Подбираем персонал и учимся ладить с «зетами»
«Они не умеют продавать!», «Им ничего не надо, даже деньги не мотивируют!», «Они не умеют коммуницировать с людьми, приходится самому вставать за прилавок!», — все это реальные высказывания франчайзи, для которых проблема с персоналом — одна из самых сложнорешаемых. Анна Евстигнеева занимается рекрутингом уже 10 лет и точно знает, как найти тех, кто умеет, а главное — хочет продавать с искренней улыбкой.

Ищем кандидатов
1. При возникновении потребности в поиске персонала первое, что рекомендую, — понять рыночную стоимость персонала в вашем городе. Самый простой вариант мониторинга рынка труда — посмотреть действующие предложения работодателей, размещенные на джоб-площадках: «Хэдхантер», «Зарплата.ру», «Авито», местные локальные группы в социальных сетях. Почему это важно? Количество размещаемых вакансий на джоб-сайтах уже два года превышает количество новых кандидатов. Ваше предложение о работе должно выглядеть привлекательно и отвечать рыночному запросу. Как показывает мой опыт, это способствует кликабельности кандидатов на публикацию.
2. Второй этап подготовки — посыл и формирование целевого трафика. При написании вакансии начинайте с основного — что вы как работодатель предлагаете. После этого — функционал, а только в конце — требования к позиции. Текст вакансии для джоб-сайта должен отличаться от текста для соцсетей. Сети — все же больше про эмоциональный посыл и привлечение внимания к вакансии, поэтому рекомендую не использовать шаблонные подводки и не стесняйтесь добавлять позитивными эмодзи.
3. Следующий этап — выбор источников поиска. Чем их больше, тем лучше — факт. Но мы понимаем, затраты на источники подбора могут «кусаться», плюс многоканальность — не всегда целесообразно. Если взять все каналы размещения, то их можно разделить на две группы — онлайн и офлайн.
Начнём с онлайна: джоб-сайты и местные паблики. Ресурсы советую выбирать исходя из емкости вашего населенного пункта: если это крупный город, то обратите внимание на «Хэдхантер» и «Авито». На этих двух площадках сконцентрирована самая большая плотность соискателей, но и предложений других работодателей тоже — учитывайте это. Если ваш магазин находится в небольшом населенном пункте, то мы снова обращаем свое внимание на «Авито», плюс на местные группы в социальных сетях.
Офлайн — листовки, плакат/баннер в магазине, доски объявлений и любые другие рекламные носители, в которых можно разместить информацию о вакансии. При создании офлайн-объявления, указывайте не только номер телефона, но и куар-код с переходом в WhatsApp или Телеграмм, это скажется на повышении отклика на ваше объявление.
4. Итак, мониторинг проведен, текст вакансии написан, определились с источниками, разместились... начинаем обрабатывать отклики. При работе с откликом важна скорость реакции, так как вероятнее всего кандидат, находящийся в поисках работы, откликнулся не только на вашу публикацию, но и еще на пять подобных. Рекомендую звонить кандидату в тот же день, когда он отлкоикнулся.
5. Если откликов нет, а такое бывает, то мы переходим к фазе активного поиска кандидатов. Базы кандидатов можно купить на всех джоб-площадках, которые они продают исходя из территориального признака, количества дней использования и объема кандидатов, который вы планируете просмотреть. Если вам надо найти одного или двух сотрудниках, начните с минимального пакета, который предлагает ресурс. Не забывайте, что вы можете искать потенциальных кандидатов через социальные сети, используя локальные паблики: например, «Работа в Екатеринбурге». Если человек состоит в таком сообществе, он точно когда-либо искал работу, возможно ваше предложение будет ему интересно сейчас.
6. В параллель с активным поиском подключите дополнительные рекламные инструменты к публикациям: закреп поста в соцсетях, ТОП-поиска, «Кликми» — на «Хэдхантер», услуги «Продвижение» и «Выделение цветом» на «Авито». Стоимость услуг рассчитывается калькулятором на сайте.
7. Прежде, чем звонить соискателям, составьте скрипт интервью: приветствие, рассказ о вакансии, ответы на вопросы кандидата, вопросы к соискателю, достижение договоренностей о встрече. Не забывайте, важно не просто зачитать текст, а быть в диалоге с кандидатом.
8. Ключевую роль в подборе занимает коммуникация с потенциальным соискателем. Очень важно не только то, о чем вы говорите, но и как вы это делаете. Потенциальные кандидаты часто берут время на подумать, ваша задача — понять, о чем конкретно хочет подумать кандидат. Возможно, вы уже при первом контакте сможете ответить на возникшие сомнения. И еще — не теряйте с ним связь, если вы договорились созвониться чуточку позже.
9. Создавайте свою базу кандидатов. Для этого не нужны специальные программы, достаточно будет таблицы в Excel. Фиксируйте в ней основную информацию о соискателе: дата звонка, ФИО, номер телефона, возраст (если это имеет значение), ключевые места работы, район проживания, дата собеседования и ваш комментарий о договоренностях. Даже если кандидат сейчас не готов рассмотреть ваше предложение, вы сможете вернуться к его рассмотрению через какое-то время.
10. Анализируйте эффективность каждого канала. Это сэкономит вам деньги и время. Вы не будете всякий раз при поиске продавца возвращаться к выбору инструментов поиска. Первые отклики получены, первые телефонные интервью проведены, первые собеседования с кандидатами назначены — здорово. Следуйте несложным правилам, чтобы быстро найти с потенциальным сотрудником общий язык. Важно: даже если человек вам не подойдет, и вы откажете ему, хорошее впечатление о компании — плюсик, который он будет транслировать своим знакомым внутри вашего города. — Вы сейчас проходите обучение в колледже, ВУЗе? Какой график удобен для совмещения с учебой? — Для мужчин: проходили ли службу в армии? Когда планируете? — Для девушек: есть ли молодой человек, когда планируют детей, а может они уже есть — тогда возраст? — На какой период ищет работу? Звучит смешно, но этот вопрос может помочь вам спрогнозировать потребность в подборе. — Почему вы именно сейчас приняли решение о поиске работы? — Чем увлекаетесь в свободное время? Как правило, мы подключаемся к сотруднику только в тот момент, когда уже что-то пошло не так. Увы, в этот момент значительно сложнее повлиять на решение продавца об увольнении. Мой совет — побольше общайтесь со своим персоналом. Его удовлетворение от работы и комфорт — это напрямую ваши продажи. Именно эти люди приветствуют и обслуживают с улыбкой или без нее ваших покупателей. Если сотрудник идет на работу без удовольствия, то улыбаться он точно не будет, а стремиться увеличивать выручку магазина — тем более. Поэтому в ваших интересах сделать все, чтобы вашей команде было работать у вас здорово. Бывает так, что в целом команде работать комфортно, но находится тот, кто разлагает атмосферу. Признаки демотивированного сотрудника: Если у кого-то из сотрудников заметили хотя бы несколько черт из этого списка, незамедлительно разговаривайте с ним. Если разговор ни к чему не приводит, то прощайтесь, а иначе есть риск, что он «заразит» негативом весь коллектив. Как же не доводить ситуацию до критической отметки? Грамотно работать и мотивировать персонал! И здесь важно понимать ментальность поколений, которые у вас работают. У большинства партнеров продавцами работают молодые ребята в возрасте с 18 до 24 лет — представители поколения Z. Поэтому поговорим о них. «Зеты» только начали выходить на рынок труда, однако уже успели обрасти негативом: их называют капризными эгоистами с чрезмерными запросами, не способными к командной работе, не признающими авторитетов. Складывается ощущение, что нынешняя молодежь — сущий кошмар для руководителей. Однако, наш опыт опровергает сложившиеся стереотипы и показывает, что с «зетами» можно успешно сотрудничать. Для этого надо понимать, почему «зеты» такие. 18-летний продавец — привычная ситуация для всей нашей сети, но как показывают данные Росстата, кандидаты в возрасте 25+ «вымываются», что плохо. Если мы будем целиться только в молодых, то станет еще сложнее находить персонал в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Рекомендую расширять возрастной критерий кандидатов, которых вы рассматриваете на открытые вакансии и оценивать профессионализм и личностные характеристики. Текучесть кадров среди продавцов — увы, достаточно высокая. К этому нужно относиться спокойно и всегда держать в запасе пару-тройку ребят на замену. Чтобы у вас хотели работать, важно выстраивать позитивный имидж работодателя. Для этого нужно правильно взаимодействовать не только с теми, кто у вас работает, но и грамотно прощаться с теми, кто решил уволиться. Мы, к примеру, регулярно проводим выходные интервью с увольняющимися сотрудниками и собираем данные о причинах увольнения. Как бы это странно не звучало, но выходное интервью по значимости не менее важно собеседования при приеме на работу. Значимость: Линейный персонал ритейла — один из самых востребованных на рынке труда. Плюс за последние годы категория людей, работающих в ритейле, стала более избирательна и требовательна. Важную роль для соискателей при выборе нового места работы играет удобство расположения места работы, график и заработная плата. За последние два года, медиана по заработной плате менялась множество раз. Мы регулярно отслеживаем изменения рынка, и могу сказать, что ранее доход продавца складывался из двух частей: ставка за смену + KPI. Сейчас большинство работодателей пошли в сторону увеличения базовой часовой ставки, отказа от KPI и добавления относительно нового для розничного рынка вида премии — за стаж. Из этого можно сделать вывод: большинство работодателей стали более ориентированы на удержание персонала, ведь при такой системе мотивации у сотрудников не остается вопросов, каким образом рассчитывается заработная плата — ключевая причина смены места работы для персонала.

Проводим собеседование
Работаем на удержание и учимся ладить с поколением Z

Прощаемся на позитиве