Веб-студии: инструкция по применению
Идеальный сайт — это настроенный и отлаженный инструмент для бизнеса, с помощью которого решается ряд задач: маркетинговые активности, общение с клиентами или дилерами, исследование спроса и другие. И сделать его рабочим инструментом возможно только в ходе плодотворного и слаженного сотрудничества вашей компании и выбранной вами веб-студии / digital-агентства, которые займутся дизайном и разработкой.
Просто купить сайт, конечно, можно. Но в таком случае он, скорее всего, будет выполнять исключительно роль онлайн-визитки, но не инструмента, вне зависимости от сложности вёрстки или необычности дизайна. Поэтому набирая в поисковиках «разработка сайта» или «заказать сайт», необходимо ориентироваться не только на стоимость готового продукта и регион расположения студии, но и на другие аспекты.
Как отстроить процесс эффективной коммуникации с веб-студией
Выбирая подрядчика для разработки сайта, вы оцениваете его технические возможности и подбираете команду, которая будет встраивать в ваши бизнес-процессы новый многофункциональный инструмент. Поэтому, прежде чем обратиться в веб-студию, внимательно изучите проекты в её портфолио, почитайте, о чём она пишет на сайте. В общем, убедитесь в её компетентности всеми доступными способами, после чего уже можно связаться с теми, кто «прошёл отбор».
1. Обозначьте цели проекта
Этот пункт не просто так стоит в списке под номером «1». Цели сайта — это то, на что в дальнейшем будет ориентироваться команда при принятии решений по проекту. Их много, потому распределите цели по группам, например, по видам взаимодействий: B2B, B2C, C2C и C2B.
Приведем примеры таких целей для интернет-магазина подарков от производителя:
- B2B (бизнес для бизнеса). Искать с помощью сайта дилеров и новые точки распространения товаров в других регионах.
- B2C (бизнес для клиента). Помогать в подборе подарка по определённым запросам (например: женщине, на юбилей, деловой), продавать подарки онлайн, привлекать новых клиентов.
- C2C (клиент для клиента). Предоставить клиентам возможность рассказывать друзьям, что бы они хотели получить в подарок из магазина — вишлист в соцсетях.
- C2B (клиент для бизнеса). Собрать базу email-адресов клиентов, получить обратную связь (отзывы), проанализировать спрос с помощью фильтров каталога и метрик.
2. Уточните состав сотрудников студии, которые будут присутствовать на вашей первой встрече
Здорово, если на первое обсуждение проекта со стороны веб-студии придёт не только менеджер по продажам, но и project-менеджер или арт-директор. В общем, те люди, которые будут заниматься непосредственно дизайном и разработкой или руководить этими процессами, а не только продавать. Это поможет уже на первом этапе полностью понять возможности студии относительно ваших идей по сайту.
3. Подготовьте к встрече «сводку» о своём бизнесе
Никто лучше вас не знает сильные стороны вашего бизнеса и конкурентов, только вы сами сможете предоставить информацию, о целевой аудитории и сформировать правильное понимание товаров и услуг. Конечно, менеджер тоже подготовится к встрече и найдёт информацию о вашей компании, изучит существующий сайт, если такой имеется, но этого будет недостаточно. Информация о компании поможет веб-студии сделать вам более интересное и соответствующее потребностям предложение. Если же вы планируете разработку промо-сайта, то к встрече нужно сформулировать УТП, ваши преимущества и основной посыл.
Амир Рахмонов, руководитель отдела по работе с клиентами компании Евростудио:
Менеджер, потратив на изучение рынка заказчика несколько дней, не станет разбираться в вопросе лучше, чем сам заказчик, который работает в данной сфере уже 10 лет. Поэтому нужно анализировать не всё подряд, а только то, в чём есть компетенции — сайт заказчика и сайты конкурентов. По остальным аспектам лучше получить информацию «из первых уст».
4. Спросите про состав команды, которую выделят на ваш проект
И уточните, над сколькими проектами параллельно работает каждый из участников процесса. Понятно, что вести одновременно 4 проекта и 15 — это разные нагрузки на специалиста и неодинаковый «объём внимания», которое он сможет уделять каждому из них. К тому же для крупных проектов могут понадобиться специалисты на full-time, и далеко не у всех веб-студий есть такая возможность.
5. Подготовьте примерную структуру вашего будущего сайта
Конечно, самостоятельно рисовать проект где-нибудь в MindMap необязательно, но нужно иметь чёткое представление о том, какой «костяк» разделов нужен на сайте. Структура сайта должна коррелировать со структурой вашего бизнеса. Также стоит подготовить список особенностей и «фишек» по дизайну и функционалу, которые вы бы хотели получить в итоге — калькуляторы, галереи, анимации.
6. Если у вас уже есть сайт, подготовьте список моментов, по которым он вас не устраивает
Скорее всего, в нём есть и хороший функционал, который вам бы захотелось сохранить. Ещё бывают ситуации, когда сайту требуется оптимизация или редизайн, а не полная переработка.
7. Задавайте вопросы
Во время обсуждения, на предварительной оценке, получив коммерческое предложение — на всех этапах важно знать, правильно ли вас поняли. Поэтому смело задавайте вопросы менеджеру: «Опишите, как вы поняли нашу задачу и цели?», «Какие вопросы вы будете обсуждать в вашей команде, в первую очередь?» и другие.
8. Попросите веб-студию вести «Резюме переговоров»
Или «contact reports» — конспекты переговоров (как телефонных, так и со встреч), в которых отображается, какие темы обсуждались, решения были приняты, задачи сформулировались и какие вопросы остались незакрытыми. Если каждый контакт сопровождать 6такой запиской, то львиная доля возможных недопониманий исчезнет сама собой.
Амир Рахмонов, руководитель отдела по работе с клиентами компании Евростудио:
Любая идея, которую вы пытаетесь донести до другого человека, проходит как минимум через 3 барьера восприятия. Первый — ваши собственные чувства и восприятие, второй — то, как вы излагаете идею, третий — то, как человек её дешифровал для себя через собственные чувства и восприятие. Contact reports и уточняющие вопросы помогают людям разговаривать «на одном языке». Приведу пример: заказчик хочет «позитивный логотип». Я сразу представляю себе стикер из Вконтакте — толстого улыбающегося кота. Другой представит солнышко, а заказчик в этот момент мог думать о Bentley на фоне яхты — тоже вполне позитивная картинка.
В дальнейшем вам предстоит коммуницировать по разным вопросам в течение трёх месяцев минимум (а если планируется по-настоящему масштабный проект, то разработка может растянуться на полгода или больше), а потому стоит обратить внимание на многое, в том числе, на мелочи. Насколько вас пытаются понять, совпадает ли ваше видение, насколько заинтересованы проектом, какой стиль общения предпочитают, и подходит ли это вам.
Удачных вам проектов!
В следующей «инструкции» мы расскажем вам, как выбрать агентство по продвижению.