Прототипы - быть или не быть?
Очень часто в разделе "Схема работы" на сайтах разработчиков мы видим пункт - "Разработка прототипов дизайн-макетов". У клиента, которому нужен небольшой сайт (а таких процентов 80%) возникает вопрос: А оно мне надо? Безусловно, в проектах, где подразумеваются 10-ки страниц интерфейса без этого не обойтись (CRM системы, TASK системы и другие сервисы). Но на это придется потратить также не один десяток часов работы проектировщика и маркетолога. Эти схемы должны учитывать особенности ЦА, привычки пользователей в работе с подобными системами и общее удобство в плане Usability. В большинстве случаев клиенты понимают важность данной стадии разработки продукта и готовы оплачивать эти десятки часов работы над прототипами. Но бывают и такие, которые отрекаются от данной стадии работ, аргументируя это, тем, что бесполезная трата времени и пусть дизайнер начнёт работу, а там "походу сообразим". Опять же, заставляет задуматься. С одной стороны он прав - наш дизайнер достаточно опытен, чтобы грамотно выстроить интерфейс, но с другой стороны слова заказчика "походу сообразим" предполагают обилие правок на стадии дизайна. Какой может быть выход? Оплачивать работу дизайнера по часам? Да, но клиент обычно требует выставить смету до начала работ и прописать её в договоре. Он не согласен оплачивать работу по его же принципу "походу сообразим". Рассмотрим плюсы для обоих сторон при разработке прототипа:
- Грамотный, продуманный интерфейс;
- Чёткое ТЗ у дизайнера;
- Понимание результата у заказчиком.
Теперь минусы:
- Ограниченное поле действия у дизайнера (не все это любят);
- Ограниченное поле действия в плане правок у заказчика;
- Дополнительные траты средств для клиента (порой, выливающиеся в сумму равную, или даже, превышающую сумму разработки дизайн-макетов);
- Дополнительные траты времени для клиента.
Если смотреть объективно, то минусы перевешивают плюсы.
Многие веб-разработчики обязательно включают эту стадию работы над веб-проектом, будь то даже лендинг на 5 экранов. Какие "плюшки" тогда получает разработчик:
- Больше прибыль (т.к. больше работы);
- Всегда есть возможность "ткнуть" клиента в прототипы (о каких правках может идти речь, друг? Вот, согласованные вами же, прототипы);
- Продажа дополнительных часов работы (если клиент всё же, желает внести коррективы, отличные от прототипов);
- Меньше "загруженность" у дизайнера (т.к. креативить особо не нужно. Отрисовывай по схеме и всё).
- Перед началом работ просим клиента выслать несколько ссылок на сайты, дизайн которого он оценивает как - "То, что надо". (с них мы берём стилистику и некоторые фичи (ну да, а кто ничего не заимствует? =))
- Опыт дизайнера, умеющего грамотно поработать над приоритетами в элементах каждого экрана (сам не пойму, как он это делает =))
- Опыт и способности менеджера, умеющего аргументированно отстоять позиции по какому-либо вопросу, касающегося дизайна.
- Согласование структуры проекта, по которой считается смета и она же прописывается в договоре. Условно :
- Первый экран (основная информация, логотип, слоган, пояснения, форма заказа)
- Услуги (6 шт. - подробная информация о каждой слуге открывается во всплывающем окне + форма заказа)
- О нас (текст 1000 знаков + фото с объектов)
- Преимущества (6 шт.)
- Контакты (форма, карта проезда)
Стоит сказать, что за 2 года работы ни один клиент (а их в сумме уже более 30), не ушел разочарован дизайн-макетами. Были разногласия, были споры, было много работы, но всегда был результат. Довольный клиент - довольные мы. Но порой требования клиентов мешают достигать поставленных маркетинговых целей, ожидаемых от проекта, но это уже совсем другая история, о чем мы и поговорим в следующий раз.