Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 066 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

7 показателей эффективности бизнеса: как сохранить и развивать своё дело

В финансовом учёте есть десятки показателей, только собственнику не нужно знать их все. Вместе с финансовым директором Софьей Бурцевой отобрали показатели, которые помогают оценить эффективность бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое эффективность бизнеса

Эффективность бизнеса — это всегда соотношение вложенных затрат к достигнутым результатам. Чем меньше затрат и чем больше результаты, тем бизнес эффективнее.

Рассмотрим на упрощённом примере: предприниматель Игорь закупил товар на 500 тыс. рублей, а продал за 1 млн рублей. Заработал 500 тыс. рублей. Другой предприниматель Виктор закупил тот же товар на 100 тыс. рублей дешевле, а продал так же за миллион. Заработал 600 тыс. рублей.

Эффективность работы ИгоряЭффективность работы Виктора
(500 тыс. / 1 млн) x 100% = 50%(600 тыс. / 1 млн) x 100% = 60%

Виктор работал на 10% эффективнее и заработал на 100 тыс. рублей больше.Эффективность — это относительный показатель, измеряется в процентах.

Есть абсолютные показатели, которые измеряются в рублях: прибыль, выручка, расходы. По ним можно судить о размер заработка, расходов и так далее. Но, зная только то, что компания заработала 1 млн рублей, мы не можем определить, много это или мало. Для оценки абсолютных показателей нужны относительные показатели, которые измеряются в процентах.

В этой статье мы сосредоточились на количественных показателях, наиболее важных для собственника. Среди них есть и абсолютные, и относительные.

Чистый денежный поток

Простой индикатор здоровья бизнеса — это чистый денежный поток. Он считается по формуле: все поступления минус все списания за определённый период.

Поступления — это все деньги, которые поступают на счёт. Списания — все деньги, которые списываются со счетов.

Чистый денежный поток от месяца к месяцу положительный: значит, в компании есть физические деньги и этого количества денег хватает на расходы.

Чистый денежный поток от месяца к месяцу отрицательный: значит, списаний больше, чем поступлений, и компания находится в кассовом разрыве.

«Нужно искать причины отрицательного денежного потока: смотреть размер чистой прибыли, размер дебиторской задолженности и количества запасов. Возможно, компания прибыльная, но денег не хватает, потому что они лежат в товарах или застряли в дебиторке».

Софья Бурцева, финансовый директор

Анализировать чистый денежный поток нужно в динамике, то есть смотреть его в сравнении по месяцам. Данные за один-двамесяца обычно не дают представления о состоянии дел в бизнесе: в этот период бизнес может набрать предоплат от клиентов,денежный поток будет положительным, но все затраты следующего месяца «съедят» эти поступления от клиентов.

Посмотреть, как меняется показатель, можно в Отчёте о движении денег (ДДС). Этот отчёт составить просто, например, в сервисе Финтабло, процесс сбора данных автоматизирован на 95%. Буквально за одну неделю можно собрать отчёт и увидеть, какой в компании чистый денежный поток.


Чистый денежный поток — это разница между поступлениями и списаниями за конкретный период

Чистая прибыль

Чистую прибыль можно назвать основным показателем работы любого бизнеса, потому что экономический смысл любого бизнеса — это приносить заработок. Показатель даёт представление, сколько денег компания заработала. Далее по тексту будем использовать сокращённое название показателя — ЧП.

Она отличается от чистого денежного потока и рассчитывается по формуле:


Выручка — это объём обязательств, которые компания исполнила перед своими покупателями. Обязательства — это оказание услуги, производство продукции, поставка товара.

Из выручки вычитаются расходы, связанные с оказанием услуг, поставкой товара или производством готовой продукции. При этом фактическая оплата затрат могла произойти не в том месяце, когда произошло исполнение обязательств перед клиентом.

Пример. Компания производит картонные коробки. В мае стоимость картона составила 100 тыс. рублей. Этого количества сырья хватит, чтобы производить коробки 3 месяца. При этом на производство одной коробки уходит сырья на 1 тыс. рублей. Зарплата сотрудника, который работает на производстве, 30 тыс. рублей. Стоимость аренды цеха — 20 тыс. рублей. Зарплата директора средняя — 50 тыс. рублей. Для простоты расчёта допустим, что в стоимость не входят налог на доход и амортизация.

В июне компания произвела 35 коробок и продала их по 10 тыс. рублей за 1 штуку. Расчёт ЧП за июнь выглядит следующим образом:

Выручка 35×10000 = 350000 При этом оплата может прийти и в мае, и в августе. Выручка с продаж формируется в месяц фактической продажи
Расход на сырьё 35×1000 = 35000 Сырьё было закуплено в мае, а в расход пойдёт в июне
Зарплата производства 30000 Фактическая выплата зарплаты за июнь может произойти в июле
Аренда цеха20000
Зарплата директора50000
Чистая прибыль 350000 − 35000 − 30000 − 20000 − 50000 = 215000

Чтобы сделать выводы о способности бизнеса зарабатывать деньги, необходимо контролировать ЧП каждый месяц и считать показатель накопленным итогом за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если в компании есть ярко выраженная сезонность, убыток несезонных месяцев будет перекрыт прибылью сезонных месяцев. Так, на длительном отрезке времени в полгода или год вы увидите среднюю чистую прибыль.

ЧП нужно искать в Отчёте о прибылях и убытках (ОПиУ). Как правило, сбор этого отчёта — трудозатратный процесс. В Финтабло его можно автоматизировать на 60−90% и оперативно получать данные о размере ЧП бизнеса.


По отчёту видно, что чистая прибыль сильно отличается от квартала к кварталу. Во втором квартале она составила 13 тыс. рублей, это практически на уровне нуля. В то время как в четвёртом квартале ЧП составила 736 тыс. рублей. Такая разница говорит о том, что бизнес носит сезонный характер и ЧП нужно анализировать на длительном промежутке. Так, ЧП за год составила 1 200 тыс. рублей; соответственно, среднемесячная ЧП равна 100 тыс. рублей

Рентабельность по чистой прибыли

Это доля чистой прибыли в выручке. Рентабельность по ЧП отражает эффективность работы бизнеса. Именно этот показатель позволяет оценить размер чистой прибыли.


Пример. Средняя ЧП бизнеса — 200 тыс. рублей. Как предпринимателю оценить, это много или мало? Для ответа нужно знать выручку и рассчитать рентабельность. Если результат равен 5%, то для заработка 200 тыс. нужно совершить продаж на 4 млн. При дополнительных тратах есть риск уйти в минус.

Если бы рентабельность была 10%, то для заработка этого же количества денег нужно было совершить продаж на 2 млн, то есть приложить в два раза меньше усилий.

«Не существует норм по рентабельности. Этот показатель нужно оценивать индивидуально для каждого предприятия. Для этого проанализируйте показатель в динамике за несколько месяцев, так вы сможете понять, какая рентабельность нормальная для вашей компании. После этого можно установить размер рентабельности, которого вы хотели бы достичь, и стремиться к нему, работая с Отчётом о прибылях и убытках».

Софья Бурцева, финансовый директор

Из практики финансовые директоры выявляют значения рентабельности по ЧП, которые считаются нормальными для конкретных сфер бизнеса. Например, для сферы услуг показатель должен быть выше, чем у оптовой торговли. Норма также зависит от состояния рынка и финансовой ситуации в мире. В 2023 году для сферы услуг нормальной считается рентабельность по ЧП на уровне 20−25%.


В отчёте видно, что средняя рентабельность по ЧП за квартал равна 27,18%. При этом в феврале она была в два раза ниже

Валовая прибыль

Валовая прибыль отражает способность бизнеса зарабатывать. Это объективная оценка предпринимательской способности организовать процесс производства, торговли или оказания услуги так, чтобы это было выгодно. Далее по тексту будем использовать сокращённое название показателя — ВП.

ВП рассчитывается следующим образом: из выручки вычитаем себестоимость товара или услуги.


Пример. Выручка от клиентов шиномонтажа составляет 260 тыс. рублей при себестоимости услуг 160 тыс. рублей.

ВП получается такой: 240 000 − 160 000 = 80 000 рублей.

ВП можно смотреть в динамике по месяцам, кварталам или годам, чтобы понимать, снижается она или растёт. Сделать это можно в ОПиУ ниже пример из Финтабло.


В отчёте видно, что ВП за квартал равна 660 512 рублей. Показатель меняется по месяцам: в феврале он был ниже среднего
«Для того чтобы понять, с чем связано падение, необходимо проанализировать причины. Это может быть падение продаж, связанное с тем, что февраль — не сезон (или с проблемами в маркетинге), а может быть, падение валовой прибыли связано с ростом себестоимости».

Софья Бурцева, финансовый директор

Рентабельность по валовой прибыли

Это процент от выручки, который остаётся после того, как бизнес понёс все производственные расходы. Помогает оценить жизнеспособность бизнеса.


Пример. ВП с продаж от клиентов шиномонтажа 80 тыс. рублей, а выручка с продаж 260 тыс. рублей.

80 000 / 260 000×100 %, рентабельность получается 30,7%.

Бенчмарки рентабельности по ВП будут отличаться в зависимости от сферы. Например, в розничной торговле хорошим показателем считается 60%. Однако в оптовой торговле с высокими чеками приемлема рентабельность и 20%, так как в абсолютных значениях (в рублях) это могут миллионы.

Имеет смысл сравнивать показатель не с рынком, а с собственными показателями за прошлый период — по году. Если значение упало, нужно определить, в какой момент произошло падение, а затем искать причины в событиях хозяйственной деятельности. Нужно выяснить, что случилось: может, выросла себестоимость, подорожала закупка или неверно поставили цены.

Рентабельность по ВП помогает оценить работу филиалов или направлений за период. Например, сравнить эффективность автомойки и шиномонтажа. Если получится значительная разница в эффективности направлений, это повод задуматься и принять меры, повышающие эффективность, либо сменить стратегию и подумать о закрытии менее рентабельного направления.

Показатель можно смотреть в ОПиУ или на графике в Финтабло. Удобно, что данные собраны в виде графика по месяцам.


На графике в Финтабло видно, что показатель колеблется от 46 до 58%.

Если рентабельность по валовой прибыли низкая или падает, это сигнал к тому, чтобы менять что-то в производстве или ценообразовании. Например, снижать себестоимость продукции или поднимать цены.

В случае если рентабельность по валовой прибыли высокая, но чистая прибыль при этом маленькая, значит, бизнес жизнеспособен, но несёт много операционных расходов. Тогда нужно идти в косвенные затраты и смотреть, что съедает валовую прибыль.

Рентабельность собственного капитала

Показатель ещё называют ROE (Return of Equity), он помогает оценить эффективность использования собственного капитала в бизнесе. Помогает владельцу определить, эффективно ли он использует вложенные в бизнес деньги.


Собственный капитал — это размер вложенных в бизнес денег за весь период работы.

Рентабельность отражает, насколько выгодны эти вложения, сколько ЧП бизнес зарабатывает на 1 рубль собственных средств.

Высокое значение рентабельности собственного капитала говорит о высоком доходе на единицу вложенного капитала.

Пример. Компания оказывает услуги по маркетингу. У них в собственности находятся офис и оборудование, то есть стоимость собственного капитала составляет 15 млн рублей. За первый год работы компания заработала с продаж 3 млн рублей ЧП. Рентабельность собственного капитала составила:

3 000 000 / 15 000 000×100% = 20%. То есть на каждый рубль, который вложил собственник, они получили 20 копеек прибыли.

В Финтабло можно отслеживать эту метрику по месяцам и за целый год в разделе Баланс. Нужно учитывать, что это управленческий баланс, не бухгалтерский.


На графике в Финтабло видно, как меняется ROE: то достигает 25%, то за месяц уходит в ноль. Значит, компания не получает регулярно ЧП и не отрабатывает собственный капитал

ROE показывает, эффективно ли компания использует вложенные деньги. Часто его используют в связке с с рентабельностью активов (ROA).

ROA показывает, сколько прибыли бизнес получает на каждый рубль своих активов.

Чем выше ROA, тем эффективнее бизнес использует наличные, деньги на счетах и депозитах, дебиторку и другое имущество.

Прибыль на сотрудника

Показатель можно использовать для оценки эффективности найма в компании, выстроенных процессов, адаптации сотрудников и их выхода на эффективность.

Когда растёт выручка с продаж, как правило, происходит наём новых сотрудников. Важно следить за тем, чтобы этот наём был эффективным и новые сотрудники генерировали прибыль. Оценить эту эффективность помогает чистая прибыль на одного сотрудника. Проводить анализ имеет смысл, когда сотрудники прошли испытательный срок и начали полноценно работать.


Пример. Прибыль с продаж малого бизнеса ООО «Кристалл» — 1 млн руб. в месяц. Число всех сотрудников —50 человек.

Прибыль на одного сотрудника будет:

1 000 000 / 50 = 20 000 рублей


В отчёте видно, сколько выручки и прибыли получилось на трёх сотрудников. После расширения штата в августе, эффективность работы сотрудников возросла на 4,49%

Заключение

Каждый показатель помогает оценить эффективность работы и принять управленческие решения для развития бизнеса.

При обнаружении проблем нужно проводить более глубокий анализ расходов, ликвидности, оборачиваемости и так далее. Для контроля показателей нужно анализировать следующие финансовые отчёты:

  1. Отчёт о движении денежных средств;
  2. Платёжный календарь;
  3. Отчёт о прибылях и убытках;
  4. Баланс.

Финтабло помогает получать отчёты вовремя, чтобы успевать реагировать. Это недорогое и несложное с точки зрения внедрения ПО, с помощью которого управление финансовым состоянием компании становится простым и понятным процессом.

Если нужна помощь

Планирование — сложный процесс, который требует учёта многих факторов. Если вы хотите его упростить и автоматически собирать все необходимые данные — попробуйте Финтабло. Регистрируйтесь на экскурсию по сервису — первые 14 дней все функции будут доступны бесплатно.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.