Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
1 505 11 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

AMP и Турбо страницы: плюсы, минусы и результаты внедрения

Те, кто следит за новинками сферы IT, знают про “быстрые страницы” от Google и Яндекс: AMP и Турбо страницы. Они были выпущены больше 2 лет назад, но особого шума на рынке не произвели. Мы решили напомнить об этих инструментах и поделиться результатами их внедрения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мобильный трафик в последние годы неуклонно растет. Пользователи все чаще читают новостные сайты, заказывают продукты и вещи с телефонов. Мобильные и адаптивные версии сайтов перестали быть привлекательным бонусом, а стали реальной необходимостью.

b_5c6a8f698fefa.jpg

Источник: gfk.com

Но не все так прекрасно. В погоне за трафиком и снижением отказов, приходится искать новые пути решения. Мобильные и адаптивные версии не всегда спасают ситуацию, а иногда вообще неудобны: адаптив получается слишком “тяжелыми” для скачивания, из-за этого скорость загрузки на смартфонах оставляет желать лучшего. (Говорить про то, что посетители, да и поисковые системы, не любят долгую загрузку, нужно?)

Мы в AlkoDesign работаем с одним крупным информационным порталом. (Обойдемся без имен). Среди поставленных перед нами задач, были: увеличение трафика и снижение процента отказов. Недолго думая, мы решили воспользоваться быстрыми страницами от Google и Яндекса.

В этой статьей мы поделимся результатами внедрения таких страниц на одном из новостных порталов и вкратце расскажем, что такое быстрые страницы и с чем их едят (для тех, кто не в теме).

Начнем с теории

AMP и Турбо страницы — это технология ускоренных мобильных страниц, которая разрабатывается независимыми разработчиками и активно продвигается обеими поисковыми системами. Такие страницы загружается даже быстрее чем страница мобильной версии сайта.

AMP страницы google.ru

b_5c6a9061459df.jpg

Суть в том, что на сайте используются специальные теги (с префиксом amp), количество и функционал которых строго ограничены. Задача разработчика состоит в том, чтобы собрать солянку из доступных схем, которые решат проблему заказчика.

Поисковые системы находит эти специальные тэги и кэширует информацию в них. После этого, когда пользователь ищет что-то, браузер на фоне подгружает информацию из CDN, в специальный iframe и при переходе по ссылке открывает уже загруженную страницу в специальном окне.

При использовании на сайте какой-либо CMS, для AMP страниц необходимо сделать свой отдельный шаблон для отображения данных согласно требованиям к разметке AMP страниц.

Турбо-страницы Яндекса

b_5c6a908a64e6a.jpgОсновное отличие от AMP - контент Турбо-страниц берется не со страниц сайта, а из специального RSS-канала.

Их содержимое хранится на серверах Яндекса. Но для того, чтобы Яндекс забрал с нашего сайта контент, мы должны написать скрипт, который будет передавать все необходимые данные (текст, изображения, стили и т.д.) в специальном формате XML-документ. Процесс похож на подготовку данных для Яндекс.Товары или Яндекс.Маркета.

Честно говоря, настройка максимально простая. Если количество страниц небольшое (10-20), то сделать RSS-канал для Яндекса можно самим, без привлечения программиста. Правда, в этом случае обновляться он будет тоже вручную.

Скорость загрузки турбо — страницы превышает обычную примерно в 15 раз. И, дополнительный (но не последний), бонус - если сайт упадёт, например, из-за заражения или DDoS-атаки, его Турбо-страницы продолжат открываться и контент будет по-прежнему доступен пользователям.

Страницы с AMP и Турбо, ранжируются выше других запросов в поиске за счет того, что соответствуют требованиям к быстрой загрузке.

Особенности AMP и Турбо-страниц

Первое и самое главное отличие от стандартных сайтов — это невозможность вставки "обычных" скриптов. То есть большая часть функционала, завязанная на динамическом изменении (действия по клику, анимация, фильтрация, модальные окна), становится недоступной.

Решение — использование доступных компонентов и iframe.

Доступные компоненты позволяют добиться, пусть и не полной, реализации привычного инструментария на сайте, но представляют ему достойную замену и оптимизированы для быстрой загрузки.

С помощью AMP и Турбо тегов, можно реализовать боковое меню, карусель, отправку формы, подгружаемый контент, рекламу и прочее.

Каждый компонент связан со своей js-библиотекой, которую нужно подключить для его использования на сайте.

Особенности Турбо-страниц

Они помогают увеличивать охват мобильной аудитории — пользователям не приходится долго ждать загрузки сайта, и они почти сразу переходят к вашему контенту. Прирост трафика может быть существенным.

Преимущества Турбо-страниц в том, что после их внедрения на вашем сайте:

  • Падает показатель отказов. Когда пользователь заходит на ваш сайт и из-за своего плохого интернета долго не может открыть вашу страницу, он может просто не дождаться ее загрузки, закрыть и снова вернуться в поисковую выдачу, чтобы найти какой-то другой, более быстрый сайт. Таким образом у вас повышается показатель отказов, а чем больше показатель отказов, тем хуже ваши позиции в поисковой выдаче.
  • Растет мобильный трафик. На сегодняшний день многие пользователи уже знают, что сайты, отмеченные в выдаче значком ракеты, грузятся очень быстро и поэтому по ним активно кликают. Это дает вам преимущество перед конкурентами и позволяет увеличить посещаемость вашего сайта с мобильных устройств.
  • Снижается нагрузка на хостинг. Если на сайте довольно высокая посещаемость, то этот пункт будет тоже актуален. За счет того, что загрузка контента идет не с вашего хостинга, а с серверов Яндекса, нагрузка снижается. При этом для создания и хранения Турбо-страниц Яндекс использует собственную сеть доставки контента (CDN), что еще сильнее ускоряет загрузку контента.

Недостатки Турбо – в ограниченном функционале:

  • Не поддерживаются формы обратной связи, нет возможности заказа товара или услуги. Это можно назвать самым главным минусом, т.к. для посадочной страницы или интернет-магазина использование турбо-страниц будет нецелесообразным, ведь вы все равно не сможете получить с них заявки.
  • Сайт оформляется по предопределенному малогибкому шаблону. Когда вы кликаете по ссылке, помеченной значком «Турбо», то ваш контент отобразиться в упрощенной странице, созданной поисковиком, и ваше уникальное оформление сайта никто не увидит. Поэтому здесь придется выбирать между высокой скоростью загрузки сайта и уникальным оформлением вашей мобильной или адаптивной версии.

Особенности AMP страниц

  • Создание «легких» страниц;
  • Поисковик сохраняет облегченные версии страниц у себя на серверах;
  • «Яндекс» предлагает владельцам смартфонов турбо-страницы в поиске или новостной ленте;
  • Благодаря высокой скорости загрузки улучшается пользовательский опыт и поведенческие показатели.

После создания AMP страниц, Google пошел дальше. Он перевел все сайты на новую систему ранжирования - Google Mobile Friendly. Теперь ранжирование сайтов зависит в первую очередь от мобильной версии сайта. Если раньше можно было создать и «вылизать» десктопную версию сайта, не делая адаптивную или на крайний случай мобильную версию сайта. То теперь при разработке сайта, особое внимание нужно обращать на адаптивную версию.

Подготовка данных

b_5c6a922e6d0a8.jpg

Для AMP-страниц

Все изображения на странице должны быть описаны в особом теге , что затрудняет вставку изображений пользователем через текстовый редактор. Так же, если используются карусель или lightbox, нужно вставить аналоги из компонентов amp. Для реализации этого функционала был реализован обработчик, который с помощью регулярных выражений заменяет стандартные HTML-теги, на теги используемые в amp спецификации.

Еще одна особенность, которая должна коснуться в первую очередь текстового редактора, так как редактирование стилей там проходит inline. Элементы с атрибутами типа style=“color:…”, не являются валидными, а изменение цвета или размера шрифта запишет это свойство в код.

Чтобы поисковик понял, что есть AMP-версия страницы, она должна содержать ссылку:

b_5c6a93158a75d.jpg

А на самой AMP-странице — присутствовать обратная ссылка: b_5c6a9350ee733.jpg(да, это картинки, а не рабочие ссылки. Если лень искать и перепечатывать - пишите в комментах, скинем)

Css стили пишутся inline, и их размер не должен превышать 50кб.

Для Турбо-страниц

Чтобы подключить Турбо-страницы, достаточно внести небольшие изменения в текущий экспортный файл согласно техническим требованиям:

  • Корневым элементом RSS-файла является rss, атрибут version которого должен иметь значение 2.0.
  • Внутри элемента rss содержится элемент channel, который включает информацию об источнике и его содержание.

Далее необходимо указать:

  • Информация о сайте-источнике - сведения передаются в элементе channel.
  • Информации о сообщении - данные передаются в элементе item.
  • Контент для турбо-страницы

В турбо страницы можно встроить дополнительные элементы типа шапка страницы, оформление текста, картинки, видео, кнопка "Поделиться", цитаты, таблицы, комментарии и т.д. Дополнительно можно подключить некоторые системы веб-аналитики.

А теперь практика

Внедряем AMP на сайт

Учитывая, что мы далеко не новички в IT-сфере, внедрение страниц не составило большого труда.

Мы создали отдельный шаблон для сайта с использованием необходимых тегов из спецификации AMP и Турбо. Затем настроили автоматическую генерацию страниц.

b_5c6a96f9315b0.jpg

Сразу после внедрения быстрых страниц, запустили проверку через Google и Яндекс валидатор. После запуска обнаружили дополнительные ошибки, которые были успешно устранены.

b_5c6a97292a3ef.jpg

Внедряем Турбо-страницы

Для внедрения Турбо-страниц на сайте, была изучена спецификация формата. Определены шаблоны для генерации заголовков Турбо-страниц и указания дополнительных изображений. Был разработан специализированный модуль для CMS, который генерирует RSS файлы с данными, согласно технической документации Яндекса ( https://partner.news.yandex.ru/tech.pdf ).

Поскольку материалы на сайте постоянно добавляются, то обновление RSS ленты с турбо-страницами, также обновляется путем запуска скрипта обновления на CRON. Из-за специфики проекта было принято решение сделать несколько RSS лент, каждая для своего типа контента. В настройках модуля можно указать какие разделы сайта необходимо экспортировать в RSS, указать дополнительные данные для экспорта. Частота обновлений RSS ленты турбо страниц задается периодичностью выполнения задачи на CRON.

После прохождения валидации RSS со стороны яндекса, турбо страницы были добавлены к индексации.

Результаты

Отказы

После внедрения AMP и Турбо страниц изменились поведенческие метрики.

За квартал показатель отказов на сайте в целом составил 14,2 %. Здесь учитываются все посетители, включая пользователей десктопов.

b_5c6a9804d3da7.jpg

Показатель отказов для владельцев смартфонов, которые приходили на обычные страницы, составил за квартал 23,7%.

b_5c6a97ab27a31.jpg

Показатель отказов для посетителей турбо-страниц за этот же период составил 6,2 %.

b_5c6a97c597525.jpg

То есть по показателю отказов, обычные страницы проигрывают турбо-страницам более чем в два раза: 23,7 % против 6,2% с Трубо-страницами и в целом 14,2%.

Посещаемость

С момента внедрения AMP и Турбо страниц мы увеличили посещаемость портала в 2 раза.

b_5c6a98187e87b.jpg

Скорость загрузки страниц

Главный плюс - увеличение скорости загрузки страницы в 3 — 10 раз.

Она мгновенно выросла за счет кеширования.

А также:

  • Снизилась нагрузка на серверы;
  • Выросли поведенческих факторов (на позиции в органике AMP непосредственно не влияет).

Вывод: внедряем к месту и с умом

Там где нужно донести до пользователя контент максимально быстро и в простой форме.

В нашем случае результатом внедрения AMP стало:

  1. снижения отказов с 2 тыс. до +4 тыс.;
  2. посещаемость выросла в 2 раза;
  3. скорость загрузки выросла в 3-10 раз

Кому пока не подходит Турбо:

  • Ecommerce, потому что нет корзины. (на данный момент в разработке)
  • Landing page, потому что не поддерживаются любые кнопки и формы на страницах

Кому идеально подходят Турбо страницы:

  • СМИ
  • Контентные проекты
  • Блоги внутри сайтов (например, информационный раздел в интернет-магазине, с новостями, описанием новинок индустрии и т.д.)
Владельцам новостных порталов, сайтов СМИ или информационных блогов такие страницы обязательно нужно подключать и получать с них дополнительный трафик. Так как после перехода количество отказов пользователей от просмотра сайта уменьшается на 30%. А значит, растет количество просмотренных страниц.

AMP и Турбо страницы — интересная технология, которую нужно использовать с умом. Может быть использована для "легкой" мобильной версии сайта, либо для определенных разделов, не требующих высокой функциональности. И, конечно, это отличное решение для информационных сайтов, блогов, интернет-журналов.

Остались вопросы? Пишите в комментариях или сразу звоните нам! =)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Валерий Калиниченко
Как по мне так это великая афера Яндекса, которая судя по всему увенчалась успехом. Насколько я понял, афёра заключается в том, что фактически на основе чужого контента Яндекс увеличивает пребывание пользователя на своем сайте (т.к. турбо страница открывается как страница Яндекса) плюс ко всему Яндекс показывает внутри этого чужого контента рекламу этому же пользователю. Это одновременно и подло и гениально.
Вы можете добавить аналитику по глубине страницы?
Теоретически этот показатель должен снизиться, потому что пользователь фактически посмотрел одну страницу перед переходом на сайт с турбо страницы.
И откуда уверенность что именно показатели загрузки страниц и процент отказов оказали влияние на посещаемость? Ведь если сайт рабочий, там создается новый контент и теоретически могло быть так, что контента стало больше и как следствие увеличилась посещаемость.
Ответить
DIGIMATIX (ex.AlkoDesign)
Делаем качественные сайты. Настраиваем рекламу в Интернете. Увеличиваем продажи.
DIGIMATIX ex.AlkoDesign
Не исключено) Но в статье мы рассказали о том, как турбо страницы (и AMP, конечно же) могут помочь сократить количество отказов и увеличить количество просмотров за счет скорости загрузки и в целом удобства. По поводу целей Яндекса - немного не наша специфика)
Ответить
Валерий Калиниченко
Про количество отказов там и ежу понятно что оно будет снижаться, потому что фактически человек уже посмотрел одну страницу на стороне Яндекса и нажимая ссылку он уже становится вовлеченной лояльной аудиторией.
Но я спросил почему вы уверены что именно Турбо страницы добавили посещаемости? На сайте ничего не делалось в период замера активности: не было статей, не было комментарией, не было расшариваний?
Ответить
DIGIMATIX (ex.AlkoDesign)
Делаем качественные сайты. Настраиваем рекламу в Интернете. Увеличиваем продажи.
DIGIMATIX ex.AlkoDesign
ага, увидели обновление комментария)
отвечаем: конечно, эксперимент не "стирильный" т.к. новый контент добавлялся ежедневно, и были и комментарии, и шаринг материалов.
В тоже время процент нового контента был не настолько существенен и мы считаем, что именно турбо-страницы дали этот прирост трафика из Яндекс.
Ответить
Дмитрий 21664
Угу, расскажите про «формы не работают» вот здесь например: https://yandex.ru/turbo?text=lpc%2Fbfc8c2de41dcd156ebad4f2ffb49cb9d07b5a935da79f43ab7f56e9c8177a7ff&;yclid=538793892204021566
Ответить
DIGIMATIX (ex.AlkoDesign)
Делаем качественные сайты. Настраиваем рекламу в Интернете. Увеличиваем продажи.
DIGIMATIX ex.AlkoDesign
Поля формы для Турбо-страниц предопределены: телефон; имя; вопрос. Все. Никаких других полей в формы добавить нельзя на текущий момент.
Ответить
Нариман Алимурадов
95%юзерам полагаю этого достаточно. ecommerce редко требует от клиента на первом этапе, что либо кроме почты, имени и телефона
Ответить
DIGIMATIX (ex.AlkoDesign)
Делаем качественные сайты. Настраиваем рекламу в Интернете. Увеличиваем продажи.
DIGIMATIX ex.AlkoDesign
Для сайтов сферы услуг, посадочных страниц этой формы может хватить. Для полноценных интернет-магазинов в 90% случаев этого не достаточно.
Ответить
Дмитрий 21664
Ну тогда так и напишите, что формы есть, но поля добавлять нельзя.
Ответить
Дмитрий 21664
Полноценным интернет-магазинам рано эту фичу юзать.
Ответить
Елена Шикова
У меня сайт типа трэвел блога. Внедрила amp и турбо чуть меньше года назад. Да, показатели отказов радуют, сократились в 2 раза с 10-12% упали до 6-7%, но посещаемость не выросла от слова совсем, не смотря на то, что я непрерывно добавляю материалы.

Теперь мне приходится настраивать 3 версии сайта, это гемор.
amp и турбо версии не поддерживают внедренные в страницы виджеты моих партнерских программ. А турбо страницы не поддерживают гугл карты. Что, конечно меня огорчает.

Монетизация РСЯ и адсенсом тоже требует отдельной геморойной настройки. В общем не знаю зря или не зря я с этими технологиями связалась.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.