Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
286 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Не пишите ТЗ на проект 1С. Остановитесь!

Достаточно часто в нашей практике случается такая ситуация: клиент на каком-то шаге нашего знакомства говорит «я сейчас пришлю ТЗ на 1С», или посреди обсуждения будущего проекта берет таймаут со словами «я пошел писать ТЗ на 1С».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Часто, эта работа, не очень помогает исполнителю понять потребности клиента, оценить сроки и бюджет и забирает у клиента очень много времени, сил и энергии, отбивает всё желание делать проект

Почему так получается? Зачем нужно ТЗ, кто и как его должен писать, и что вообще должно содержать ТЗ на 1С — на все эти вопросы мы решили ответить.

Что такое ТЗ?


Начнем с ответа на вопрос «что такое ТЗ». ТЗ — буквально расшифровывается как Техническое Задание. Есть совершенно конкретные требования к документу Техническое задание, его составу, разделам. Эти требования регулируются гостами:

  1. ГОСТ 19.201
  2. ГОСТ 34.602

Давайте сразу решим, что про такие ТЗ (по ГОСТам) мы сейчас говорить не будем. Это для корпоративного заказчика, если вам в вашем проекте нужно именно такое «настоящее» ТЗ, вы наверняка знаете, что это, как оно пишется, и знаете где посмотреть ГОСТ и примеры ТЗ по ГОСТ.

В этой статье мы будем обсуждать упрощенное ТЗ, которое обычно пишут/запрашивают в 1С проектах, когда нужны доработки (иногда это называют так же ЧТЗ или «Частное техническое задание»). Почти никогда это не ТЗ по ГОСТу, но что же такое ТЗ содержит?

Как написать ТЗ?

Упрощенное («частное») ТЗ, которое нужно программисту 1С, должно содержать:

  1. Список объектов конфигурации, в которых необходимы изменения (перечисления, регистры накопления и регистры сведений, справочники, документы, планы видов характеристик и так далее)
  2. Список новых объектов конфигурации, с детальным описанием типов данных, расположения реквизитов на форме, структуры интерфейса.
  3. Детальное описание алгоритмов системы — как система реагирует на нажатие пользователем кнопок, какие записи, в каких регистрах, делают документы, какие операции выполняются в регламентных заданиях.
  4. Юз-кейсы (пользовательские сценарии) — в них описан путь пользователя внутри системы, каким он должен быть для того чтобы пользователь решил свою задачу.


Для того, чтобы написать ТЗ — необходимо достаточно глубоко знать возможности платформы 1С, объекты, язык программирования. В принципе, нужно быть программистом, при том очень высокого уровня (архитектором).

Когда ТЗ на самом деле нужно

Обычно ТЗ нужно для большой разработки. Если модуль пишется с нуля, или создается подсистема, или сложная интеграция, без ТЗ не обойтись.

Если речь идет про внедрение типовой системы 1С, или даже с доработками, ТЗ скорее всего не нужно. Какой документ вам понадобится, и какова его структура?

ТЗ — пишут специалисты для специалистов


Мы уже обсудили, что ТЗ обычный человек (не айтишник, не программист), составить не сможет. Более того, с большой вероятностью он не сможет их и прочитать, и понять. В этом случае «согласованное ТЗ» имеет низкую ценность, заказчик «согласовал» ТЗ, потому что без этого нельзя двигаться дальше. Но он его не понял, не представил, как будет выглядеть и работать конечный результат. А значит вряд ли получит ожидаемое.

Если действительно нужна разработка на 1С, и необходимо описать свою задачу так, чтобы добиться единого понимания между Заказчиком и Исполнителем, рекомендуем писать ФТ.

Что такое ФТ?

Функциональные требования (ФТ) — это документ, на человеческом языке описывающий как будет выглядеть, взаимодействовать с пользователем, и работать программа. Прелесть документа ФТ по сравнению с ТЗ в том, что его не только может написать не технический специалист, но и понять его тоже можно.

Если вы сможете понять ФТ, согласованное с Исполнителем (и поправить его) высока вероятность что вы как Заказчик получите нужный вам результат.

ФТ может быть написано, например, так:

"Необходимо добавить на форму кнопку, при нажатии на которую пользователем будет происходить следующее:

  1. Открывается форма для выбора интервала дат. При вводе дат пользователем система проверяет, что дата 1 меньше чем дата 2, и обе они меньше сегодняшней даты.
  2. Еще на этой форме есть кнопка «Проверить отклонения». Пользователь нажимает на эту кнопку, если даты 1 и 2 заполнены
  3. Система выбирает документы типа «Заказ покупателя», находящиеся в интервале между датой 1 и 2, в которых цена реализации не совпадает с текущей на дату документа ценой по прайсу.
  4. Все эти документы система выводит в список, который ..."

Согласитесь, текст понятный, не содержит сложных технических терминов («обортный регистр накопления», «план видов характеристик»...) Вы прочитали, и смогли себе представить, как будет работать описанная доработка (даже без погружения в контекст).

Кто должен писать ФТ и ТЗ?


После прочтения нашей статьи, если вы — заказчик, возможно вы готовы засучить рукава и приняться писать Функциональные требования. Но постойте.

Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник. Лучше, когда каждый занимается своим делом, вы развиваете свой бизнес, а описывает требования тот, для кого это — работа.

Есть подрядчики, которые пишут ФТ сами, сняв задачу голосом. Конечно они возьмут чуть больше денег, чем те, кто работает «только по готовому ТЗ». Зато вы сэкономите немало своего времени и нервов сначала на описании задачи, а потом на ее приемке. Поищите и найдете тех, кто ФТ пишет сам, отталкиваясь от задачи, поставленной устно. Конечно, Корада работает так — мы умеем снимать задачу с обычных пользователей и описывать ее

Но мы такие не одни, есть и другие бизнес-ориентированные компании. Вам тогда останется только прочитать, осознать и согласовать ФТ. Поверьте, это гораздо проще чем писать его.

С чего начать проработку своего проекта

А теперь поговорим про другие документы, которые помогут добиться понимания между заказчиком и исполнителем (и которые, в отличие от ТЗ, вы сможете сделать).

Описание функций по опроснику

Для того, чтобы приступить к обсуждению вашей автоматизации, подрядчику нужно понять задачу. Хотя бы на самом верхнем уровне получить информацию о вашей компании, чем она занимается, какие процессы в ней есть, сколько людей работает и какие функции эти люди выполняют.

Чтобы вам было проще структировать свои мысли, идеи, планы и описание текущей ситуации в бизнесе — можно воспользоваться анкетой или опросником.

Например, вы можете скачать наш опросник, и заполнить его перед тем, как начать общение с потенциальными исполнителями и выбор компании с которой будете работать.

Цели и задачи автоматизации

Цели проекта — это очень важно. Каждому клиенту мы говорим, что «внедрить 1С» это не цель. Согласитесь, если бы бизнес мог стабильно расти, развиваться, и ему не нужна была бы никакая система, никто не стал бы покупать ни желтые коробки, ни лицензии, ни дорогостоящие услуги консультантов и внедренцев.

Подумайте, зачем вы все это хотите начать? Запишите письменно эти цели. Обозначьте цели подрядчику, и спросите, как он будет их достигать. Правильный подрядчик — будет рад тому что у вас такое четкое видение проекта, и вы сразу станете у него любимым клиентом.

Хорошими формулировками целей может быть:

  1. Сейчас я получаю управленческую отчетность спустя месяц, после того как закрылся квартал. Хочу получать достоверную управленческую в моменте отчетность в любой день, за период с начала квартала по текущую дату.
  2. Сейчас выполнение заказа на производство занимает 10 дней. Хочу за счет согласованных усилий специалистов, и организованных закупок, сократить срок выполнения заказа до 5 дней.
  3. Сейчас мы пользуемся системой excel файлов на сервере, в которые заносят информацию сотрудники, при этом происходят ошибки, иногда файлы затираются, сотрудники путают версии, сбиваются ссылки. Хочу получать те же самые показатели, но из системы, полностью избавившись от всех excel файлов.

Итоги

Мы взялись ответить на вопрос «как написать ТЗ на 1С проект», и надеюсь смогли разобраться, что:

  1. ТЗ бывает разное. «Большое» ТЗ — это техническое задание по ГОСТу, и вам оно врядли нужно.
  2. Есть «ЧТЗ» (частное техзадание) — это конкретный вид документа, нужный в разработке на 1С.
  3. ТЗ (если это действительно ТЗ) должны писать сильные технические специалисты, заказчик, если он не глубоко погружен в технологии, вряд ли сможет его написать, и не должен этого делать.
  4. Есть альтернатива, ФТ. Функциональные требования заказчик может написать, и может понять, что в них написано.
  5. Удобнее найти подрядчика, который напишет ФТ сам (сначала допросит вас, а потом напишет на человеческом языке как все будет выглядеть и работать). И не будет вас «загружать» с ТЗ и тем более требовать от вас этот документ.
  6. Для того, чтобы сформулировать свои мысли, ожидания от информационной системы, требования к ней, можно подумать и записать ваши цели, и заполнить опросник/бриф. Например, взяв за основу наш.

Буду рад, если статья оказалась вам полезной. И если вы задумаетесь о внедрении 1С, вы не станете тратить время и моральные силы, на попытки создать ТехЗадание. Оставьте лучше энергию на проект, там она вам точно пригодится

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.