7 показателей эффективности бизнеса: как сохранить и развивать своё дело
В финансовом учёте есть десятки показателей, только собственнику не нужно знать их все. Вместе с финансовым директором Софьей Бурцевой отобрали показатели, которые помогают оценить эффективность бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Что такое эффективность бизнеса
Эффективность бизнеса — это всегда соотношение вложенных затрат к достигнутым результатам. Чем меньше затрат и чем больше результаты, тем бизнес эффективнее.
Рассмотрим на упрощённом примере: предприниматель Игорь закупил товар на 500 тыс. рублей, а продал за 1 млн рублей. Заработал 500 тыс. рублей. Другой предприниматель Виктор закупил тот же товар на 100 тыс. рублей дешевле, а продал так же за миллион. Заработал 600 тыс. рублей.
Эффективность работы Игоря
Эффективность работы Виктора
(500 тыс. / 1 млн) x 100% = 50%
(600 тыс. / 1 млн) x 100% = 60%
Виктор работал на 10% эффективнее и заработал на 100 тыс. рублей больше.Эффективность — это относительный показатель, измеряется в процентах.
Есть абсолютные показатели, которые измеряются в рублях: прибыль, выручка, расходы. По ним можно судить о размер заработка, расходов и так далее. Но, зная только то, что компания заработала 1 млн рублей, мы не можем определить, много это или мало. Для оценки абсолютных показателей нужны относительные показатели, которые измеряются в процентах.
В этой статье мы сосредоточились на количественных показателях, наиболее важных для собственника. Среди них есть и абсолютные, и относительные.
Чистый денежный поток
Простой индикатор здоровья бизнеса — это чистый денежный поток. Он считается по формуле: все поступления минус все списания за определённый период.
Поступления — это все деньги, которые поступают на счёт. Списания — все деньги, которые списываются со счетов.
Чистый денежный поток от месяца к месяцу положительный: значит, в компании есть физические деньги и этого количества денег хватает на расходы.
Чистый денежный поток от месяца к месяцу отрицательный: значит, списаний больше, чем поступлений, и компания находится в кассовом разрыве.
«Нужно искать причины отрицательного денежного потока: смотреть размер чистой прибыли, размер дебиторской задолженности и количества запасов. Возможно, компания прибыльная, но денег не хватает, потому что они лежат в товарах или застряли в дебиторке».
Софья Бурцева, финансовый директор
Анализировать чистый денежный поток нужно в динамике, то есть смотреть его в сравнении по месяцам. Данные за один-двамесяца обычно не дают представления о состоянии дел в бизнесе: в этот период бизнес может набрать предоплат от клиентов,денежный поток будет положительным, но все затраты следующего месяца «съедят» эти поступления от клиентов.
Посмотреть, как меняется показатель, можно в Отчёте о движении денег (ДДС). Этот отчёт составить просто, например, в сервисе Финтабло, процесс сбора данных автоматизирован на 95%. Буквально за одну неделю можно собрать отчёт и увидеть, какой в компании чистый денежный поток.
Чистый денежный поток — это разница между поступлениями и списаниями за конкретный период
Чистая прибыль
Чистую прибыль можно назвать основным показателем работы любого бизнеса, потому что экономический смысл любого бизнеса — это приносить заработок. Показатель даёт представление, сколько денег компания заработала. Далее по тексту будем использовать сокращённое название показателя — ЧП.
Она отличается от чистого денежного потока и рассчитывается по формуле:
Выручка — это объём обязательств, которые компания исполнила перед своими покупателями. Обязательства — это оказание услуги, производство продукции, поставка товара.
Из выручки вычитаются расходы, связанные с оказанием услуг, поставкой товара или производством готовой продукции. При этом фактическая оплата затрат могла произойти не в том месяце, когда произошло исполнение обязательств перед клиентом.
Пример. Компания производит картонные коробки. В мае стоимость картона составила 100 тыс. рублей. Этого количества сырья хватит, чтобы производить коробки 3 месяца. При этом на производство одной коробки уходит сырья на 1 тыс. рублей. Зарплата сотрудника, который работает на производстве, 30 тыс. рублей. Стоимость аренды цеха — 20 тыс. рублей. Зарплата директора средняя — 50 тыс. рублей. Для простоты расчёта допустим, что в стоимость не входят налог на доход и амортизация.
В июне компания произвела 35 коробок и продала их по 10 тыс. рублей за 1 штуку. Расчёт ЧП за июнь выглядит следующим образом:
Выручка
35×10000 = 350000
При этом оплата может прийти и в мае, и в августе. Выручка с продаж формируется в месяц фактической продажи
Расход на сырьё
35×1000 = 35000
Сырьё было закуплено в мае, а в расход пойдёт в июне
Зарплата производства
30000
Фактическая выплата зарплаты за июнь может произойти в июле
Аренда цеха
20000
Зарплата директора
50000
Чистая прибыль
350000 − 35000 − 30000 − 20000 − 50000 = 215000
Чтобы сделать выводы о способности бизнеса зарабатывать деньги, необходимо контролировать ЧП каждый месяц и считать показатель накопленным итогом за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если в компании есть ярко выраженная сезонность, убыток несезонных месяцев будет перекрыт прибылью сезонных месяцев. Так, на длительном отрезке времени в полгода или год вы увидите среднюю чистую прибыль.
ЧП нужно искать в Отчёте о прибылях и убытках (ОПиУ). Как правило, сбор этого отчёта — трудозатратный процесс. В Финтабло его можно автоматизировать на 60−90% и оперативно получать данные о размере ЧП бизнеса.