Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Мы привыкли к покупкам онлайн, и уже сложно представить, что когда-то обходились без них. И даже некоторые из нас боялись онлайн-шопинга. Это было всего какие-то 10 лет назад.
Для сравнения — в 2012 году объем рынка e-commerce в России составлял около 405 миллиардов рублей. Внушительная цифра и очень удачный год: рост составил 27% в сравнении с 2011-м. А в 2022-м объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 триллиона рублей. Упростим для понимания: за последние 10 лет рынок увеличился в 14 раз!
И, конечно, он не только увеличился, но и существенно изменился — как и наши покупательские привычки. Что происходило c eCommerce, происходит и будет происходить в ближайшее время — рассказываем в нашем новом материале.
Как это было раньше?
В начале 2000-х для мира слово «онлайн-магазин» было синонимом для eBay и Amazon. Бренды и вендоры в это время не слишком активно занимались развитием собственных онлайн-магазинов — это требовало и огромных расходов и технических знаний. В общем, собрать сайт за несколько дней или просто выйти на маркетплейс было невозможно.
Поэтому те, кто хотел в онлайн, выходили на большие агрегаторы вроде eBay или Amazon. Другие просто оставались в офлайне.
В начале 2010-х годов стали развиваться сайты с новой архитектурой, в которой фронтенд был уже не так тесно связан с бэкендом. Проще говоря, сайты стали доступнее: у брендов появилась возможность создавать их самостоятельно, не тратя целое состояние — и при этом не зависеть от больших агрегаторов.
Мощный буст онлайн-продаж в 2010-х годах можно также объяснить развитием интернета и распространением смартфонов — первое больше повлияло на первую часть десятилетия, второе — на вторую.
В том же 2013 году, например, со смартфона делали покупки только 14% россиян. Большинство пользователей делали заказы либо с домашних, либо с рабочих компьютеров. Это можно объяснить двумя причинами:
удобство. В 2013 году технически было комфортнее делать заказ с ПК: сайты были лучше адаптированы под этот формат, и технически смартфоны сильно уступали компьютерам.
покупательские привычки. Должно было пройти время, чтобы люди привыкли делать онлайн-покупки «на ходу». По данным опроса 2012 года, российские пользователи предпочитали делать «осознанные покупки». Включить компьютер, заварить себе чай, сравнить цены, почитать отзывы на магазин — все это было важной частью пользовательского ритуала.
Постепенно ситуация менялась: к 2015 году уже треть покупателей имела опыт заказов со смартфонов. Еще больше пользователей использовало мобильный телефон для просмотра и сравнения товаров — притом большинство это делало из дома. Этот факт указывает на то, что за 5 лет и гаджеты стали более совершенными с технической точки зрения, и сайты стали более адаптированы для просмотров со смартфона. Соответственно, людям стало проще посмотреть на товары с телефона, а уже потом для заказа включить компьютер и выполнить все необходимые сложные манипуляции.
По мере распространения смартфонов среди пользователей развивались и интернет-магазины. Логика понятна: если больше трети потенциальных покупателей заходит на сайт с мобильного телефона — нужно сделать так, чтобы пользователь не ушел. Поэтому мобильные версии становились все лучше и удобнее, начали появляться самостоятельные приложения (которые сейчас есть у каждого второго бренда). Параллельно все больше людей становилось интернет-пользователями: и к 2019-му 75,4% взрослого населения страны уже было в интернете.
Можно сказать, что на этом первый этап глобальных изменений в eCommerce закончился. Люди стали пользоваться интернетом, купили себе смартфоны, постепенно начали все больше покупать онлайн — сначала с компьютеров, а потом и со смартфонов. Онлайн-шоппинг перестал рассматриваться как что-то из ряда вон, все крупнейшие ритейлеры предоставили клиентам возможность покупать онлайн:
через сервисы-посредники
на собственных площадках
через соцсети
Ковид, постковид и новый виток развития
Если мы посмотрим, какие категории в онлайн-продажах лидировали в 2013 году, мы увидим следующую картину: