Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
1 сентября 2022 года внесли изменения в Закон о рекламе. Теперь любая реклама в интернете должна быть маркирована, а информация о ней передана в единую систему от Роскомнадзора.
Но какая реклама попадает под маркировку, как правильно маркировать и что будет, если этого не делать — вокруг нововведения все еще много вопросов.
Мы тоже отправляем своим подписчикам предложения с акциями и скидками, рассказываем о партнерах. И чтобы понять, какой рекламы в интернете касается это нововведение, и разобраться в теме маркировки — мы взяли консультацию у юридической компании.
В статье рассмотрим с юристами конкретные примеры: что является рекламой, а что нет, тезисно поделимся ответами экспертов и попытаемся внести больше ясности в эту непростую тему. Материал подготовил сервис рассылок Sendsay совместно с экспертами юридической фирмы OrlovaErmolenko.
Вообще, в сложных вопросах мы рекомендуем всегда обращаться к специалистам, а не пытаться разобраться самостоятельно. На какие-то нюансы мы, как не специалисты, можем просто не обратить внимания. И по иронии именно они в будущем ударят по бюджету компании.
Краткий словарик по теме
Реклама — информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товару/услуге.
Рекламодатель — лицо, чей товар или услуга рекламируется, или заказчик рекламы
Рекламораспространитель — лицо, которое распространяет рекламу любым способом, в том числе через посредников (рекламные агентства, блогеры).
Паблишер — владелец площадки, на которой рекламодатели распространяют рекламу.
Посредники — агентства и фрилансеры, которые участвуют в распространении рекламы.
Оператор рекламных данных, ОРД — владелец специального ПО, через который передает данные в ЕРИР.
Единый реестр интернет-рекламы, ЕРИР — система учета интернет-рекламы в ведении Роскомнадзора.
Маркировка — указание пометки «реклама» на рекламном сообщении в интернете. Если подробнее, любой рекламный креатив в интернете:
должен быть помечен словом «реклама»
должен быть маркирован специальным токеном
должен содержать информацию о рекламодателе
Выжимка про требования о маркировке собрана в специальном разделе на официальном сайте Роскомнадзора.
И здесь важны еще три момента:
Нововведение относится ко всей рекламе в интернете: медийной, контекстной, таргетированной, нативной, SEO, рекламе в блогах, рекламе в СМИ.
Распространение рекламы в интернете без маркировки запрещено.
Информация о любой рекламной активности должна передаваться в Роскомнадзор.
Что попадает и не попадает под маркировку: 5 популярных случаев
1. Размещаем свои материалы (баннеры, вебинары) на своих площадках
Могут признать рекламой. Чтобы минимизировать риски, материалы лучше маркировать ⬇️
Как правило, информация о товарах и услугах на сайте производителя/продавца/лица, оказывающего услуги, не считается рекламой, если она просто информирует посетителей сайта:
об ассортименте товаров/услуг
о правилах пользования
о продавце/производителе товаров/лице, оказывающем услуги
Но информация может быть признана рекламой, если она не столько информирует, сколько выделяет отдельные товары или саму организацию. Например, рекламой могут признать баннер, который остается на сайте независимо от перехода пользователя на разные страницы сайта.
Так что, будет ли признан материал рекламой, зависит от его итоговой формы размещения:
Если баннер с информацией об услугах выделяется среди общего оформления сайта (например, подсвечивается), сохраняется при переходе на другие страницы сайта, содержит призыв к покупке — он будет рекламой.
Если баннер выглядит как обзор новых услуг, то есть в первую очередь информирует потребителей и не содержит открытого призыва к покупке — он не будет рекламой.
Если баннер признают рекламой, он попадет под требования закона о маркировке. Поэтому лучше все же сделать пометку «реклама» и указать сведения о рекламодателе (название юридического лица и ИНН) — так вы снизите риск привлечения к ответственности.
2. Размещаем свои материалы (бартерные статьи) на внешних площадках
Маловероятно, что признают рекламой. Можно не маркировать ⬇️
Действие закона о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, у которых нет цели продвинуть товар.
Несмотря на упоминание в статье сервиса Sendsay со ссылкой, такая статья несет скорее информационную пользу для потребителя, чем рекламирование сервиса.
Ангелина Балакина, старший юрист OrlovaErmolenko
Поэтому риск, что такую информацию признают рекламой и применят к ней требования о маркировке, низкий. Но он все же есть, потому что гиперссылка на сайт компании может быть квалифицирована как реклама.
А вот статья со ссылкой на какой-либо материал из блога не будет являться рекламой. Такая ссылка носит скорее информационный характер. Также не будет рекламой упоминание компании в качестве инструмента без ссылок на сайт компании
Ангелина Балакина, старший юрист OrlovaErmolenko
3. Нас размещают на внешних площадках, без предоставления материалов с нашей стороны
Не реклама. Маркировка не нужна ⬇️
Если ФАС признает такой материал рекламой, то антимонопольный орган будет устанавливать, кто является рекламодателем. ФАС России должна будет доказать, что компания — рекламодатель, то есть она заключила договор.
Отсутствие договора о размещении рекламы и фактического сотрудничества по ее размещению — это свидетельство того, что компания не рекламодатель. Следовательно, на нее не распространяются требования о маркировке.
Ангелина Балакина, старший юрист OrlovaErmolenko
4. Мы размещаем материалы партнеров у себя на сайте
Не реклама. Маркировка не нужна ⬇️
Признание статьи рекламой будет зависеть от того, как в ней указали ссылки на услуги партнера. Если статья носит скорее информационный характер, а ссылка на услуги партнера органично интегрирована, ее не признают рекламой.
Статья партнера без ссылок на его услуги будет носить информационный характер, то есть она не попадет под Закон о рекламе. Следовательно, маркировать такую статью не нужно.
Александр Ермоленко, партнер OrlovaErmolenko
5. Нас размещают партнеры, и мы им даем материалы (комментарий)
Не реклама. Маркировка не нужна ⬇️
Сам по себе экспертный комментарий в блоге другой компании носит информационный характер и не является рекламой. Ссылка на компанию и описание ее услуг — это инициатива площадки, которая размещает комментарий.
В этом случае компания не определяет содержание рекламы, не инициирует ее размещение, то есть она не является рекламодателем. Обязанность по маркировке рекламы на компанию не распространяется.
Александр Ермоленко, партнер OrlovaErmolenko
Кто участвует в маркировке и куда передаются данные
Новый закон о маркировке охватывает всех участников рекламной цепочки:
рекламодателей
рекламные системы
паблишеров
посредников
➡️ Эти участники передают информацию оператору рекламных данных (ОРД).
➡️ Потом ОРД отправляет информацию в ЕРИР.
➡️ К этой информации есть доступ у всех участников цепочки, а также у ФАС, ФНС, Роскомнадзора.