Куда податься бизнесу, когда хочется создать себе бренд?
Специализированная организация
Как правило компании, оказывающие услуги по брендингу представляют из себя команды, делающие основной акцент на графическом дизайне. Продуктом их деятельности является конкретный физический объект, будь то упаковка, рекламный макет для наружной рекламы или сайт. Наиболее продвинутые разрабатывают креативные решения для рекламных кампаний, где помимо хорошего визуального ряда требуется продающая идея, созданная копирайтером. В основном такие организации состоят из: клиентской службы (клиент-менеджеры), креативного директора, подчиненного ему копирайтера, арт-директора и подчиненных ему дизайнеров. Ну и административного персонала в лице директора и бухгалтера. Иногда в таких командах есть продюсеры, которые занимаются промо. Если компания создает видео-контент, то возникает режиссер, оператор, монтажер-колорист и моушен-дизайнер. Как видно из данной организационной структуры, основную роль играют «производственные» кадры. Аналитический отдел отсутствует в 99% случаев.
«Толковый» фрилансер
Это во истину лакомый кусок на рынке дизайн-услуг. Как правило к такому дизайнеру выстраивается очередь из очарованных клиентов. Спору нет, таланты действительно присутствуют и делают они качественный дизайн, но обращаться к фрилансеру за разработкой бренда — это то же самое, что прийти в гараж к гениальному автослесарю Дяде Васе и заказать разработку автомобиля. Хорошо, если фрилансер обладает аналитическим складом ума и сможет сам провести мало-мальское исследование. Только в результате стоит ожидать не объективный результат, а сугубо личное мнение одного человека. Да и вкусовые пристрастия дизайнера будут отражаться на всех его работах, стилистика будет кочевать от проекта к проекту.
In-house отдел рекламы/маркетинга
Часто компании, выросшие из старт-апа или «магазина в гараже» осознают необходимость иметь собственный маркетинговый ресурс, который будет способствовать продвижению товаров/услуг. В таком случае в компанию нанимают маркетолога, дизайнера и иногда арт-директора (для управления группой дизайнеров). Решение само по себе логичное и правильное. Но тут начинается интересная история. Хороший (предположим) маркетолог работает в поте лица, анализирует рынок, придумывает стимулирующие активности, придумывает концепции продвижения и со всем этим приходит к дизайнеру. И тут начинается самое смешное. Штатный дизайнер на ставке в 30 тысяч рублей чаще всего представляет из себя выпускника дизайнерского факультета одного из местных ВУЗов, где ему про маркетинг в лучшем случае рассказывала унылая бабушка, а в худшем «маркетинга» не было как класса. Дизайнер не знает и не умеет переводить принесённые маркетологом идеи в визуальный язык и выдает на выходе унылое г...о, которе не то чтобы не способно продать товар, но даже показывать людям стыдно. И начинается внутренний конфликт, размещение вакансии дизайнера на сайтах про работу или поиск «толкового» фрилансера (см пункт №2), который чудесным образом должен спасти ситуацию.Какой же вывод напрашивается из вышеописанного.
Пришло время искать гибкие форматы. Пора строить взаимодействие на основе иных моделей. Стоит принять плачевную ситуацию как данность и вырабатывать новые подходы.