Рынок грузоперевозок изменился. Что делать с цифровыми сервисами? Часть 1
Время мировой неопределенности и нестабильности требует действий и жертв от бизнеса. Цифровизацию, инновации, разработки, которые в перспективе толкают бизнес вперед, откладывают в первую очередь. Так происходит и в транспортной отрасли.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Цифровые проекты съедают деньги здесь и сейчас, а выгоду приносят спустя время. В условиях, когда главная цель — выжить, такие расходы кажутся нецелевыми. Но, если уйти из точки паники и посмотреть на жизнь клиента в разные этапы развития рынка, то преимущества цифрового сервиса, личного кабинета станут очевидными.
В стабильное время клиенты редко меняют перевозчиков, продажи происходят за счет «переманивания» клиентов силами отдела продаж или топ-менеджмента:
предложили индивидуальные условия;
появился личный кабинет;
подкупил сформированный имидж компании.
В турбулентное время цена вторична, рынок меняется и требует быстрых решений с фиксацией гарантий по исполнению договоренностей. Клиенты делают выбор в пользу:
быстрого выхода на сделку;
открытости и прозрачности в работе.
В кризисное время главный фактор принятия решения — стоимость. Клиентам важно:
оптимизировать издержки;
закрыть как можно больше потребностей у одного поставщика услуг.
Клиентские запросы легко конвертировать в способы удержания и привлечения аудитории, то есть в функции личного кабинета.
В новой дилогии мы попробуем ответить на вопрос: «Как продвинутые функции могут помочь перевозчику в текущих и будущих реалиях?». Первая статья посвящена турбулентному времени, вторая — кризисному.
Если перечисленные ниже возможности у вас уже есть, то сделайте на них упор. Донесите до клиентов, во-первых, что функции есть, во-вторых, как именно они помогут в работе с перевозками.
Павел Мелдажис, руководитель группы корпоративных решений
Функции турбулентного времени
Признак турбулентного времени — неопределенность и движение. Никто не знает, куда двигаться, на что тратить время, деньги, но все куда-то двигаются, тратят время и деньги. Рынок в агонии. Чтобы не сгореть, предлагайте быстрые решения с учетом желаний ваших клиентов:
обеспечить легкий выход на сделку;
сделать прозрачной информацию о перевозках.
Быстрый выход на сделку
В статья я оперирую обобщенным понятием «перевозчик» — тот, к кому обращаются, когда нужно перевезти груз. Лежит путь через море, землю, все вместе, имеет перевозчик в собственности вагоны (оператор), суда (морская линия) или использует чужие (экспедитор), для большинства функций личного кабинета в сущности неважно.
Павел Мелдажис, руководитель группы корпоративных решений
Транспортно-логистический рынок перестраивается. Производители ищут новые рынки сбыта, новых поставщиков, им нужно понять возможные логистические решения и цены. Условия по договорам меняются, что тоже двигает на поиск новых перевозчиков.
Даже если все осталось по-прежнему, то клиенты, понимая ситуацию, будут задаваться вопросами: «Может на рынке профицит вагонов из-за ухода многих компаний?», «Может ставки на перевозку упали и мы переплачиваем, перевозя по текущим ценам?».
Потребности клиентов в каждой ситуации закрывает калькулятор-оферта. Это привычный калькулятор расчета стоимости перевозки, в котором после завершения процесса можно подать заявку по рассчитанным параметрам или заключить договор.
Выбор ставки должен быть простым и состоять из двух фаз:
Расчет стоимости. Формирование стоимости у оператора ЖД-состава, экспедитора и интермодального перевозчика с собственными активами выглядит по-разному. Операторам нужна математика, экспедитору — инструменты сбора информации и расчет маржи, рисков, а интермодальному перевозчику — расчет из готовых сегментов-пазлов. При этом потребность клиента в оффере всегда одна — быстро получить понятный и прозрачный ответ на вопрос «Сколько стоит перевозка?». Потому калькулятор-оферта — рабочий инструмент для любого перевозчика.
Фиксация результата. Молодец тот перевозчик, кто минимальными трудозатратами (читай — быстрее всех) довел процесс до логической точки. До подачи заявки, заключения договора, связи с менеджером. Процессы также разные, а цель клиента одна — зафиксировать результат. Это может быть: — тарифная сетка для оператора жд состава; — оферта и оплата через банковскую карту для интермодального перевозчика; — стартовый сегмент для экспедитора.