Приходится учитывать множество факторов, влияющих на развитие розничной торговли в 2023. В последнее время оно определяется конкретными трендами ретейла.
Изучение текущих тенденций необходимо аналитикам, чтобы спрогнозировать возможные продажи и выработать стратегию развития компании. Непростой 2022 год заставил сферу продаж существенно измениться, чтобы адаптироваться к новым условиям. Существенно сократилась покупательская способность, произошла трансформация ассортимента. Но переломный период миновал, и теперь нужно рассмотреть, какие тенденции оформились и будут развиваться в дальнейшем.
Какие тренды сформировались за эти месяцы Тренды ретейла в 2023 году во многом определяет изменившаяся структура спроса. Российские потребители стали обращать куда больше внимания на товары из доступных ценовых категорий, лояльно относятся к локальным торговым маркам и частным брендам, рассматривают промопредложения.
Основные тренды розничной торговли в 2023 году можно определить так:
Экономия и сокращение расходов. Мировая ситуация влияет на тренды ретейла в первую очередь. Кризис приводит к тому, что население стремится снизить затраты и сэкономить на покупках. Такое происходит потому, что уменьшается уровень платежеспособности. Люди не могут позволить себе не только предметы роскоши, но и продукцию первой необходимости. Они стремятся покупать меньше и выбирать товары из более доступных ценовых категорий. Вследствие этого возрастает количество продуктов из эконом-сегмента, а также акций. Особенно заметны последствия такого тренда потребительского поведения в категории продовольственных товаров и бытовой химии. Привлекательность хард-дискаунтеров. Как только у покупательской аудитории появляется стремление сэкономить, на помощь приходят торговые сети с политикой жестких дискаунтеров. Низкие цены оказываются привлекательнее заявленного качества. Потребители пытаются найти наиболее выгодный ценник даже на товары из базовой продовольственной корзины. Повышается и количество посещаемых оффлайн-магазинов — это помогает подобрать предложение, которое наиболее соответствует представлениям об выгоде. Онлайн-продажи и рост востребованности маркетплейсов. Среди трендов ретейла и повышение интереса к онлайн-торговле. Покупатели стремятся сравнить цены на полках розничных магазинов и на крупных маркетплейсах или в сети, чтобы обнаружить наиболее экономичный вариант. Весьма вероятно, что в текущем году доля онлайн-торговли возрастет. Особенно этому способствуют бонусы от многих брендов, которые можно получить, только совершая покупки в Интернете. Восстановление объемов потребления. Такая тенденция будет актуальна, если не произойдет нового витка инфляции и непредвиденных экономических потрясений. Инфляционный пик пройден, потому впереди замедление роста цен, что положительно скажется на покупательской аудитории. Тренды потребительского поведения в 2023 году тесно связаны со смещением спроса в сторону продуктов питания. Снижение покупательской способности напрямую влияет на интерес к предметам роскоши или долгосрочным покупкам вроде крупной бытовой техники. Для целевой аудитории становятся более актуальными повседневные нужды. Изменение брендов на полках торговых сетей. Тренды ретейла в России тесно связаны с политической ситуацией. Зарубежные компании поспешили покинуть рынок РФ, произошел разрыв логистических цепочек, потому товарный ассортимент заметно изменился. В отдельных категориях продуктов эти перемены могут быть незначительными, но в целом произошла существенная трансформация, и выбывшие бренды были заменены продуктами локального производства. В ближайшее время эта тенденция сохранится. Сокращение уровня покупательского спроса влечет за собой еще один тренд розничной торговли. Для компаний становится актуальной задача снижения расходов и увеличения эффективности. Потому широко распространена тенденция перехода на системы самообслуживания для покупателей. Терминалы не только привлекают клиентскую аудиторию, но и помогают сократить затраты на персонал. Автоматизация позволяет убрать очереди из торгового зала, к тому же устройства не требуют отпуска и не уходят на больничные. Также расширяются и возможности оплаты — одним из трендов ретейла 2023 становится введение платежных систем, работающих через СБП и QR-коды. Повышение объема продаж путем расширения продуктового портфеля — актуальный тренд розничной торговли в 2023 году. Так как стоимость оказывается ведущим фактором, оказывающим влияние на выбор покупателя, поставщикам приходится находить новые решения, чтобы не пришлось слишком низко опускать цену. Потому на рынок выводятся новые продукты, а ассортимент расширяется. Так, в течение минувшего года появилось порядка 30 тысяч новых товаров, на которые потребительская аудитория отреагировала положительно. Пробовать новое и непривычное, тестировать необычные продукты нравится клиентам, к тому же такая продукция может соблазнить более низкой ценой на этапе вывода на рынок. Производители сопровождают новые товары акциями, чтобы повысить узнаваемость, и это не оставляет потребителей равнодушными. В связи с этой тенденцией важным становится и вопрос оптимизации логистических цепочек. Новые каналы реализации — еще один тренд ретейла в России. Омниканальность набирает обороты, производители и компании, занимающиеся продажей товаров, стремятся охватить как можно больше каналов сбыта и воздействия на аудиторию. Организации стремятся присутствовать как в оффлайн-сегменте, так и в онлайне, задействуют наружную рекламу, каналы СМИ, объединяют все варианты коммуникации с потребителем в единую систему. На первое место выходит и скорость осуществления контакта. Важно не только привлечь клиента, но и максимально облегчить ему выбор и совершение покупки. Если он столкнется со сбоем или промедлением, то может легко уйти к более доступному конкуренту. Омниканальность становится очередным трендом розничной торговли и одним из главнейших требований к бизнесу, так как позволяет принимать во внимание интересы и привычки потребительской аудитории. Индивидуальный маркетинг — важный тренд ретейла, который особенно актуален в условиях неустойчивой лояльности. Потребители способны легко переключиться на новый продукт или предложения конкурентов, если обнаруживают возможность сэкономить или иные преимущества. На первое место выходит необходимость анализа индивидуальных предпочтений представителей целевой аудитории, который становится базой для формирования персональных предложений. Сбор и изучение данных происходит благодаря продвинутым CRM-системам. Важным инструментом в конкурентной борьбе становятся бонусные программы лояльности, позволяющие гибкую настройку с учетом нужд и интересов покупателей. Чтобы выстроить грамотную бизнес-стратегию, необходимо принимать во внимание тренды ретейла и запросы покупательской аудитории. Современный рынок проходит стадию адаптации, меняются каналы сбыта, ассортимент, новые товары приходят на смену покинувшим Россию брендам. Важным трендом ретейла в 2023 году становится вопрос автоматизации. Особенно когда это касается внедрения программ лояльности. Самостоятельная разработка подобных систем идет в разрез с необходимостью сокращения расходов, потому внимание привлекают готовые решения. Примером эффективной платформы является kilbil .
По данным, которые получены от компаний, уже использующих все преимущества этой программы лояльности, с ее помощью можно сэкономить до 40 % бюджета на маркетинговые мероприятия и каналы продвижения. Также она стимулирует клиентов совершать повторные покупки, а средний чек увеличивает на 10–15 %.Благодаря набору инструментов kilbil можно удовлетворить все нужды торгового предприятия, обеспечив возможность взаимодействия с покупательской аудиторией, анализа информации и достижения поставленных бизнес-целей в заданные временные рамки.