Digital-трансформация телекома: новые горизонты 2018
Современные технологии кардинально меняют все отрасли нашей жизни: от моделей ведения бизнеса до государственного устройства. Оцифровка делает процессы более быстрыми, упорядоченными и прозрачными. Пожалуй, скоро не останется такой услуги или товара, которые нельзя было бы заказать через интернет. Даже наблюдаться у врача уже можно не выходя из дома. В этом глобальном переходе в новую эру телекоммуникации играют особую, непростую роль. Количество подключенных устройств все возрастает, требования частных и бизнес клиентов становятся выше, операционные системы – сложнее. Пройдя период паники перед изменениями и агрессивными ОТТ-игроками, консервативный телеком все же нашел способ остаться «на коне». О новых бизнес-моделях, которые окончательно закрепились в 2017-м, и о безграничных возможностях будущего телекоммуникаций – в нашей статье.
ЧТО ИМЕЕМ – ЦЕНИМ
Данные как центр цифровой трансформации. Большие объемы данных в руках операторов связи – их бесценный капитал. Умение обращаться с ними – залог успешного развития. Поэтому в наступившем 2018 году работа с big data уже не тренд, а must have, и большинство последующих пунктов в статье будут опираться на владение данными.
Так, глубокий анализ информации об абонентах помогает операторам улучшать качество обслуживания и сохранять свою клиентскую базу. Понимание потребностей и поведения пользователей позволяет определять: что им интересно, сколько и на что они готовы тратить и как им об этом рассказать, чтобы получить положительный отклик.
Кроме этого, большие данные дают подспорье для технического обновления оператора. Анализ сетевого трафика в режиме реального времени подскажет, как оптимизировать и масштабировать свои сети.
В свою очередь, новый шаг цифровой трансформации требует переосмысления не только возможностей использования данных, но и способов их хранения. Клиенты теперь имеют по несколько устройств, подключенных к сети. Все они производят данные, которые операторы передают и, в некоторых случаях, хранят в центрах обработки информации. Распространение облачных решений позволяет разгружать сервера и увеличивать скорость развертывания приложений.
«Телекоммуникации только начинают использовать облако и внедрять сетевые решения для роста эффективности предоставления своих услуг, - отметил Крис МакРейнолдс, вице-президент по управлению облачными и информационными продуктами CenturyLink Inc. на конференции AWS re:Invent 2017. – В то время как клиенты цифровых платформ уже могут соединяться с облаком через портал или API».
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Глобальная цифровизация и анализ big data принесли телекому настоящий подарок, который операторы моментально оценили – возможность монетизации данных. Фокус развития стал смещаться на B2B-сегмент. Согласно последним данным Bain & Company, оборот операторов связи на потребительском рынке будет расти примерно на 0,6% в год, а на бизнес – на 2,6%. Основной спрос исследователи прогнозируют на мобильные данные и адресные ИТ-услуги или рекламные кампании.
«Мы замечаем повышенный интерес к ИТ-решениям для B2B на телеком-рынке России и ближнего зарубежья, - поделился наблюдением Александр Павлов, продакт-менеджер Eastwind. – Например, в campaign manager AdTarget у операторов пользуется успехом выделенный интерфейс для проведения рекламных кампаний третьими лицами. В системе также вшита аналитика класса big data, что позволяет делать точечные выборки из абонентской базы и повышать эффективность рассылок».
По мере распространения технологий все большее влияние на телекоммуникации оказывает Интернет Вещей. Устройства – действительно новый сегмент потребителей сети, и с каждым годом он будет развиваться. Аналитики Technavio считают, что рынок телекоммуникационных услуг IoT вырастет более чем на 42% к 2020 году. Поэтому развитие и поддержка таких решений – важный шаг для телекома на пути к цифровой трансформации. И ведущие мировые провайдеры его уже сделали: Intel запустила платформу Intel IoT, американский телеком-гигант AT&T вместе с IBM и Telefonica предлагают в Испании продукт IoT Thinking Things, а Orange в Великобритании – систему связи M2M.
Помимо развития внешних платформ, телеком может использовать технологии IoT и для собственной оптимизации ресурсов. Это поможет:
- автоматизировать процессы и выработать единый подход к рутинным задачам;
- сократить расходы на рабочую силу;
- минимизировать ошибки в обслуживании с помощью машинного обучения и ускорить обработку обращений клиентов.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РИСКИ
Чтобы все работало безукоризненно, телеком снова возвращается к необходимости модернизации своих сетей. Постоянная доступность данных становится ключевым фактором в оптимизации операций, соблюдении требований пользователей всех сегментов и сохранении конкурентоспособности на развивающемся рынке. В продолжении digital-трансформации операторам связи потребуются расширенные инструменты для обеспечения работы 24/7/365, бесперебойного резервного копирования и быстрого восстановления информации. В эпоху цифровых технологий доступность данных определит провал или успех для телеком-компаний. Здесь не будет места для ошибок.
«Компании из других индустрий проявляют все больший интерес к операторской сети, –комментирует Евгений Бойкачев, продакт-менеджер Eastwind. – Умный транспорт, eHealth, облачные сервисы – все хотят добраться до своих клиентов через телекоммуникации. Партнерство оператора со сторонними компаниями может стать эффективным только в одном случае: если он будет управлять услугами партнеров так же легко, как и своими. Для этого оператор должен создать собственную платформу, которая обеспечит бесшовное встраивание партнерских сервисов в его ИТ-систему».
Учитывая это, неудивительно, что по данным исследования EY 2017 года, в ходе которого были опрошены лидеры 35 телеком-компаний, одной из сегодняшних повесток дня операторов являются расходы на обновление сети и технологические усовершенствования. Deloitte уверенно предсказывает полный переход на 5G к 2020 году. Все потому, что и это обновление – обязательное требование цифровой трансформации телекома. Ведь сети 5G будут высоконадежными и эффективными с точки зрения обработки очень большого количества устройств, включая IoT-объекты.
Помимо преимуществ глобальной диджитализации, она несет с собой и новые угрозы. Когда весь мир зависит от данных, особенно остро встает вопрос кибер-безопасности. Ответчиком же здесь будут выступать компании-держатели информации, в том числе и телекоммуникации. По оценкам экспертов, к 2020 году годовой трафик данных достигнет 44 триллионов ГБ, а 40% всей информации будет храниться в облаке. Это большой соблазн для злоумышленников, которые будут атаковать сервера и хранилища, воровать личные и бизнес документы и использовать их в мошеннических целях. Чтобы остаться на плаву в цифровом мире, телеком-операторам придется регулярно инвестировать в защиту своих пользователей.
СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Если вы думали, что 2016-2017 были годами digital-трансформации в телекоме, то знайте, что самое интересное еще впереди. Данных, как и сложностей будет все больше, но все-таки нас ожидает светлое (даже прозрачное) будущее.
Что касается провайдеров связи: в этой конкурентной экосистеме им неизбежно придется трансформироваться. Кому-то понадобится для этого больше времени, кому-то – меньше. Но те, кто проигнорируют требования новой цифровой эры – выпадут из общей картины. Телеком-операторам следует стать более гибкими и мобильными, вместительными и безопасными, инновационными и быстрыми. Тогда глобальная диджитализация откроет им новые горизонты для развития и роста.