Как сделать приложение, если ты ничего не умеешь — часть 2, заключительная
В предыдущей серии...
В прошлый раз мы расстались на моменте ухода из проекта программиста.
[Удобная ссылка на первую часть истории]
Подведем промежуточные итоги. По состоянию на июнь 2016 года за 7 месяцев работы:
1. Разработаны идея, концепция и курс обучения;
2. Реализован дизайн основных экранов и упражнений;
3. Написано 80% кода приложения;
4. Есть дизайнер, пропал программист.
Очевидно, что пропавшего нужно искать.
Как я снова искал программиста
На самом деле поиски нужных и талантливых людей, которые готовы участвовать в проекте, занимают невероятно много сил и времени. Мне каждый раз везло с этим случайным процессом. Мне кажется, ключ к такому везению - упорство и креативность.
Но вернемся к нашей основной проблеме. Где найти рукастого программиста для завершения проекта?
С учетом того, что в разработке осталась финишная прямая принято ответственное решение искать программиста за деньги. Во-первых, это легче, а во-вторых бразды управления проектом остаются в одних руках, что минимизирует риски возникновения конфликтов (например, если мы ВДРУГ захотим выйти на IPO...).
Программиста за деньги можно найти на фриланс биржах, куда я и отправился. Основная проблема фриланса в том, что, нанимая исполнителя за условную ставку, вы лишаетесь целых двух дополнительных полушарий мозга, которые анализируют проект с долгосрочной точки зрения. Другими словами, на фрилансе крайне низкая мотивация к совершенствованию проекта, которая просто необходима на самом старте.
И вот я двое суток листал анкеты, выписывал контакты, предлагал и спрашивал. На странице ВК одного из фрилансеров наткнулся на репост с конкурса по разработке мобильных приложений VK Cup, который закончился недавно вот-вот. Фактически, это был Клондайк. Вот он, список из 50 молодых амбициозных умных ребят, которые жаждут развиваться. Первое место по разработке мобильных iOS приложений занял Роман с приложением-читалкой. С учетом того, что работа с текстом в нашем приложении является ключевой, это был идеальный кандидат.
Написал Роману на почту, скинул информацию по проекту. Иии Рома согласился. После его согласия обсудили финансовые вопросы и разработка возобновилась.
Параллельно с поиском программиста, дабы не терять времени, дорабатывали дизайн. Переделали все основные экраны, изменили общую структуру и доработали сценарии. Так что можно сказать, что время без программиста не было потрачено зря.
Но самом деле, параллельность и независимость процессов очень важны при первом запуске продукта. Крайне экономит время.
Как мы выпускали приложение
Роман, также как и Денис, работает крайне оперативно, поэтому первые экраны для тестирования были готовы уже через пару недель. Во время разработки параллельно проходило тестирование методики курса, а также UX, в целом.
Первоначально планировалось выпускаться от физлица, но после определенных размышлений (а именно после очередного прочтения ФедЗакона о государственной службе, где указывается, что я, как чиновник, не имею права получать прибыль не от государства за редким исключением) пришло осознание, что все-таки необходимо юр лицо в виде компании.
Компания была найдена в лице друга, который взял на себя получение лицензии разработчика Apple. Для получения лицензии необходим DNS номер компании (получение - от 2 недель до месяца), а также одобрение самих Apple (еще неделя-две). Основная разработка была закончена к сентябрю, встроенные покупки и регистрация пользователей заняли еще 2 месяца из-за необходимости сделать серверное API для регистрации, а также решить финансовые затруднения. В целом, этот двухмесячный застой позволил провести нормальное тестирование, доработать базу текстов, сделать пуш-уведомления, а также onboarding (что привело к созданию нашего чудесного персонажа).
И, наконец, приложение отправлено на рассмотрение. Первый раз нам отклонили из-за верстки, исправили, отправили. Эппл акцептовал, но еще не были реализованы встроенные покупки в карточке приложения в айтюнсе, потому что раздел покупок был закрыт по неведомой причине. Так мы рассчитывали, что после согласования Эппл раздел будет открыт. Большая-большая ошибка.
Оказалось, что мы не могли этого сделать, так как не занесли данные по налоговой документации. Другу пришлось потратить еще три недели на процесс оформления корректного налогооблажения, чтобы с компании не списывались двойные налоги. Затем эппл проверял финансовые данные компании, затем мы доработали приложение в части встроенных покупок, затем проверялись опять, затем нам отказали по причине отсутствия лицензионных соглашений...
3 месяца мы фактически ходили по граблям.
Грабли
Вот список граблей, которые касаются выпуска готового приложения в AppStore от юр лица:
1. Получение международного D-U-N-S-номера. Номер необходим для аккумуляции сведений о компании в одном месте. Без него Эппл не будет вас регистрировать. Получить его можно здесь. Процедура - около 12к.
2. После получения доступа к кабинету разработчика не забудьте заполнить данные о финансовых реквизитах компании.
3. Если среди встроенных покупок есть формат подписки, в приложение необходимо вставить ссылку на лицензионное соглашение и условия пользования. Располагаться они должны на вашем сайте, который тоже у вас должен быть.
Все это требует не так много рабочего времени, но сам процесс может растянуться на месяцы, поэтому занимайтесь получением всех разрешений параллельно разработке.
И вот наконец-то релиз состоялся. В декабре. Через год после возникновения идеи. В настоящее время продукт объективно сырой, но запуск позволил точно понять где и что не так. Первые тестирования получились крайне продуктивными.
Подведение итогов
Закончу историю выводами о своих удачах и ошибках, чего я стыжусь и чем горжусь спустя год работы.
Основные ошибки:
1. Отсутствие настоящего MVP. Отчасти это вызвано тем, что пока тормозился один процесс, приложение продолжало развиваться.
2. Длинный застой на старте. Месяц застоя с первым программистом, 2 месяца застоя с первым дизайнером. Переходите к работе как можно скорее, если есть малейшее представление о том, с чего начать. Если нет - думайте с чего правильно начать.
3. Было потрачено много времени и денег на сайт и внутреннюю регистрацию. Сайт не продвигался, так как не было времени, поэтому стоит вопрос о его необходимости. В то время, как внутреннюю регистрацию через API сайта можно было бы легко заменить на регистрацию через соцсети.
4. Поздно задумались о получении аккаунта разработчика. В итоге, задержка еще на 3 месяца.
Удача и гордость:
1. Мне очень повезло с людьми, с которыми я делаю приложение. Работать с ними быстро и легко. Отношения не омрачены финансовым клеймом. Если нужен совет по поиску таких людей, то: размышляйте о местах обитания и пишите людям напрямую, если есть ощущение, что этот человек подойдет.
2. Очень горд тем, что приложение таки увидело свет. Даже несмотря на многочисленные факапы, доведение дела до конца дает очень большой заряд сил.
Посмотреть на то, что у нас получилось в итоге, можно здесь. Буду признателен за фидбек. С любыми вопросами и отзывами по приложению и не только пишите мне в телеграм @iakovlevin. Буду признателен.
Также если вам интересна тема чтения, то на радужном телеграм канале @enlite постепенно обучаю людей, как правильно и быстро читать, текстом и словом (анонсы мероприятий). Также выполняю челлендж в 150 книг за 2017 + краткие содержания (я слышал на спарке любят краткие содержания) или обзоры на каждую, иногда бывает весело и где-то даже захватывающе.
Спасибо большое, что были со мной эти 10-20 минут вашей жизни.