Семейный бизнес в IT. Как мы запускали свой первый сервис
Если вы не знакомы с предысторией, то обязательно прочтите:
- о том, как мы начали заниматься бизнесом
- как совершали ошибки и делали выводы
- как перестроили структуру бизнеса и увеличили прибыль
Перед предисловием
У вас наверняка возник вопрос: «Почему три предыдущие статьи опубликованы на Хабре/ГТ, а четвертая здесь?». На самом деле эта статья тоже была опубликована на Хабре. Текст, разумеется, пришлось изменить, дабы соблюсти условие уникальности.
Тогда публикацию прочитали почти 15 тыс. человек, было оставлено 59 комментариев. Да и рейтинг «+48» — тоже неплохой результат.
Но потом я опубликовала пятую статью и не подумала ей присвоить хаб «я пиарюсь». За что на месяц была «исключена из клуба», и мою карму полностью обнулили. Поэтому четвертая статья из цикла пропала с сайта хабры. Очень жаль, ведь пользователи по прежнему читают первые три статьи, а ссылка на четвертую ведет в никуда.
Дабы исправить этот досадный ляп, я решила продолжить публиковать серию статей на Спарке.
Предисловие
Впервые о запуске своего сервиса мы задумались осенью 2011 года. Мы тогда были жутко амбициозными, сделали расчеты, составили бизнес-план и пошли искать инвесторов. В планах было запустить бухгалтерию в облаке. И нужно нам было 11 миллионов.
Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что один из пяти потенциальных инвесторов согласился нам дать 10 миллионов. Вот только условия были, мягко говоря, драконовские:
- изначально 100% компании принадлежит ему;
- деньги он в проект не вкладывает, а дает кредит по сниженной ставке — 10% годовых;
- после того, как проект выйдет в прибыль, сначала идет полный возврат инвестиций + проценты, а потом мы наконец получаем долю в бизнесе — 30%.
Я понимаю, что инвестор пытался максимально снизить риски. Однако, мы могли работать 3-4 года и остаться ни с чем. Хотя, несомненно, получили бы бесценный опыт. Мы решили, что правильным решение будет все-таки сосредоточиться на развитии своей вебстудии.
Наши дни
Следующие 2 года были посвящены развитию бзнеса веб-студии. Мы все больше и больше интересовались маркетингом, могли часами сидеть с клиентами, обсуждая идеи для развития их бизнеса. А потом получали невероятное удовольствие от того, что эти идеи работали и приносили нашим клиентам прибыль.
Вместе с бизнесом клиентов, росла и наша компания. Медленнее, чем нам того бы хотелось, однако мы заработали небольшой капитал. Теперь же предстояло принять очередное очень важное для бизнеса решение: куда вложить деньги.
Мы видели два пути. Первый — продолжать развивать веб-студию: нанять новых сотрудников, брать еще больше клиентов на SEO. Второй — воплотить в жизнь давнюю мечту и запустить свой собственный проект.
С одной стороны, вебстудия уже прочно стояла на ногах. Приносила стабильную прибыль и нам было куда расти.
С другой, нас просто распирало от идей и очень хотелось попробовать себя в новой сфере.
Работа на два фронта
Как вы уже поняли, основной доход нашей студии заключался в предоставлении seo-услуг. И тогда нам просто катастрофически не хватало простого и понятного инструмента, позволяющего отслеживать динамику изменения позиций.
Конечно, на рынке уже были какие-то решения. И десктопные, и сервисы. Однако, все они были перегружены массой бесполезных функций. Интерфейсы жутко неудобные и для того, чтобы нормально работать, приходилось читать хелпы и мануалы.
Мы понимали, каким должен быть сервис, которого так не хватает вебстудиям и знали как реализовать свою задумку. Кроме того, были уверены, что справимся с разработкой такого сервиса. Но для начала необходимо было все просчитать и продумать, поэтому мы составили бизнес-план.
Расчеты показали, что денег нам не хватит… Если мы сейчас остановим работу веб-студии, то где-то через полгода придется брать кредит или искать инвестора. Нам абсолютно не хотелось от кого-то зависеть, поэтому было принято решение работать на два фронта. На долю мужа выпало курировать разработку нашего проекта. От меня же требовалось сохранить доход от веб-студии, чтобы максимально сократить предстоящие убытки.
Работать на два фронта — очень не просто. Конечно, это сильно сказывалось на сроках запуска нового проекта. Но с другой стороны, мы сумели сохранить свою вебстудию, которая и сейчас продолжает успешно существовать.
От изначально запланированного графика мы отстали на полгода: вместо 5 месяцев на разработку ушло 11. Дело в том, что мы стремились все сделать идеально. И это на самом деле большая ошибка. оглядываясь назад, я понимаю, что надо было запускать Энергослона раньше.
Пока мы оттачивали каждую мелочь, запустились конкурентные сервисы. И поэтому поначалу нам было достаточно сложно закрепиться на рынке.
В общем вывод мы сделали следующий: нужно запускаться! Пользователи сами дадут вам знать, какие функции реализовывать в первую очередь. В противном случае вы рискуете потратить время на разработку никому не нужного функционала и упустить часть рынка.
Что дальше?
Уверена, что нашу команду ждет еще масса испытаний. Я обязательно буду держать вас в курсе и в следующих статьях расскажу, как мы завоевывали признание первых клиентов.
P.S. читайте продолжение:
Семейный бизнес в сфере IT. Первые полгода жизни нашего стартапа