Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
2 054 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Техзадание – must have для любой разработки?

Абсолютно каждому проекту должно предшествоватьТЗ. При всей очевидности утверждения на практике этим правилом регулярно пренебрегают. Почему мы считаем ТЗ мастхэвом и как оно должно быть составлено?

Под техническим заданием мы понимаем документ с описанием подробных требований к разрабатываемому проекту (боту, сайту, приложению, игре и т.д.). Речь идет о конкретике и максимальной детализации:

  1. Указаны все требования к будущему проекту
  2. Указаны технические детали реализации требований (т.е. все максимально раскрыто, нет моментов «двойной трактовки»)
  3. Интерфейс, функционал и сценарии использования должны быть прописаны

Чего там ни в кое случае быть не должно (!!!), так это образного изложения и вольной трактовки.


Сейчас мы перечислим действительно необходимые детали для идеально составленного ТЗ:

Правильно сформулированная задача — вот с чего начинается работа над любым проектом. Именно в этом документе прописывается задание для разработчиков, поэтому ТЗ предшествует всем прототипам, тестам, майндмепам и скетчам. Сначала — задача, и уже потом — варианты ее решения.

Крайне важно, чтобы ТЗ составил обладающий нужными компетенциями человек, хотя бы на базовом уровне понимающий процессы разработки. Это не фиктивный документ, а призванный облегчить разработку рабочий инструмент. Если у заказчика есть такой человек, что бывает крайне редко, то подготовленное техзадание согласовывается с исполнителем и запускается в работу. В остальных случаях ТЗ составляется исполнителем и включается в стоимость работ или же считается как отдельная услуга.

Так как рынок чат-ботов относительно новый, у заказчиков могут возникнуть трудности при составлении техзадания. В таком случае компании-разработчики берут эту задачу на себя. Заказчик предоставляет все исходные данные в виде брифа, который, как правило, включает в себя общие вопросы о будущем виртуальном помощнике: для каких целей нужен чат-бот, сколько модулей будет содержать, где будет использоваться и т.д.

Помните: само техническое задание не является договором. Подписанное обеими сторонами ТЗ не дает заказчику юридического права на внесение в проект бесконечных правок и отказ производить оплату. Документ обязательно нужно упомянуть в настоящем договоре между заказчиком и исполнителем.

Кроме того, в техзадании обязательно нужно прописать четкие измеримые показатели. По этим объективным критериям будет оцениваться проделанная исполнителем работа. Это обезопасит заказчика от некачественного результата, а исполнителя — от бессмысленных придирок заказчика.

Прежде чем подписать ТЗ, все заинтересованные стороны должны тщательно ознакомиться с документом, иначе работа над проектом рискует превратиться в ад. Убедитесь, что все участники процесса не просто прочитали техзадание полностью, но и поняли каждый его пункт. Чтение документации должно быть легким и приятным, поэтому позаботьтесь о должном оформлении.

И последнее золотое правило: каждое внесение правок в готовое техническое задание стоит денег. Никто не работает бесплатно :)

То есть после того, как стороны согласовали итоговый вариант ТЗ и подписали его, все последующие изменения оплачиваются заказчиком дополнительно.

Итак, от правильно составленного техзадания счастье будет и заказчику, и исполнителю. Первый получит продукт, максимально удовлетворяющий его бизнес-запросы. Последний же не сделает часть работы даром, если проект окажется сложнее, чем ожидалось. Проявив сознательность при составлении и согласовании этого документа, все участники процесса обеспечивают себе плодотворное сотрудничество. Если конфликта избежать не удалось, то при наличии подробного технического задания разработку проекта будет проще передать новому исполнителю.


With love,

Команда Bot Creators

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.