Я всегда придерживался правила — в сложные времена нужно
искать возможности. Я долгое время прожил и проработал в Казахстане, возглавляя
региональные офисы табачной компании «Филип Моррис Казахстан» — ни больше ни
меньше. И именно 31 декабря 2022 года я уволился и переехал на родину жены — в
Челябинск, чтобы начать плотно заниматься изучением рынка «Пив&Ко».
Забавно, я лично многих знакомых осенью 2022 года встречал в Казахстане и
помогал обустроиться в новой стране, а сам уехал оттуда в Россию. Но я так
решил, потому что почувствовал потолок в развитии. Без движения и роста теряю стимул.
Через призму последних полутора лет смотрю и иногда
закрадывается мысль — нужно было начинать раньше. Да, с одной стороны, там был
масштаб компании, а здесь — всего один магазин. Но с другой, там — я был по
найму, а франшиза — свое. Вот «свое», наверное, нужно было начинать раньше. Я и
хотел на самом деле сделать это раньше, но в 2019 году компания сделала
предложение, от которого невозможно было отказаться, и я возглавил бизнес в
Астане. Предложение было суперпривлекательным, поэтому остался, отсрочив свой
уход еще на три года. Тогда мной двигали не только финансовая составляющая
новой должности и карьерный рост, но и вызовы, которые передо мной ставились. В
Астане и регионе в целом были проблемы с дистрибьюцией и некоторыми базовыми
показателями, и их нужно было решить. Кстати, мы тогда сильно выросли.
Франшизу «Пив&Ко» мне предложили бывшие коллеги: «Илья,
это реально интересно, попробуй». Я рассматривал ряд франшиз, но выиграла «Пив&Ко»
по важному для меня показателю — самый короткий временной промежуток между точкой
инвестирования до точки получения первой прибыли. У остальных вариантов
вложения замораживались гораздо на больший период. На мой взгляд, в нынешних
реалиях играть в долгие деньги — рискованно. Плюс по сумме инвестиций меня
устраивало «Пив&Ко». Ну и я посмотрел рейтинг франшиз, в котором «Пив&Ко»
были в первой пятерке — тоже немаловажно.
Еще один весомый плюс для меня — понятный рынок. По роду
деятельности в прошлой компании я много работал с пивными сетями, да и табачный
бизнес с пивным похожи — с точки зрения продаж и многих ключевых показателей. Плюс
я хотел попробовать себя в совершенно ином для себя роде занятий. Рискнуть
своими собственными деньгами и стать собственником розничной точки — абсолютно
новый опыт и новый вызов для себя самого.
И последнее, что меня подкупило — проникновение «Пив&Ко»
в диджитал. Я имею ввиду приложение. Я на прошлой работе участвовал в подборе
референсов для мобилки, и знаю, насколько сложно и дорого такое создать. Когда
увидел мобильное приложение «Пив&Ко» — эффект «вау». Одно «Колесо удачи»
чего стоит. Это же магнит для клиента. Плюс — приложение быстро скачивается и
интуитивно понятно пользователю. У нас теперь, пока один продавец наливает
пиво, второй успевает убедить покупателя скачать прямо здесь и сейчас и
объяснить, как им пользоваться — все очень легко, поэтому препятствий не
возникает затащить клиента в бонусную. Как только человек понимает все
преимущества для себя, он начинает пользоваться, а не удаляет его. Скорость
масштабирования любой акции, любого продукта, любого мессенджера благодаря
приложению возрастает в геометрической прогрессии. Я это сразу смекнул.
В июне 2023 года открыл магазин «Пив&Ко» в Челябинске. Осознанно
отказался от всех многочисленных предложений снова пойти в найм. Конечно,
заработок на топ-позиции в табачной компании и доходность магазина «Пив&Ко»
— несравнимые суммы. Но за 22 года своей карьеры я научился важному принципу:
если ты не имеешь приоритетов, то не получаешь результатов. Должен быть фокус.
За годы работы мне удалось скопить кое-какую сумму, которую хватило на открытие
магазина и комфортную жизнь. Я до сих пор в магазине каждый день. К десятому
месяцу работы мы увеличили товарооборот в два раза.
Челябинск — привлекательный в плане пивного бизнеса город.
Население — более миллиона человек. Но оно сильно отличается от Екатеринбурга.
Екб более развит в плане культуры и общепита. Здесь много театров, насыщенная
развлекательная жизнь, безумное количество кафе и ресторанов. Здесь даже люди
другие. У вас с утра до вечера в кофейнях сидит народ: кто-то пьет кофе, кто-то
просто общается. Вечерами люди перебираются в бары и рестораны.
Челябинск — город рабочих. Народ простой и прямой. У нас
очень много заводов, где сегодня сильно выросли зарплаты. У людей есть деньги,
а ходить по ресторанам привычки нет, возможно пока, но тем не менее. Люди пьют
и едят чаще дома, отмечают праздники — тоже дом. Это все наш клиент. Выбирая
франшизу, я серьезно изучал рынок потребления в Челябинске. И когда выбирал
локацию, то считал потенциальный трафик в радиусе 500 метров, километра и
полтора. Плюс поискал аналитику про потребление моего продукта в год. Цифры
устроили. Только когда я убедился, что здесь есть целевая аудитория, и она
обширная — я открылся.
Осведомленность, то есть реакция людей на бренд — еще одна
важная составляющая успеха. Спроси любого прохожего в Екатеринбурге, где «Пив&Ко»,
вам ответит 90 из 100. В Челябинске такого масштаба нет, но я рассматриваю это
как плюс: в лидерах окажется тот, кто начал первым в городе. Я не первый, но
все магазины, которые открылись до меня, находятся на северо-западе и в центре.
А я на своей территории один. Многие мои клиенты признаются, что раньше ездили
за определенными сортами и пивом в банке в другую часть города, а благодаря нам
им стало удобно. То есть некая узнаваемость есть, но масштабироваться точно
есть куда.
У моих конкурентов средняя цена за литр разливного пива —
70-80 рублей, тогда как у меня — 120 рублей. Изначально я в этом видел риск, но
потом пересмотрел отношение к конкуренции. Во-первых, у каждого ценового
сегмента есть свой потребитель — факт. Здесь главное держать баланс «цена-качество-сервис».
Во-вторых, ко мне несколько раз приходили управляющие из рядом стоящих
магазинов конкурентов — опасаются. Сам лично увидел по камерам, а потом вышел к
ним пообщаться. Кстати, ребята оказались очень открытыми и указали мне на ряд
недоработок. Например, после их рекомендаций я поменял поставщика по рыбе и
увеличил ассортимент. В-третьих, я делал мониторинг продаж конкурентов уже
после нашего открытия и могу с уверенностью сказать, что 40% трафика мы у них
точно откусили. Идем в правильном направлении.
Средний чек растет, клиентская база тоже — значит те
конкуренты, которые находятся рядом, в чем-то стали уступать. И здесь не только
уникальный ассортимент играет роль. В отеле Marriott управляющий директор должен раз
в месяц поработать на разных линейных позициях. Конечно, помпезно сравнивать
наш магазинчик с такой сеткой отелей, но тем не менее, я часто стою за кассой и
общаюсь с покупателями — ключевая вещь. «У вас самые вкусные гренки и кольца» —
не просто приятно, это позволяет делать выводы, что фритюрная зона
перспективна. Если ты слушаешь и слышишь покупателя, оперативно реагируешь на его
пожелания, если ты еще и своих постоянников знаешь по именам, то с высокой
долей вероятности, тебя ждет успех.
В России до сих пор большой дефицит ориентации на клиентов.
Все привыкли ходить в «Пятерочку» и «Магнит», где персонал — безликие люди,
раскладывающие товар. За кассами сидят милейшие женщины, но из-за трафика они не
готовы людям смотреть в глаза. Редкий сотрудник гипермаркета с улыбкой
проконсультирует вас. Поэтому история небольших специализированных магазинчиков,
ориентированных на клиента и с добродушным персоналом, который обладает
знаниями о продукте и готов общаться с клиентом, готов ему привозить то, чего
больше нигде нет — это интересно. Мы этим выделяемся среди большого ритейла.
Мне самому не раз говорили клиенты: «У вас такие очаровательные девушки
работают. Всегда поздороваются и подскажут». Кстати, этих девочек мне нашла
франшиза «Пив&Ко». Они перед нашим открытием разместили объявление, и уже
готовые резюме скинули мне. Те самые девочки до сих пор работают.
Пока я острожен в планах. Была отличная локация, которую уже
готов был купить, но меня опередили, поэтому немного затормозил процессы с
открытием второго магазина. Удачное помещение — от этого нужно плясать. Сейчас
мой магазин делит общий вход с «Магнитом». Да, «паразитируем» на трафике
супермаркета. Если бы я открывался где-то рядом, было бы сложнее. А так еще до
открытия своей точки я посчитал трафик гипермаркета и его средний чек, поэтому
понимал свою проходимость. Пока хорошего варианта для второй точки нет, поэтому
идея витает в воздухе. Фокус держу.
Увеличиваем
чек Мы за год работы уже три раза успели «пошуметь». Сначала
перед открытием: разносили листовки, использовали лифты, рассказывали активно о
программе лояльности. Второй раз мы провели рекламную кампанию через 4-5
месяцев — тоже раздавали пос-материалы. И третий раз — после нового года, чтобы
мягко пройти февраль. Результаты есть: если мы начинали с цифры 80-100 чеков в
день, то на текущий момент держим отметку в 150-200 чеков.
Чтобы вырос сам чек, надо плотно работать с ассортиментом. И
здесь важна как моя работа — заполнить полки актуальным товаром, так и моего
персонала — выявить потребности покупателя и грамотно раскрутить на больший
объем розлива и дополнительные товары. Наш ассортимент позволяет продать допы
каждому: и тем, кто заходит в компании мужиков, и тем, кто забегает с детьми и
женой. «Посмотрите, сколько мякоти в наших морсах» — оп, и допродажа. Лайфхак:
каждый день и особенно в выходные и праздники, около 16:30 мы начинаем готовить
гренки — ради запаха. Ароматика притягивает. Человек, зашедший просто за пивом,
обязательно купит гренки — не устоит. Покупатель, который не собирался покупать
пиво, но его любит — скорей всего купит и пиво, и гренки.
Не удивишь ты — удивит конкурент Чтобы замотивировать покупателя ходить к нам часто — важно
удивлять. Постоянно предлагать что-то новое, чтобы глаз не замыливался и мыслей
не возникало — «я здесь все уже попробовал, ничего нового, пойду в соседней
магазин». Сегодня информационное поле у каждого из нас настолько гигантское,
настолько быстро все меняется, что человек не просто открыт новому, он
постоянно хочет пробовать новое. Не дашь ты — даст конкурент.
Товары под СТМ, конечно, сильно выручают. Уникальность и
качество делают свое дело. Например, хорошо в это лето пошло фруктовое пиво
«Галактика», особенно приглянулась "Гавайская груша и Cherry Kriek.
Или карпаччо Пив&Ко — мы его завозим коробками, но все
равно раскупают, потому что этот товар больше нигде не купишь. И это реально
вкусно. Энергетики «Манго» — тоже самое. Они у многих наших покупателей вообще
лежат в любимых товарах, чтобы получить дополнительную скидку — опять же приложение
драйвит продажи.