редакции Выбор
Как разработать чат-бота. Полная подробная инструкция с плюсами и минусами каждого из способов
Речь в статье пойдет про автоматизацию, что такое чат-бот, где и для чего его можно применять, зачем он вообще нужен, про подводные камни при выборе подрядчика.
Что такое чат-бот

Чат-бот — это программа, выполняемая на сервере, интерфейсом для которой служит мессенджер или виджет на сайте. Очень похоже на сайт, тоже есть некий бэкенд и некий фронтенд. Но для чат-ботов сам фронтенд как правило не верстают, в основном занимаются только серверной частью.
Как любой софт, чат-боты призваны решить одну из четырех проблем у клиентов:
- Финансы (рост показателей бизнеса, выручки)
- Клиенты (привлечение, удержание клиентов)
- Процессы (оптимизация внутренних процессов компании)
- Инновации (особенно актуально для молодых компаний, которые только открылись)
Что такое автоматизация

Чат-бот — это система, а система должна что-то упрощать или ускорять. Чтобы понять, что вам пора что-то автоматизировать, у вас по сути есть несколько путей:
- Увидели на рынке классное решение, захотели внедрить к себе то же самое;
- Почувствовали боль внутри своего бизнеса;
- Решили изначально создать автоматизированный процесс, например в новой компании.
В наше время много таких компаний, когда изначально все процессы уже автоматизированы. Тут речь не только про чат-ботов, но и в целом про все процессы.
Индивидуальный путь и варианты автоматизации
Даже если вы где-то что-то увидели, вычитали, подсмотрели у коллег, вы все равно не сможете внедрить к себе абсолютно то же самое. Поэтому у каждой компании некий свой уникальный путь развития.
Итак, вы нашли у себя потребность в автоматизации. Что дальше?
Вам надо что-то внедрять: либо новый процесс, либо какую-то систему.
Какие варианты систем можно внедрить, для того, чтобы что-то автоматизировать? На рынке уже полно готовых решений, которые могут закрыть ваши проблемы. Российский софт развивается стремительно, есть много интересных альтернатив, можно поискать среди них. У чат-ботов немного все посложнее и попроще одновременно. Это еще относительно новая ниша, там не успело сформироваться много решений, как на других рынках. Давайте поговорим о возможности интеграции чат-ботов. Это не обязательно отдельно стоящая система, которая работает исключительно в мессенджере и больше ни с чем. Самая популярная комбинация — это когда чат-бот интегрирован с CRM системой и обеспечивает новый канал входа для клиентов. Люди видят форму на сайте, заполняют и заявки падают прямо в CRM систему, и менеджеру удобно сразу взять ее в работу. Это очень популярная история. Также ботов можно интегрировать практически со всем тем же самым, что и сайты: с облачными хранилищами, сайтами, платежными системами, различными платформами по программному обеспечению. Чат-бот — это не какая-то система в вакууме, которая живет сама по себе, ее можно интегрировать в разные места, придумать интересное применение. Чат-бот: способы разработки Если вы остановились на том, что вам нужен именно чат-бот, какие у вас есть варианты: Это команда разработки внутри вашей компании. Подходит крупным организациям, маленькому бизнесу об этом даже задумываться не надо. Мало у кого из небольших НЕ айти компаний есть деньги на программистов в штате. Из плюсов: Из минусов: Это облачный софт, который существует у разработчика на некоем сервере. У него есть интерфейс, на котором вы можете передвигая блоки и настраивая связи, собирать своего чат-бота. Это очень популярный способ разработки. Конструкторов появилось уже достаточно много за последние год-два. Они стали затачиваться под конкретные задачи. Есть неплохой выбор. Из плюсов: Лично мы не рекомендуем этот вариант. (мы же агентство ) Из минусов: Эти ребята работают сами на себя в любом удобном им графике, отдельная самостоятельная рабочая единица. Найти их не проблема, на тех же биржах большое количество фрилансеров на разработку чат-ботов. Из плюсов: Из минусов: Это команда ребят, которые набрались опыта и объединились для более сложных проектов. Но к сожалению, также много на рынке агентств-однодневок и мошенников, которые могут навредить вашему бизнесу. Из плюсов: Из минусов: Что еще надо помнить, если вы разрабатываете чат-бота? Чат-бот — это тоже система как сайт, как мобильное приложение, как любого класса софт. К нему тоже можно подходить с разных сторон. Если это сложный бот с какой-то логикой, много людей участвуют в механике, которую бот покрывает, то можно подходить к внедрению поэтапно. Внедрять по чуть-чуть, только один процесс включить, потом другой. Это как CRM. CRM не залетают в большую компанию за один день. Это всегда будет длинный большой процесс, может неделю, может на месяц это растянуться. В разных компаниях по-разному. Надо помнить, что к боту надо подходить с таким же умом, как и к внедрению сложных систем. Можно сначала раскатать какую-то одну простую функцию, попробовать заказать у агентства, внедрить эту функцию и посмотреть, что будет. Вы потратите небольшое количество денег и посмотрите на результат. Казалось бы, очевидно, но нет. Прежде чем, например, решить внедряться в телеграм, задайте себе вопрос, а есть ли ваши клиенты там, нужно ли вам это, или может лучше вотсап? Не надо торопиться заказывать бота потому, что все заказывают бота. Проанализируйте все и принимайте решение с холодной головой. Есть такие люди, которые хотят одни ботом автоматизировать все на свете. Это ошибочный подход. Бот — это не волшебная пилюля и он не закроет все ваши проблемы. Если какие-то процессы у вас в бизнесе хромают, то не думайте, что бот их все решит. Это боты, которых не видно. Боты, которые выполняют какую-то функцию, например переворачивают документы. Если вы не программист, то скорее всего про таких ботов вы не слышали и не сталкивались с ними. Они работают в мессенджерах и коммуницируют с пользователем. Они общаются с клиентом, допродают или забирают на себя первичное касание. Боты, которые автоматизируют процессы внутри компании. Это может быть общение с сотрудниками, заказ пропусков на охране и т.д. Кейсов, где мы рассказываем про ботов, очень много выходит у нас на канале в телеге и в группе ВК. И в текстовом и в видеоформате. Ну а если вы уже определились, что вам точно нужен бот, то смело оставляйте заявку у нас на сайте. Если укажете, что вы пришли с Spark, то мы с радостью вас бесплатно проконсультируем!
Чат-бот и возможности его интеграции
Инхаус разработка
Конструкторы
Фрилансеры
Агентства
Чат-бот: нюансы разработки
MVP, внедрение, этапирование
Не надо внедрять ради внедрения
Чат-бот — это не волшебная пилюля, которая открывает чакру автоматизации
Чат-бот: внутренний, служебный, внешний
Служебные
Внешние
Внутренние