматизации работы Центральной диспетчерской службы. А три года спустя создали мобильное приложение SkolCity с доступом ко всем сервисам Инновационного Центра. Стартовали с Международной Гимназии, потом подключили жилые кварталы и Технопарк. Чтобы расширить функции КИС, её можно интегрировать с другими системами. Так, «Первая Форма» интегрируется по API с любым сервисом. Также можно написать кастомный API для обмена данными. Примеры: 1С ЗУП, Босс-Кадровик, Контур.Фокус. О несовместимости различных решений переживать не приходится. Они могут легко масштабироваться вместе с ростом компании — добавляются новые функции или улучшаются текущие процессы. Специализированные системы, такие как CRM или HRM, могут предлагать определенную степень кастомизации. Но как специализированные решения они ограничены и тяжело адаптируются к изменениям в других областях бизнеса. У страховой компании «Уралсиб Страхование» сложный процесс согласования документов. Под каждый тип есть своя матрица, в процессе формируются листы согласования и внесённых замечаний. Также сотрудники могут запросить мнение у других специалистов компании. У нас документооборот несколько проще. Себе мы не настраивали лист замечаний и запрос мнений. Но у нас также можно отклонить согласование и вернуть документ на этап подготовки. А в случае, если руководитель в отпуске, согласование автоматически делегируется заместителю. Вот лишь несколько примеров: Нет универсального совета, что начать обязательно стоит с СЭД или CRM. Другой вариант — внедрение корпоративной информационной системы для автоматизации отдельных бизнес-процессов. Например, только согласование платежей или открытие новых торговых точек. Мы, например, показываем систему на реальных площадках, а затем проводим консультацию с бизнес-аналитиком.Допустим, вы вели всё в отдельных табличках Excel, а теперь хотите единую корпоративную ИТ-систему. Бизнес-аналитик расскажет, с чего лучше начать, соберёт функциональные требования для будущего решения, а если нужно — даст советы по организации процесса. Итогом станет подробное коммерческое предложение по лицензиям, внедрению, техподдержке и обучению. В нем будут описаны доступные варианты, стоимость и сроки. В проектную команду обычно входят: Например, если вы обсуждаете проверку договоров, на встрече с интегратором должны быть юристы, руководитель проекта и технический директор. Руководитель проекта максимально вовлекается в процесс на всех этапах внедрения. Он должен взять на себя организационные вопросы, тестирование группой сотрудников, контроль сроков, общение с коллегами и интегратором. Функциональные заказчики глубоко понимают бизнес-процессы. Они рассказывают о том, как сейчас выстроена работа в их подразделении, делятся проблемами и своим видением их решения. Технические специалисты решают с командой интегратора практически вопросы, например, где на сервере развернуть систему. Обычно в этой роли выступают сисадмины, обслуживающие сервера, админы смежных систем, ответственные за телефонию или почту. Руководителю важно понимать, что участники проектной команды на какое-то время могут «просесть» в эффективности по личным показателям. Внедрение новой системы требует времени и сил, но стоит вложенных ресурсов. На этапе внедрения вы снова встречаетесь с бизнес-аналитиком. Он проводит более подробное интервью, изучает все имеющиеся данные и составляет ТЗ для отдела внедрения. После события могут развиваться по двум сценариям — по Waterfall, водопадной модели разработки, или Agile, итеративной модели, когда работа над проектом разбита на короткие циклы. Это самый длинный этап внедрения в проекте и самый короткий в статье. В разных компаниях он проходит по-разному, просто готовьтесь, что он точно займёт пару месяцев. В 2024 году корпоративные информационные системы могут развиваться в таком русле: А вы уже пользуетесь какой-либо КИС в работе? Делитесь в комментариях!

Зачем нужна единая система корпоративного управления — 3 преимущества над отдельными сервисами
Виды корпоративных информационных систем
Преимущества BPM-системы как единой корпоративной информационной системы
BPM-системы гибкие в настройке бизнес-процессов под специфические нужды бизнеса


BPM-системы применимы в любой отрасли бизнеса благодаря своей универсальности и способности адаптироваться к различным бизнес-моделям
Внедрение корпоративной ИТ-системы: шаги к преобразованию бизнеса
Начните с того, что у вас «болит»
Найдите подходящую платформу и получите консультацию
Соберите проектную команду
Внедрите решение
Перспективы корпоративных систем управления