Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 046 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Фейковые отзывы: 16 показателей, которые помогут уловить ложь

На отзывы на сети полагаются все реже– и это не пустые рассуждения, а обосно-ванный исследованием факт. Аналитический центр НАФИ и Wildberries дважды опросили россиян: в 2021 году в правдивости комментариев на различных площадках сомневался 81 % граждан, а в 2023 году – уже 72 %.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Большинство людей считают, что на маркетплейсах ненастоящие отзывы

На всевозможных форумах и в соцсетях часто публикуются подобные посты — люди не верят отзывам, поэтому просят помочь с выбором тех или иных товаров, порекомендовать специалистов. И их можно понять. Фейковых отзывов в самом много — порой они выдают сами себя (далее вы убедитесь в этом, когда увидите примеры).

И суть состоит в следующем: в самом начале бизнесу сложно справиться без приобретения отзывов. Когда никто не покупал товары, не пользовался услугами — некому и оценки ставить. А без отзывов мало кто хочет стать клиентом. Получается безвыходная ситуация.

Тогда владельцы бизнеса берутся за отзывы сами, просят помощи у знакомых, ставят задачу сотрудникам или идут на специализированные биржи, где за минимальную сумму готовы расхваливать товары и услуги.

Во всех случаях нередко получается плохо: потенциальные клиенты понимают — здесь отзывы ненастоящие, и уходят к конкурентам. Давайте разбираться, что выдает фейки.

16 признаков фальшивых отзывов

1. Трудности с фото. Когда-то на Wildberries постояннно попадались отзывы с фотографиями и с текстом следующего содержания — «Здесь платят деньги за отзывы». Чтобы это ни было — неоторожность владельца бизнеса или козни конкурентов — при виде такого желание приобретать такой товар пропадает. Сейчас ситуация исправилась, и сомнительный контент с площадки пропал.


Но отличить фейковые отзывы от настоящих по фотографиям все еще можно — встречаются одни и те же изображения в разных комментариях к одному товару.

Обратите внимание на фото из первого отзыва и на последнее из второго — полное совпадение. Скорее всего, размещавший эти комментарии человек случайно выбрал лишнее изображение в галерее — человеческий фактор никто не отменял.

Если вам важно узнать, настоящий отзыв или фейк, можно проверить уникальность фотографий. Например, используйте этот сервис Яндекса — если изображения использованы где-либо еще, то достоверность комментария под вопросом.

2. Характеристики, а не ощущения. Иногда ненастоящие отзывы больше похожи на карточки товаров: к примеру, в случае со смартфоном автор указывает разрешение камеры, а обычный покупатель скорее напишет, что получаются классные фотографии даже в темном помещении. То есть поделиться своими эмоциями.


Андрей написал не просто отзыв, а настоящий мини-обзор. Только получилось уж больно похоже на текст для карточки товара — кроме последнего предложения.

3. Ключевики в отзыве. Заказчики часто дают исполнителям перечни ключевых слов, которые требуется написать в комментариях. Это важно для SEO, ведь различные крупные площадки с отзывами довольно быстро индексируются поисковыми системами.

Только вот исполнители покупных отзывов не всегда органично вписывают ключевые слова — иногда они сильно бросаются в глаза. К тому же, очень часто сюда же добавляется название компании, ссылка на ее сайт, восхваляемый товар или услугу.


В целом, здесь ключевое слово — tescoma president — вписано вполне естественно. Только вот оно все равно немного бросается в глаза, поскольку в отзывах на маркетплейсах редко указывают полные названия товаров.

4. Множество шаблонов. Подозрения в правдивости отзыва могут зародить и различные штампы — фразы, которые редко используют в живой речи, зато часто встречаются в текстах. К примеру, «динамично развивающаяся компания», «команда профессионалов», «весь спектр услуг», «гибкая система скидок», «широкий ассортимент», «европейское качество» и другие подобные выражения.


К этому пункту можно отнести канцеляризмы — слова и фразы, характерные для деловых бумаг и документов. Естественно, существуют люди, которых их используют и в обычной жизни, но подобное встречается редко.


5. Оправдание недостатков. Представьте ситуацию: купили набор из 10 носков — пара из них были с дырками, еще несколько порвались во время первой же носки, а остальные не уцелели после стирки. Вряд ли вы напишете хороший отзыв наподобие такого: «Носки, увы, порвались быстро, но они такие красивые и мягкие, поэтому поставлю пять звезд и закажу еще». А в интернете такое встречается.

Не менее подозрительно выглядят отзывы с советами, когда автор подсказывает, как убрать недостатки товара. Вот, купила шампунь, а он волосы плохо промывает. Но ничего, значит нужно просто мыть голову дважды, тогда все хорошо. Попробуйте и вы.


Сюда же можно отнести комментарии в стиле «Не знаю, кто там плохие отзывы пишет — все отлично». Особенно сильно подобные комментарии выделяются, когда вокруг них много отрицательных отзывов — недовольны большинство, за исключением нескольких человек.


6. Избыток комплиментов. «Великолепнейший», «превосходный», «наилучший», «самый лучший», «эксклюзивный» и другие слишком хвалебные слова и словосочетания — повод задуматься, а не фейковый ли отзыв перед вами. Особенно, если такие комментариев много, и они идут один за другим. В реальности мало кто так говорит, чаще звучит — «хорошее качество», «отличный», «все нормально» и т. д.


7. Абстрактные определения. Для короткого комментария отсутствие конкретики — это нормально, в жизни люди часто просто ставят оценку и пишут что-то вроде «машина пришла целая, спасибо», «все хорошо», «ребенок доволен» и т. п.

А вот для развернутого отзыва отсутствие подробностей — подозрительно. Вероятно, автор не знаком с товаром или услугой, при этом не хочет тратить время на изучение информации — вот и решил отделаться шаблонными фразами. В действительности же когда люди пишут средние и большие по объему комментарии — они обычно указывают детали.


Отзыв обо всем и ни о чем — вроде написано целых три предложения, а непонятно даже то, о каком товаре идет речь.

8. Путаница с родом. Предположим, текст отзыва от женского лица, а автор мужчина, или наоборот. Подобное случается с наспех размещенными фейковыми комментариями.

Иногда с мужских аккаунтов размещают женские отзывы — чрезмерно эмоциональные, со множеством прилагательных, восклицательных знаков и смайликов. Конечно, мужчинам эмоции тоже не чужды, но обычно они не так сильно проявляют даже в тех ситуациях, когда товар или услуга очень понравились.


Кстати, ошибаются не только с родом, а порой и с товаром.


9. Абсолютное отсутствие или куча глупых ошибок. В основном, даже люди с филологическим образованием периодически допускают опечатки — все мы иногда спешим, отвлекаемся на что-то или просто случайно нажимаем не на ту букву на клавиатуре. Поэтому наличие ошибок в отзывах — дело вполне естественное.

Большинство авторов покупных отзывов знают об этом — в связи с чем и допускают опечатки специально. Только вот некоторые порой доходят до крайностей — допускают абсолютно дурацкие ошибки, да еще и в огромном количество. В результате комментарии получаются максимально подозрительными.


Есть и обратная ситуация — полное отсутствие ошибок. Некоторые заказчики щепетильно подходят к вопросу грамотности, настаивают на исправлении целенаправленно допущенных опечаток и выверяют отзывы чуть ли не словарем.

В итоге — безупречный текст, которому преподаватель русского языка поставил бы пятерку с плюсом. Вот только на настоящий отзыв он мало похож.

Важно соблюдать баланс: писать комментарии простым и понятным языком, не выверять запятые и прочие знаки препинания.

10. Время историй. Бывает фальшивые отзывы состоят сплошь из невероятных историй — практически без упоминаний товара и услуге, которым в общем-то и должен быть посвящен комментарий.

Такое случается, когда автору нужно написать заданное количество символов, а о чем рассказать, он не знает. И при том не хочет собирать информацию о товаре или услуге — вместо этого он придумывают историю, в которую добавляет несколько каких-либо общих фраз. К примеру, «одним словом, чай хороший — всем рекомендую».

11. Вымышленная информация. Чаще всего авторы фальшивых отзывов указывают от себя имена сотрудников, реже — услуги, условия работы и прочую информацию. Случается подобное от нежелания углубляться в мелочи или от нехватки сведений.

Отличить фейковый отзыв от настоящего по этому признаку сложно. Придется тщательно изучить сайт компании, прежде чем поймете, что что-то не так. Однако все равно размещать подобные комментарии не стоит — лучше попросить автора исправить текст перед публикацией. Ведь кто знает, насколько дотошный и скандальный потенциальный клиент может попасться.

12. Пара имен работников. Как правило, люди не запоминают имена тех, кого видят единственный раз в жизни. Так, вряд ли вы сможете сказать, как зовут всех контактировавших с вами сотрудников компании, где заказывали изготовление мебели.

Поэтому довольно странно, когда автор перечисляет несколько имен сотрудников. Либо у него очень хорошая память, либо отзыв фейковый.


Имя одного официанта можно запомнить, а вот трех сразу — уже не очень.

Исключение — узкие специалисты: врачи, юристы, парикмахеры, автоэлектрики и т. д. Обычно отзывы пишут именно о них, а не о компании в целом.

13. Многократные словосочетания и структура. Фейковые отзывы обычно пишут по ТЗ — заказчик указывает определенные требования, которые должен соблюсти автор. Исполнители нередко четко следуют им, опасаясь или ленясь привнести что-либо от себя — в результате появляются комментарии-близнецы.


Поверьте на слово — это далеко не все отзывы, где говорится, что овощечистка прослужила 10 лет или дольше. Их было намного больше, и шли они буквально один за другим — вероятно, эта фраза была указана как обязательная в техническом задании.

Настоящие отзывы могут быть похожими между собой, но они сильнее отличаются. Допустим, за коротким комментарием следует средний с фотографиями, затем пара небольших, а далее один очень развернутый. Вдобавок они обычно отличаются по стилистике.

14. Несколько комментариев в один день. Кажется подозрительным, когда никто ничего не писал, а потом десять человек в один день решили поделиться своими впечатлениями. Так довольно часто размещают фальшивые отзывы — настоящие же публикуют не периодично.


Отзывы на жилые комплексы публикуют довольно редко. Здесь мало того, что два комментария появились в один день, так они еще и очень похожи по содержанию. Будто написаны по одному техническому заданию.

Конечно, здесь есть исключение: иногда компании проводят акции — к примеру, предоставляют скидку за отзыв. Но все равно размещать комментарии лучше с разными временными промежутками, это выглядит более естественно.

15. Самопиар. Бывает, но очень редко — автор отзыва сам себя выдает. Хвалит собственный товар или услугу.


А иногда и довольно резко отвечает на негативные отзывы. Кажется, что комментарий ниже оставил владелец автомойки, кто-то из его родных или друзей.


Кроме того, отличить фейковый отзыв от настоящего легко по контексту — когда среди резко негативных комментариев встречаются слишком положительные, это выглядит подозрительно. Вероятнее всего владелец бизнеса решил не улучшать качество товаров или услуг, а поработать над репутацией.

16. Взятые с сайта фирмы факты. Нередко авторы фальшивых отзывов слово в слово копируют УТП с преимуществами — таким образом удается максимально быстро написать большое количество комментариев.

Допустим, в случае с автоломбардом вряд ли настоящий клиент станет писать: «Действительно оценивают автомобиль на 90 % от рыночной цены» — маловероятно, что кто-либо станет точно определять процент.

Больше примеров покупных комментариев смотрите здесь — мы уже как-то рассказывали о том, как отличить фейковые отзывы от настоящих. Информация из той статьи актуальна до сих пор.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.