Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
3 375 85 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как я сотрудничал с фрилансером нарушив 99% всех рекомендаций

Сказ о том, как я сотрудничал с фрилансером, не зная его, без ТЗ и прочего «барахла». Как это было и что из этого вышло. Личный опыт. В общем, кому интересна тема фриланса, «как работать с фрилансерами», то добро пожаловать, делюсь личным опытом.

Есть много постов на тему а-ля «осторожно фрилансеры», но мало постов на тему реального опыта работы с фрилансерами. Вот решил написать этот пост, постарался написать как можно подробнее, с именами, с описанием всех основных событий, с этапами работы и реальными денежными суммами. Постарался, так сказать, описать реальный опыт. Простите за слишком широкую трактовку ряда терминов, но старался написать так, чтобы было понятно абсолютно всем, вне зависимости от уровня компетенции.

История началась с того, что опубликовал пост о том, как пилю стартап в одиночку. Если кратно, то это сервис подбора электроники, можно зайти и просто подобрать себе электронику, например, «компьютер для игр» и сразу глянуть списки теоретически совместимых игр. Тогдашний «дизайн» я соорудил самым левым пальцем левой ноги :)

b_582a8e0af3cee.jpg

Естественно в комментариях неоднократно отмечалось что дизайн — дно, а фавикон похож на продукт жизнедеятельности человека :) Мол, надо bootstrap, material design и т.д.

Потом почитав про bootstrap, узнал что такое row, col и т.д. и вечерком сделал дизайн, левым пальцем, уже правой ноги :)

b_582a8e1a98e90.jpg

Затем, получив ещё ряд замечаний, выписал все замечания и пожелания касательно дизайна сайта в отдельный документ. Параллельно с этим, поступали предложения по улучшению дизайна сайта. Я сначала отказывался от них, т.к. работал над «теорией одной строки», чтобы пользователи просто писали запрос а-ля: «хочу хороший смартфон за 10000 рублей» и получали выдачу из рекомендуемых смартфонов, а дизайн для «одной строки» должен быть уже абсолютно другим. Но наткнулся на ряд больших проблем, ряд из них уже решил, но над одной из них работаю до сих пор. Но не об этом сейчас.

Затем, решил ознакомиться с вопросами дизайна, так сказать, основательно. Изучал много материалов по дизайну в целом, смотрел, читал. Нужно же было понимать, с чем придётся иметь дело :) Понял что дизайн это далеко не только внешний вид. Понял, что изучать дизайн с научной точки зрения — бесполезно. Местами конечно, пытаются подтягивать математику, всякие золотые сечения и прочее, но аксиоматика при этом сильно хромает. Как мне показалось, что есть много прямо противоположных мнений, один говорит «чёрное», а другой говорит: «белое». При этом дизайнеры друг друга, как правило не любят, действует принцип: «если делал не я, то — УГ». Могу ошибаться, но мне так показалось.

Сделал вывод, что одними из лучших примеров дизайна являются кольт и автомат Калашникова :) Как там говорят : «Кольт уровнял людей, а автомат Калашникова — народы». Оба проверены временем, эффективные и неприхотливые. Подавно от их дизайна зависят жизни людей, по-моему лучшее доказательство качества дизайна. Вообще, тестирование техники во время войны, автоматически отбраковывает модели с «плохим дизайном», а постоянно изменяющаяся внешняя среда отбраковывает живые организмы с «плохим дизайном». Поэтому лучшие судьи дизайна — война и природа :) Если на Ваш взгляд вывод не верный, то напишите почему он не верный. Было бы очень интересно.

Значит, читал, читал, а потом поступило одно предложение, парень написал что мол, прочёл мою статью на Спарке, сам занимается дизайном, как хобби, хотел бы помочь с дизайном. И скинул скриншот главной страницы:

b_582a8e4d80cbc.jpg

Стало интересно, ведь человек просто взял, заморочился и сделал. Мы начали переписываться. Выяснилось, что он занимается дизайном, но в вёрстке — не силён. Он честно написал, что вёрстка не его конёк, но если надо верстальщика, то он найдёт и если что, то это будут его проблемы. Меня это сильно смутило, т.к. из «прошлой жизни» знаю много людей занимающихся веб-дизайном/фронтэндом, но они могут делать и то и другое и кое-что ещё. Но их услуги стоят как гусеница от танка. Потом ещё переписывались на тему «что к чему и сколько стоит», в итоге он предложил: 7 страниц + логотип за 17 000 рублей. Я сначала отказался, потому что обязательно нужна была вёрстка.

Потом ещё переписывались «за жизнь», он написал что основное его занятие — интернет-маркетинг. Но сначала он решил не писать, потому что, мол, я в своих комментах на Спарке маркетологов кошмарю. А ответил что, к маркетологам отношусь — нормально, а критикую тех, кто, на мой взгляд, выдаёт себя за маркетолога.

Потом решил поинтересоваться у знакомых с Олимпа веб-дизайна/фротэнда, из числа тех, с кем работал раньше. Ребятки не в последних заокеанских компаниях работают. Поэтому, с моей точки зрения, могут много чего дельного посоветовать. Один из них сказал, что мол, давай я тебе сделаю что надо «за так». Но я отказался, т.к. считаю что труд должен оплачиваться и что «работа в свободное время» и педалирование темы личных взаимоотношений не должны использоваться. Но оплатить их услуги я не мог, т.к. обычно, за свою работу ребята берут суммы, которых у меня нет. Поэтому отказался.

Но поинтересовался, как они смотрят на идею того, что я полностью отдам дизайн сайта на усмотрение парня, который мне написал и не буду ограничивать его в сроках. Мол, пусть делает как хочет, а там что получится. Мне сказали что это плохая идея. Но я всё равно решил попробовать, потому что неизвестно когда «одна строка» начнёт работать, а дизайн менять нужно. Потом я уже сам написал ему, что, мол, согласен с ценами и условиями, мол, пусть будет эксперимент, что получится, то получится.

Итак, парня который мне написал зовут Михаил Волосовский, дислоцируется на Спарке :). Он с Украины, я из России. Важное замечание: всякие высказывания, разжигающие рознь и ненависть лучше оставить при себе. Плохих народов — не существует, есть отдельно взятые плохие люди. А рассуждения на тему национального/народного/расового и иного превосходства, из эпохи раннего неолита, если таковые имеются, то оставьте их, пожалуйста, при себе.

Портфолио, ТЗ и прочее барахло

Когда я соглашался, то не видел портфолио Михаила. Зачем мне оно? Ведь вижу, как человек уже сделал главную страницу моего сайта. Поэтому зачем смотреть на другие проекты?

Теперь что касается ТЗ (технического задания) его — не было. Да, да его вообще не было:) Часто пишут что нужно ТЗ. Да, ТЗ конечно нужно, но вот не хочу ТЗ писать :) Хочу без ТЗ :) Подавно, я хотел чтобы он делал, так как считает нужным. Поэтому зачем ТЗ? Он же дизайнер, поэтому пусть и занимается дизайном. Зачем к нему лезть? Главное чтобы «монумент кролика с морковкой» на главную не засунул, а в остальном пусть делает :)

Что касается тестовых заданий. Многие, скорее всего, сталкивались с тестовыми заданиями, разной степени сложности. Но если захотеть, то на базе «тестовых заданий» можно и целые проекты строить, при этом не платя ни копейки :) С моей точки зрения, всякие тестовые задания — лажа. Знавал людей, которые не очень хорошо справлялись с тестовыми заданиями, в силу разных причин, но при этом программировали отлично. Не знаю, может только мне такие попадались, всякое может быть.

Есть ещё всякие собеседования. С моей точки зрения, это такая же лажа, как и тестовые задания. Если бы меня сейчас заманили проводить всякие собеседования, то я бы задавал лишь один вопрос: «Ты кто по жизни?» :) Что из себе представляет человек, как профессионал, понять можно только в процессе работы, т.е. по реальным поступкам и действиям. А если есть желание унизить соискателя, то можно, например, заставить его прождать несколько часов на коллективном собеседовании. Только зачем? ЧСВ потешить? Не знаю, применяют ли ещё коллективные собеседования, но раньше такая практика была.

В общем, без ТЗ (тех.задания), тестовых заданий, собеседований и прочего «ненужного барахла», мы начали сотрудничать. Общий фронт работы: макеты + bootstrap + html + css, всего 8 этапов, 17 000 рублей, 2125 за этап, по предоплате за каждый этап. Дёшево и сердито :) Если где-то «сорвётся», то не критично. Чем-то напоминает систему отсеков в кораблях и подводных лодках, если будет пробоина в корпусе, то затопит только один отсек. Тоже самое и здесь, если будет кидок, то потеряю только часть суммы, что не критично.

Вообще, если говорить о «кидках», то здесь есть две стороны: заказчик и исполнитель. Кинуть может как первый, так и второй. Причём причина кидка может быть не только умышленной, но и форс-мажорной, например: подскользнулся — упал — разбил голову — увезли — положили в больницу — здание больницы рухнуло — отчёт спасателей: выживших обнаружено не было. Когда-то пытался рассчитать вероятность кидка, получилось что все расчёты прекрасно заменяет обычная монетка :)

Теперь по поводу цены 17 000 рублей. Кто-то скажет что мало, а кто-то скажет что много. Если откинуть все сложные термины и методики из книг по ценообразованию, то цена — ровно столько, сколько согласны заплатить. Михаил предложил цену, я на неё согласился. Поэтому всё порядочно.

Итак, сначала были собраны материалы и изготовлен логотип, он же фавикон. Ниже привожу картинки с вариантами логотипа и его эволюция. Ах да, многие насмотрелись фильмов где мега-дизайнеры презентуют свои работы перед главами корпораций и постоянно заглядывают им в рот. Но в реальности, ни за 17, ни за 50, ни за 100 тысяч, такого не будет :) Бюджеты должны быть горАздо больше, а Вы — главой корпорации :)

Эволюция логотипа (сверху то, что мне понравилось у других, а ниже варианты, которые предложил Михаил):

b_582a8ed511d94.jpg

Скорректированные варианты:

b_582a8ef4d89c3.jpg

Продолжаем корректировать:

b_582a8f45c2f88.jpg

Почти готовые:

b_582a8f5b06fc1.jpg

Финальный логотип (кубик, в том числе фавикон):

b_582a8f8b8158f.jpg

Новый, как сейчас некоторые говорят, «лук» главной страницы:

b_582a8fa3682a7.jpg

Все макеты страниц приводить не буду, т.к. их ОЧЕНЬ много. А конечный результат можете посмотреть на моей поделке: devicerra.com. Нравится или не нравится, решать уже Вам.

В общем, не нужно бояться фрилансеров, это абсолютно такие же люди, как и все остальные. А всякие непорядочные есть везде. Услугами фрилансеров пользуются все, начиная от блогов с изображениями домашней версии кошачьих, заканчивая крупными компаниями. Потому что это экономически обосновано. Как уже писал в прошлой статье "Антиинвестор: Где мы брали деньги и как развивали проект, который потом продали американцам", с моей точки зрения, если что-то можно вынести на аутсорс, то лучше вынести, пока создание отдела/подразделения у себя, не станет экономически выгодным.

Вообще, конечно, хотелось бы чтобы был ресурс, на котором можно было подбирать исполнителей, читать обсуждения к работам, чтобы были понятые рейтинги исполнителей и заказчиков и т.д. Вот кстати, была замечательная инициатива: «Новая биржа фриланса?». Если бы была биржа, где к работам были бы некие рецензии, например, как на кинопоиске, то было бы классно.

Ну а пока такой биржи — нет, то могу сказать только за одного Михаила. Кстати, с его мнением по данной ситуации можете ознакомить в статье «Исповедь фрилансера или сказ о том как я сел на два стула сразу». Многие подумают что это был риск. Да, работать без ТЗ, не видя портфолио, не зная человека и т.д. - риск. Говорили мол, не надо, кинет и т.д. Не кинул, нормально всё сделал, не «морозился», всегда на связи и т.д. Многие думают, что подойти к красивой девушке — риск, разнять драку — риск. Ой, ой, ой, везде один риск. Но без риска жить — не интересно, получается не жизнь, а болото.

А вообще, интересная ситуация получилась, картинки для сайта таскаю с Pixabay, виджеты с ценами от SocialMart, оба проекта есть на Спарке, отсюда о них и узнал. И с Михаилом тоже познакомился через Спарк. Может у кого ещё чего интересного есть? :)

Спасибо за внимание! Берегите себя!

+9
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Alexey Sushkov
Валерий, это наверное первый отзыв о работе с фрилансером в котором не ругают фрилансера)) Так что в итоге? довольны ли вы дизайном? Решил ли дизайнер задачи проекта или просто обновил обложку?
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Интересные вопросы :) Давайте по порядку:

Если бы поругал, то было бы всё хорошо, а так пишут что пиаром конкретного человека оказывается занимаюсь :) Ну тогда, если рассуждать подобным образом, то Pixabay вместе с SocialMart пиарю :))) Хотя за что человека ругать — не понятно, если бы накосячил, то написал бы.

«довольны ли вы дизайном?» - за 17к и текущих условий и возможностей — вроде доволен :)

«Решил ли дизайнер задачи проекта или просто обновил обложку?» - по сути, обновилась только обложка. Но это не прихоть, а необходимость. Постараюсь объяснить, форма вопросов-ответов для пользователей— вынужденная мера. Потому что сложно узнать от пользователя, чего он реально хочет. Сейчас ковыряю теорию «одной строки», как в поисковиках, т.е. вводится запрос типа: «хочу компьютер для Battlefield 1», это относительно понятный запрос, но если напишут: «хочу ноутбук для современных игр за 500 долларов» - очень общий. «современные» - это какие? Которые вышли за последние 3 года/год/месяц/неделю? Что подразумевалось под «современные»? Поэтому пока с "пониманием" языка не разобрался, остаётся сайт, остаются вопросы/ответы, кнопки, ссылки и т. д. Пока как-то так, а дальше посмотрим :)
Ответить
Alexey Sushkov
Ну как раз таки об этом и речь. Что в первую очередь наверное все же стоило начать дизайнеру не с обложки, а понимания/постановки задачи: Зачем я это все рисую? Чего хочет клиент? Кто клиент этого сервиса? Возраст и повадки? Почему он пришел на этот сайт? По какому запросу? А если по рекламе? Прописать пару тройку сценариев разных типов людей, примерить их поведение на текущий дизайн, а вернее скелет. А вот потом только уже прикинув несколько прототипов, возможно интерактивных наверное рисовать и писать: "Валерий, гляньте - это реально улучшит ваш проект! Ну или я так думаю."

У меня был недавно интересный опыт на этот счет. Придумал клиенту классную как мне казалось систему b2b для упрощения автоматизиции коммуникации цепочки Сайт-Клиент-Компания(менеджеры)-Запрос-Поставщик(и) и в обратную сторону. Красиво все написал, воодушевил. Но перед дизайном решили поиграть в прототипирование. В итоге сначала нарисовал прото. Потом начал думать и изучать сценарии, нарисовал алгоритмы поведения возможные, даже банальные. Посмотрел на это все и ... написал что работать это не будет с вашей структурой и мощностями и "игра не будет стоит свеч".

К чему это я все....
Дизайнера ругать нет смысла в данном случае:
- потому как вызвался сам
- потому как за такие смешные деньги я думаю он искренне старался. :)

НО....
Был ли в этом смысл, кроме как эксперимента? Думаю нет. Тем более что на выходе не получилось "ляльки".
Не хочется ругать или заводить спор. Просто тут был выложен дизайн и спрашивали общественное мнение. Я поделился - не хватает понимания проекта у дизайнера. Это будет даже совет на поиск будущего дизайнера. Если с ходу может что то предложить, еще до уровня дизайна - то уже стоит с ним разговаривать. )))
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
По-моему тоже за 17k, как-то наивно, требовать от человека полное погружение в проект :) Подавно сайт — не сам проект, а только очень маленькая его часть.
Ответить
Полина
Не плохая работа дизайнера:) не совсем верно, что дизайнеры друг-друга не любят...просто есть те кто делает действительно плохо и вкусы у всех разные) но сайт не работает на Мобильной версии:( и выглядит он там странно. С отступами беда:( Гамбургер, поисковая строка не отзываются так вовсе:( но это скорее моменты которые нужно доработать. А при увеличении все куда-то поехало.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Обязательно всё учту :)
Ответить
Шапеткин Антон
На айпаде тоже все пляшет и не работает.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Спасибо за замечание. Найду причины - поправлю :)
Ответить
Дмитрий Косенко
Хорошая статья, да и сайт стал лучше, чем был на период написания вами текста непосредственно о том, как "все пилилось".
Правда, слегка цвет фона шапки вырви глаз, но можно списать, ИМХО, на не очень качественный монитор.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
У меня тоже не очень качественная матрица :)
Ответить
Cofoundit
Сервис подбора сооснователей и сотрудников в стартап
atomashevskaya
Странный логотип. Куб не похож на куб. Похоже, что правила перспективы не учли. А по поводу базы фрилансеров с работами: что, dribble.com уже отменили?
Ответить
Михаил Волосовский
Куб похож на куб. Он сделан в изометрической проекции, а не перспективной. Тут несколько другие правила)
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Не, не отменили :) но, насколько я могу судить, он про дизайнеров. Я же имел в виду не только дизайнеров, но всех остальных кто, так или иначе, относится к ИТ.
Ответить
Дмитрий Косенко
Валерий! А обычные биржи вроде freelance.ru не думали использовать? В смысле там искать себе исполнителей? Относительно недавно еще kwork появились, но у них там совершенно дурацкое ценообразование. Ну, и вообще бирж таких штук 5 существует, где и портфолио у людей можно посмотреть и средства работодателя слегка застрахованы, когда оплата через биржу осуществляется.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Этими биржами (как отечественными, так и зарубежными) я пользовался великое множество раз. В основном искал исполнителей. Их функционал мне прекрасно известен. Просто видимо не слишком хорошо раскрыл тему бирж. Отсюда видимо и рождаются мнения о том, что я и ими никогда не пользовался.
Ответить
Crafted Pixels
Дизайн и разработка цифровых продуктов
Andrew Stoleshnikov
Вообще, очень интересно читать о дизайне от людей, которые в этом не разбираются.

Почему-то большинство людей считает, что дизайн состоит исключительно из цветов, шрифтов и иллюстраций. То есть, из эстетики. Хотя это, конечно, совсем не так, а смысл дизайна гораздо проще, но, как известно, чтобы добраться до этой простоты — нужно скинуть очень много шелухи.

Например, фраза автора "Нравится или не нравится, решать уже Вам." говорит именно об этом. Дизайн инструмента (а сайт — это именно инструмент) не должен нравится или не нравится. У него совершенно другая метрика, лежащая в иной плоскости — сайт или работает или не работает. А это можно увидеть только в аналитике.

Смысл дизайна — это то, как работает продукт, а не как он выглядит. Если дизайнер поймет суть продукта — он нарисует единственно верный дизайн. Посмотрите на свои руки — разве имеет значение их цвет? Он никаким образом не мешает держать рукам вилку и нож. А вот отсутствие пары пальцев или размер кисти в три раза меньше сделало бы многие манипуляции более затруднительными. Ровно те же аналогии можно и на сайт перевести. Почему такие гигантские блоки, которые просто разводят посетителей по категориям? Почему такой короткий выпадающий список? Почему вообще выпадающий список? На блоках не экономили, но главный функционал засунули в самый неудобный способ выбора (дропдауны — зло). Почему заголовок и описание этих блоков разрывается картинкой? Как известно — человек сначала видит изображение, а только потом текст. Получается, что я глазами упираюсь в изображение ноутбука, потом иду наверх к синей плашке, чтобы прочитать название, а потом вниз, чтобы прочитать описание. Зиг-заг, Зиг-заг, Зиг-заг, Зиг-заг. Короче, можно до бесконечности.

А дизайн — ну да, синий material с тенюшками. Аккуратно, скучно. Но разве это имеет значение?
Ответить
Показать предыдущие комментарии
Crafted Pixels
Дизайн и разработка цифровых продуктов
Andrew Stoleshnikov
Валерий, вы странно реагируете на комментарий.

>Можно узнать, я где-то написал что разбираюсь в дизайне?
А разве я писал, что вы разбираетесь? Я наоборот подметил, что интересно читать людей, которые не дизайнеры. Благодаря тому, что мозг у них (у вас в том числе) чист, вы обращаете внимание на такие вещи, которые дизайнерам даже в голову могут не прийти.

>А про кисти рук, почему всё идёт в сторону уменьшения числа пальцев?
У эволюции было очень много миллионов лет, чтобы найти оптимальное число пальцев. А еще нужно было использовать тот материал, который уже был. Поэтому и пять. И дело не в больше-меньше. Дело в том — как найти необходимое количество.

>Дизайн это наука?
Ну, вообще-то, дизайн — это действительно наука. Дизайн сайта, дизайн автомата Калашникова, дизайн автомобиля — это все одного профиля профессия. Просто работают люди с разными материалами (фотошоп, металл, дерево), разными входными условиями (возможности языка программирования, законы аэродинамики, гравитация и баллистика) и разными конечными целями (чтобы посетители находили то, что ищут, чтобы пуля летела быстро и точно, а автомат не заедало, чтобы автомобиль был быстрым, маневренным, комфортным и безопасным).

Еще бывает дизайн, который направлен на выражение идеи (обложки музыкальных альбомов, титры кинофильмов, различные открытки и постеры), но это искусство, и к сайтам оно не имеет никакого отношения. Так же как и скульптура и живопись. Просто называется одинаково.

> Как это «единственно верный»
Так же, как и любой самолет имеет крылья и хвостовое оперение. В текущих условиях развития промышленности и науки у самолетов может быть только один внешний вид. Да, какие-то больше, какие-то меньше, где-то винты, а где-то реактивные двигатели, разные ливреи и разное количество мест в салоне. Но суть одна и та же — крылья и хвост. Вот так и с сайтами.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Андрей, у меня нет цели Вас никак задеть. Написал так, как понял, но видимо истолковал не совсем верно.

Теперь по поводу пальцев. Их число не оптимальное, а просто промежуточное. Если будет необходимо для выживания вида, то их станет либо меньше, либо больше. Оптимальное число может быть лишь для ряда задач, но далеко не для всех. Поэтому «оптимальность» в данном случае очень относительна. Дело не только в общем количестве пальцев, но и в «конструкции» кисти и большого пальца. У человека большой палец, не такой как у тех, кто сидит на деревьях. Эта «конструкция» позволила развить мелкую моторику и соответствующие отделы головного мозга.

По поводу формы самолётов. Если мне память не изменяет, то раньше было две группировки авиаконструкторов, одни говорили что самолёт должен быть крестообразным, а другие что нужно делать крыло «треугольным». Поэтому это было далеко не очевидно для всех. Сейчас вообще есть проекты гражданских лайнеров, которые по сути представляют собой одно сплошное крыло (а не два классических), как знаменитый американский бомбардировщик. Число стабилизаторов (могу ошибаться в термине), тоже не везде одинаковое.

«Ну, вообще-то, дизайн — это действительно наука.» - тогда можно узнать критерии научности? Это я к тому, что если я поставлю в лаборатории эксперимент, то даже если его повторю 1000 раз, то будет одно и тоже. Если физик или химик запишет формулу, то это формулу поймёт любой другой физик или химик, при чём не важно на каком языке он говорит. В физике, химии и других науках, есть эксперименты, результаты наблюдений, аксиоматика, формулы, теории, доказательства и т.д. Без этого не было бы компьютеров, телефонов, связи и прочего. Если бы не было строгой проверки фактов и терминологии, то ничего бы этого не было.

Если бы в дизайне всё это было, то возможно «единственно верный дизайн» был бы везде. Стулья, столы, автомобили и прочее приблизительно одинаковой формы, цвета и т.д. Был бы один интерфейс, который бы всех устраивал. Но этого не происходит, масса людей когда видит новый интерфейс — впадает в ступор. Также пожилые люди испытывают проблемы при взаимодействии со смартфонами, планшетами и т.д. Они не очень умные или просто дизайн хромает? Хотя вроде его профессионалы делали. Если физик напишет формулу, то другой физик однозначно поймёт то, что ему хотят сказать данной формулой. А если один дизайнер, покажет свой дизайн другому равному себе дизайнеру, то его могут не только не понять, но сказать что всё в корне не верно. Но в физике всё более или менее проверяемо, а в дизайне всё тоже можно однозначно проверить?

Для меня лично, человека с «чистым» мозгом, содержание (внутренности) и цели объекта определяют форму. Когда что-то вижу, то не думаю, красиво это или нет. А думаю о том, как оно устроено. Почему такие узлы и агрегаты, почему такие материалы и т. д. Мышцы брюшного пресса у человека не для того чтобы ими восхищались, а для защиты внутренних органов, подвижности тела, поддержания мышечного каркаса и т. д.

Поэтому исходя из вышеописанного подхода, касательно дизайна текущего сайта. Стояло две цели: сначала нужно определить что конкретно хочет человек, а потом сформировать выборку. Но как понять, чего реально хочет человек и при этом объяснить это программе? Сначала был прототип, похожий на акинатор (интерактивная игрушка-болтушка), вопросы-то она задавала, технику подбирала, но результаты выборки были не очень. Потому что большинство людей сами не знают чего хотят. И не могут правильно поставить вопрос. Например, запрос «хочу ноутбук для Crysis 3, за 500 долларов» - относительно конкретный. А вот запрос: «хочу ноутбук для современных игр за 500 долларов» - очень общий. «современные» - это какие? Которые вышли за последние 3 года/год/месяц/неделю? Что подразумевалось под «современные»? В идеале должно быть так: пользователь голосом задаёт вопрос, на основе данных о посещённых страницах, лично информации и т. д. формируется выборка, а если не достаточно условий, задаются корректировочные запросы. Но пока такого не сделал. Поэтому решил всё свести до нескольких простых вопросов, исходя из которых, можно сделать относительно понятный вывод, о том что нужно пользователю. Поэтому это промежуточный (эволюционный) вариант и всё. Вопросы и ответы, необходимость щёлкать и т.д. — не моя прихоть или моё «видение» дизайна, и не прихоть того парня, который делал дизайн. Это просто вынужденное, временное решение.

А вообще вот какой для этого нужен дизайн? А что это вообще должно быть сайт/приложение? Вот какой дизайнер, мне объяснит как и какие данные обрабатывать? Как генерацию вопросов организовать, чтобы лишних вопросов не было? И ещё кучу всего, что напрямую влияет на модель использования/взаимодействия и внешнее воплощение.
Ответить
Crafted Pixels
Дизайн и разработка цифровых продуктов
Andrew Stoleshnikov
>тогда можно узнать критерии научности?
Валерий, дизайн в больших компаниях давно ушел в лаборатории. Да, в дизайне в нормальных продуктах абсолютно все проверяется цифрами. Любая гипотеза, любой цвет элемента. Есть задача, есть гипотеза, есть аналитика.

>Если бы в дизайне всё это было, то возможно «единственно верный дизайн» был бы везде.
Так ведь так и есть :) Стулья все одинаковой формы. Они отличаются размером, цветом, возможно, даже, кто-то заменяет привычные 4 ножки на одну большую, но смысла это не меняет — есть опора, есть площадка, на которой сидеть, есть вертикальная опора для поддержки спины. Стульев — миллион, но фундаментально они одинаковы.

>Также пожилые люди испытывают проблемы при взаимодействии со смартфонами, планшетами
Вы видели, как двухлетние дети работают с айпадом? Они могут еще не говорить, но они уже прекрасно знают — где в айпаде ютуб с мультиками. До появление айфона это действительно было невозможно. Ну или, например, моя мать, которой 59 лет. Она мне шлет фотки через whatsapp, которые сделала на дне рождения. Правда думаете, что в современных смартфонах есть проблема?

>А вообще вот какой для этого нужен дизайн?
Валерий, идея и подход формата вопрос-ответ — хорошие. Совсем несложно ответить на несколько вопросов, чтобы получить результат. Сам по себе сайт должен быть проще. Просто несколько примеров:

— я подобрал себе ноутбук, но цена в выдаче не соответствовала моей. Некоторое время у меня ушло на то, чтобы заметить строчку "К сожалению, не было найдено подходящих по цене моделей, но есть подходящие по критериям", потому что она прилеплена к шапке и невероятно пессимизирована. Ее просто не видно.

—Я вижу оценку "Общая (AT): 81,7". И даже могу при наведении увидеть, что это общая производительность. Но как она считается? Почему 81.7? И нигде не указано — много это или мало. Что значат эти цифры?

— Первое, что я вижу, когда захожу на страницу выбора ноутбуков, это фраза "Средние цены на ноутбуки в USD (долларах США)..." и ползунок под текстом. Что мне надо с этим сделать? Текст никак не связан с действием, потому что нет явного призыва ВЫБЕРИТЕ ПРИЕМЛЕМУЮ ЦЕНУ НОУТБУКА ДЛЯ ВАС.

— Нужно очень много скроллить, чтобы ответить на все вопросы. Это утомляет. Отвечать на вопросы не утомляет — утомляет скроллить. Ведь это же можно сделать одним визардом в одном экране.

Сейчас получается, что сайт сложен в восприятии. А учитывая, что подобная тематика нужна как раз-таки людям слабо ориентирующимся в технике, то дизайн должен быть максимально прост и дружелюбен.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Рад Вас видеть, Андрей :)

«Но как она считается? Почему 81.7? И нигде не указано — много это или мало. Что значат эти цифры? » - чтобы объяснить КАК это считается, то придётся книгу писать :) «Много или мало», это понятие относительное, «много или мало» определяется относительно соседних моделей в выдаче.

«потому что нет явного призыва ВЫБЕРИТЕ ПРИЕМЛЕМУЮ ЦЕНУ НОУТБУКА ДЛЯ ВАС» - там же вроде написано над ползунком «Для изменения цены - потяните ползунок вправо >>>». Видимо оформлено не верно, подумаю/поправлю.

«Нужно очень много скроллить, чтобы ответить на все вопросы. Это утомляет.» - вот здесь полностью согласен. Но здесь есть вопрос с играми, их более 300. Думал сделать некое автозавершение ввода, но потом отказался. Хотелось чтобы можно было мышкой или пальцем всё выбирать, без ввода с клавиатуры. Но вот как быть со списком игр пока не знаю.

Андрей, по поводу критериев научности и форм поспорил бы, но спорить об этом можно долго. Поймите меня правильно, у меня нет цели доказать что дизайн — не наука, или что всё зло от смартфонов. По большому счёту мне всё равно. Если кто-то считает, что дизайн это наука, то, пожалуйста, пусть считает. У каждого своё мнение.

Больше всего меня заинтересовало в первом Вашем комментарии это «единственно верный дизайн». Раз Вы так написали и раз у Вас в описании проекта написано: «Дизайн и разработка цифровых продуктов», то возможно, в своей работе Вы этого достигли или стремитесь к этому. Вот было бы очень интересно это увидеть. Крайне интересно было бы знать ход мысли. Если не хотите приводить примеры работ здесь (может критику не хотите видеть, может ещё чего), то можете в личку написать. Был бы крайне признателен Вам за это.
Ответить
Crafted Pixels
Дизайн и разработка цифровых продуктов
Andrew Stoleshnikov
Валерий, я же вам объяснял про единственно верный дизайн на примере тех же самолетов и стульев.

Другой пример — яндекс. Это в первую очередь поисковый сервис. И по этой причине главным доминирующим элементом на странице стоит поисковая строка. Если бы сюда пришел дизайнер, который не понимает сути яндекса — он легко бы убрал поисковую строку куда-нибудь в шапку или вообще скрыл за ссылкой ПОИСК. Утрирую, конечно, но просто чтобы смысл был ясен.

То же самое можно сказать и про ваш проект. Если бы дизайнер понял суть — он бы не спрятал список техники за дропдаун, а сделал бы его ключевым элементом экрана. Функция в данный момент не определяет форму. Они немного в разных плоскостях, каждая сама по себе.
Ответить
Cofoundit
Сервис подбора сооснователей и сотрудников в стартап
atomashevskaya
как раз статья на Хабре про "мы разрабатываем без ТЗ" https://habrahabr.ru/post/315046/
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Если бы это был сайт, приложение или ещё что-то, то ТЗ разумеется, обязательно было. Но в данном случае, ТЗ не стал писать, решил посмотреть что получится )
Ответить
Dima Bodeko
Без ТЗ - результат ХЗ.однако
если вы хотите работать с фрилансерами учитесь делать хорошее ТЗ.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
ТЗ писал уже много раз, но в данном случае решил не писать ТЗ :) Хотя прекрасно знаю что писать ТЗ нужно.
Ответить
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
>Если бы была биржа, где к работам были бы некие рецензии, например, как на кинопоиске
зарубежём есть несколько популярных площадок с таких функционалом.
хоть такие обсуждения и полезны но на них сложно ориентироваться как на метрику качества.
Вот если бы у фрилансера отслеживалось сколько он часов отработал, может было бы понятнее, хотя бы в плане опыта.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Про «метрику качества» полностью согласен, это довольно трудная задача, но думаю решаемая. Просто когда Вы написали про биржу фриланса, там была фраза про «без всяких платных экаунтов», «с понятными рейтингами исполнителей и заказчиков». Вот это и зацепило, чтобы было понятно как и что считается. Чтобы критерии были ясны. Чтобы были не только дизайнеры, но все кто относится к ИТ. В общем, чтобы всё было прозрачно, понятно и т.д. Что касается денежки, то, в принципе, где появляются потоки денег, так сказать, внутри системы, то можно и не делать «опен соурс», хотя вопрос в модели и нюансов.
Ответить
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
Кстати потыкал сайт, в целом проект годный, есть предложение для размышления.
Не хотите разделить интерфейс на 2 части, в одной выбирать параметры подбора, в другой сразу отображать результаты этого выбора.
Выводить результаты рекомендаций сразу, например я захожу - мне сразу показывают какую-то технику популярную для покупки, я выбрал ноутбуки, мне сразу отображают несколько популярных ноутбуков, я потом уточняю какой мне больше нравиться (может мне показывают например сразу 3 версии - типа игровой, рабочий, экономичный ноутбук), возможно я даже выбираю уточнения кликая по самим ноутбукам.
ну вобщем в такую сторону двигать дизайн.
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Про две части уже думал, но там дело в том, что для «монолитной» электроники (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д.) это легко можно сделать. А вот со сборками ПК — проблема. Хотелось бы что они генерировались на лету, но пока не могу так сделать. Там есть ряд проблем (совместимость комплектующих может пострадать), а этого нельзя допускать. Поэтому пока так, а дальше посмотрим что будет :) Но про две части всегда помню :)
Ответить
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
может тогда отказаться от сбора комплектующих (тут хотяб что-то одно хорошо сделать либо товары готовые подбирать, по какой-то метрике "удовлетворённости пользователей", или конструктор ПК
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Подумаю об этом :)
Ответить
Ptolemy
Сервис для создания онлайн-сообществ
Екатерина К
Валерий, заголовок хотя и броский, но неправильный. Вы ничего не нарушили, так как сами не искали фрилансера, а это он вас нашел и даже уже сделал что-то. А это совсем другая история.
Ответить
Показать предыдущие комментарии
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Игнорирование требований, которые заранее детально оговаривались есть нарушение контракта/договора, причём не важно какого устного или письменного. Это банальная этика. Если игнорируют, то зачем с такими людьми иметь дело? И это происходит не только в России и зависит не только от денег.

А если вернуться к началу дискуссии, то Вы написал что я ничего не нарушил и просто написал броский заголовок. Хотя обычно, насколько я знаю, для таких случаев есть рекомендации типа: нужно ТЗ, портфолио, поиск, рейтинг, аккаунт, некие подобия собеседований и т.д. У меня этого не было, значит факт нарушения рекомендаций имеется. Так в чём суть Вашего изначального вопроса?
Ответить
Ptolemy
Сервис для создания онлайн-сообществ
Екатерина К
Естественно, с теми людьми, которые требования игнорировали, я не работала. Меня просто удивило, как много их было, и на что они вообще рассчитывали, когда подавали заявку на задание, зная, что не удовлетворяют требованиям.

Суть моего начального вопроса в том, что ваш заголовок вводит в заблуждение. Ну как если взять ваш заголовок и дальше вы бы рассказали, как, например, наняли фрилансера, который не подходил под ваши требования (то есть действительно бы нарушили правило - или рекомендацию - не работать с фрилансерами, которые игнорируют или не подходят под требования), но в результате у вас каким-то чудесным образом получилось бы все хорошо, и тогда это действительно было бы интересно.

Но в вашем случае воркфлоу совсем иной (он сам вас нашел) и, следовательно, к нему нельзя применять обычные рекомендации (так как у вас и не было изначально никаких требований, например). Вот и все. Может, я конечно, не так вас поняла :)
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Видимо не так поняли :) Зачем мне человек, который заранее не подходит под требования? Если бы сантехнику дизайн поручил, то лучше было бы? :))) Какая разница кто первый написал? Если он написал первый, то он теперь не фрилансер что ли? Законы и рекомендации для него не писаны? :)))))
Ответить
Ptolemy
Сервис для создания онлайн-сообществ
Екатерина К
Ну вообще-то рекомендации по работе с фрилансерами были не для него: а для вас :)
Все-таки я думаю, что есть разница в ситуациях, но так как спор явно зашел в тупик, предлагаю замять для ясности :)
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Мудрое решение :)
Ответить
Юрий
Приветствую. Явно стало лучше, гораздо лучше! :)
В фрилансе специалисты делятся на разные категории (относительно подхода к работе). Я бы поспорил с каждым вашим пунктом, о его важности, необходимости и подходе.
Я вижу что статья вызвала большой интерес у людей, спарк же не про фрилансеров :) Но наверное пора и мне завести свой блог тут) Чтоб меня ненавидели все фрилансеры хD
Но больше всего хотелось бы прокомментировать идею с фриланс-биржей и рецензиями. Я уже помню таких 3 проекта, названий сейчас не вспомнить уже... Основная проблема в том - а как оценить адекватность человека, который делает рецензию? Много грязи, много пакостей люди пишут так как видят конкурента, а в нашем фрилансе много школоты и ведут они себя агрессивно (в силу особенности своего возраста, гормоны и все такое).
Вот если взять Behance, там собирается "элита" дизайнеров, более-менее адекватный народ - но посмотрите комментарии... Там либо "nice, good work..." либо реклама своей странички. У людей есть возможности, функционал - но никому это не нужно)
Ответить
Показать предыдущие комментарии
Юрий
Ранее был такой раздел на fl.ru, где подавали заявки со своими работами и "эксперты" давали свою рецензию на одну лучшую работу за день, вот это было норм. А так просто невозможно определить насколько эксперт компетентен в вопросе. Просто зная как минусовали, когда была карма на fl, только за то что тебя выбрали в проекте исполнителем или когда ответил публично на проект - можно сделать такой вывод) Все эти понятия, особенно в дизайне, относительны... У всех разные вкусы, предубеждения и для реально крутых дизайнов такие рецензии не требуются. А вот плохой дизайн всегда найдется время постебать))))
Ответить
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
каждая работа должна проходить через биржу, с фиксаций результатов, их оценки, указанием стоимости, срока работ, а также комментарием от заказчика/исполнителя друг другу.
на апворке это именно так, при этом всё фиксируется автоматически, но вот В России так биржи выстроены, что через них никто не хочет работать (не удобно и не выгодно)
Ответить
Юрий
Все зависит от специализации, конечно если вы занимаетесь рекламой - то оценить можно просто по количествам итоговых продаж. На апворке когда работаешь с почасовой оплатой - тоже все понятно, тебе пишут либо работаешь хорошо (быстро и качественно) или работаешь плохо.
А когда делаешь сайт "под ключ" - оценить результат очень сложно, нужен глубокий анализ многих факторов и оценка типа: сдал вовремя, красиво, мне нравится - никакой информативности не несет. В принципе как и оценки диванных экспертов, которые 5 минут посидели на сайте и протестировали ошибки в паре браузеров.
Ответить
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
везде так, нет отдельных экспертов которые не предвзято оценивают чужую работу, единственно ты можешь посмотреть на отзывы от твоих заказчиков, оценить бюджет, и сроки работ, ну и посмотреть на сами работы.
уже в принципе очень не плохо, хотя можно наверно еще и вводить дополнительную сертификацию при желании.
Но это уже на уровне комьюнити необходимо делать, например сообщество дизайнеров (авторитетное), которое может выдавать какие-то сертификаты, или ставить знак качества (если уж нужна экспертная оценка этого качества)
Ответить
Юрий
Есть! Уже 3 таких проекта были, один из них на спарке где то есть (попробую найти, это я именно про биржи). Идея в том что пользователи (фрилансеры и заказчики) могут оценивать твои работы, комментировать лайкать и тд. Просто у них видимо дела не слишком хорошо пошли...
Но есть подобный и я думаю всем известный проект awwards, да это не биржа - но заказы идут оттуда хорошие! Зато весь желаемый функционал Валерия присутствует))
А вот по поводу сертификатов, это мы с вами можем понять что это и за что дали. Но на деле заказчики не понимают что это за сообщество, какой вес для заказчиков будет иметь этот сертификат? Примерно такой же как и нарисованный сертификат в фотошопе) Этого никто не поймет кроме других разработчиков/дизайнеров. Намного круче если бы где то в известном рейтинге ты был на каком-то месте, этого достаточно!
Вот я получал там сертификаты на апворке, платные и бесплатные - разницы в заказах не чувствую реально. Вышел на определенный оборот, меня заметили. Тоисть не важно насколько я бы не был крут, меня заметят только потому что у меня есть некая сумма в обороте, а нет оборота и сертификаты не помогут. Заказчик (именно ЛПР) к вам и обращается так как он ничего в этом не понимает, и слова css, html, jquery для него как маты звучат хD
Ответить
Nick Marlou
Друзья, если работаете в команде. Помогите, пожалуйста, со сбором данных для исследования. Всего 40 вопросов, 8-10 минут. https://goo.gl/O5iwcv
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Не, Вы немного не по адресу. Мы одиночки :)
Ответить
Медиа-церковь
ИТ технологии в помощь церкви
Alex Naghtigall
Спасибо за статью!!!
Ответить
TechCom
Games Development
Diana Koroleva
Эта статья спорная :)
ТЗ, разумеется, был и в этот раз, но был обозначен ровно как "удиви меня". Вот в этом общий риск и заключался. А вдруг не удивил бы :)

Конечно, подробные ТЗ нужны в сложных проектах, где у автора есть четкое представление "как это должно выглядеть", и эта информация должна без искажений быть воссоздана художниками и разработчиками.
Скажем, дизайн-документ игры, над которым я сейчас работаю, уже перерос 350 (!) страниц с иллюстрациями и будет намного больше.

Фавикон и шапка сайта такого строгого подхода не требуют. Уж точно не на начальной стадии, когда усилия надо прикладывать именно в простоту и юзабилити (что на самом деле и является "дизайном").
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Согласен, спорная :)

Помню когда-то коллективно писали одно ТЗ, около 3-х месяцев писали, получилось больше 1000 страниц :)
Ответить
Веб-студия «Омега»
Создание и поддержка сайтов, мобильных приложений
OKinshov
В общем. По сайту и сразу по дизайну:
Пытаюсь выбрать я видеокарту и вообще не понимаю что должен сделать. Указал цену, но кнопки "подобрать" нет. Листаю ниже, а там подбор под процессор, судя по стрелкам это ссылка на другую страницу. Листаю дальше, там чекбоксы, они связаны с ценой? Нашел кнопку подобрать, но она толи по чекбоксам, то ли по чекбоксам и цене, непонятно.
Листаю дальше, а тут полотно из текста, зачем?
Ответить
Devicerra
Онлайн сервис подбора электроники
Шютник
Буду исправлять
Ответить
Показать следующие
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать