Как сегментировать целевую аудиторию при помощи геймдизайна
Все уже давно знают, что понимания возраста покупателя недостаточно, а нужны психологические и личностные характеристики человека. Однако, этого мало для успеха в бизнесе. Последние несколько лет я активно увлекаюсь геймификацией, или, другими словами, использованием игровых подходов в неигровых процессах. И один из классиков геймдизайна предложил характеристику типов игроков, которая, на мой взгляд, дает уникальную возможность взглянуть на свою целевую аудиторию с точки зрения ведущего мотива и найти те точки интереса и вовлечения, которые спровоцируют потреблять именно ее.
Геймификация обращается к психотипам людей как игроков — поэтому за основу будет правильно взять модель, предложенную профессором Ричардом Бартлом, исследователем игр.
Кто есть кто
Киллеры — любители посоревноваться. Их цель: продемонстрировать свое превосходство именно перед другими игроками. Причем методы могут быть не самыми безобидными: затроллить в комментариях, заминусовать отзыв — это норма. А если и создать что-то — то непременно, чтобы лучше, чем у других. Типичные представители киллера в жизни: спортсмены или менеджеры по продажам, которые любят посоревноваться.
Карьеристы — коллекционеры достижений. Ачивки, бейджи, баллы, рейтинги — это всё про них. Они соревнуются не с другими пользователями, а с системой, выжимают из нее максимум возможного. Типичные представители карьериста в жизни - это люди с синдромом отличника, активисты и такие многорукие многоноги в одном лице.
Исследователи — дзен-созерцатели. Их не заботят очки, уровни и крутость заработанных ачивок, им просто нравится изучать и анализировать. Вместо того, чтобы спросить на форуме совета, они будут долго сравнивать технические характеристики и шерстить отзывы (обязательно с хорошим рейтингом). Типичный представитель исследователя в жизни: IT-специалист, который задумал выбрать для себя новый компьютер.
Социофилы — любители общения. Оставляют отзывы о товаре (даже если его не покупали), лайкают, расшаривают, вступают в соцмедиа-сообщества. Типичные представители социофила в жизни: PR-специалисты, создатели сообществ, и просто все те, кто любит поговорить.
Итак, с мотивами более-менее понятно, теперь нужно разобраться, на что ловить каждый психотип и как это использовать при разработке продукта и стратегии его продвижения.
1.Киллер – дайте возможность участвовать в конкурсах и получать новые версии продуктов. Публикуйте эти рейтинги и привлекаете их активно к улучшению продукта.
2.Карьерист – дайте ему возможность копить баллы и зарабатывать большую скидку от частоты покупок и истории взаимоотношений с вами. Приглашайте к активному продвижению ваших услуг – это отличные агенты или адвокаты бренда.
3.Исследователь – как можно больше фактов, отзывов, рецензий авторитетных экспертов и СМИ. Возможность попробовать и потрогать руками. Возможность длительного контакта, возможность присмотреться и самостоятельно выбрать, когда он будет готов. Ну и, бесспорно, отличное качество продуктов.
4.Социофил – создавайте сообщества, привлекайте к генерации контента и организации совместных мероприятий, активно ведите себя в социальных медиа и просто будьте открыты к любым контактам. Они оценят.
Что важно.
Нет никаких стопроцентных киллеров или чистых социофилов. Психотипы пользователей — это всегда комбинации. И важно понимать, что именно внутри вашего продукта или услуги и в коммуникации с ним будет цеплять каждый из них. В большей или меньшей степени. Но что именно? Задумайтесь об этом.
И еще. Помните. Каждый из них несет свою ценность.
1.Киллеры хорошо стимулируют развитие профессиональных площадок (таких, где встречаются клиенты и подрядчики, например). Они подают пример, как надо лезть на вершины рейтингов и быть авторитетной личностью.
2.Карьеристы здорово популяризуют любые игровые механики. Это им завидуют новоприбывшие клиенты и партнеры. И идут набивать свой рейтинг.
3.Социофилы бесплатно делают информационный шум вокруг проекта. А взамен просят самую малость: возможность общаться и чуть вашего внимания.
4.Исследователи делают самый полезный контент и быстро становятся экспертами.
Будьте внимательны к вашим клиентам. Найдите в каждой категории конкретного человека. Пообщайтесь. И вы точно найдете, что и как вам улучшить в бизнесе.
Удачи!