Откуда берутся
издержки?
Любой рынок, как и любая компания, проходит три стадии
— роста, стабильности и стагнации. В период роста, когда бизнес быстро
поднимается до уровня среднего или даже крупного, его владельцев не сильно
заботят сопутствующие издержки. Объемы продаж растут, рыночные позиции
укрепляются. Показатели по прибыли внушают оптимизм и позволяют еще больше
наращивать обороты. Обычно в таких условиях у руководителей предприятий нет
времени задаваться вопросами о сокращении неэффективных расходов на
производство, улучшении рабочих процессов и увеличении производительности труда.
Но тактический выигрыш, который получают компании в
период бурного экономического подъема, рано или поздно оборачивается
стратегическим проигрышем. И коронакризис доказал это. Если рост невозможен,
побеждает тот, кто расходует меньше ресурсов (сырья и материалов, денег,
трудозатрат) на выпуск единицы продукции. То есть тот, кто не закрывает глаза
на имеющиеся у него издержки.
Усложнить
систему — не значит улучшить
В процессе своего развития бизнес сталкивается и с
другой проблемой — снижением управляемости. Решить эту проблему многие компании
пытаются за счет усложнения системы управления. Создаются дополнительные
департаменты, а в них — новые отделы. Разросшийся штат требует большего внимания
со стороны служб безопасности, внутреннего контроля, а усиление этих служб в
очередной раз увеличивает число вспомогательного персонала (сотрудников
бэк-офиса).
Однако вместо улучшения такие действия дают обратный
эффект. Фонд оплаты труда растет за счет непроизводственного персонала и на
себестоимость продукции ложатся дополнительные издержки. Еще один парадокс —
усложнение управления усугубляет информационную непрозрачность. Собственники и
топ-менеджеры компаний получают все меньше объективных данных, отражающих
реальное течение бизнес-процессов, поскольку подчиненные доводят до руководства
информацию только в выгодном для себя свете. В такой ситуации контролировать
выполнение поручений и добиваться нужного результата становится все труднее.
Чем измерить
эффективность офисного сотрудника?
Рост издержек на непроизводственный персонал и
снижение управляемости — это самые явные проблемы, возникающие в бэк-офисе (бухгалтерии,
юридическом и IT-отделе, кадровой службе, службе безопасности и пр.). Решить
эти проблемы помогают инструменты, которые уже используются в работе
подразделений, непосредственно задействованных в производстве, — нормирование
труда и оцифровка рабочих процессов.
Эффективность ключевых подразделений выражается в показателях
выработки, выручки, отгрузки, а результативность работы их сотрудников
измеряется с помощью нормативов. Здесь заранее известно, сколько нормо-часов должен
потратить токарь на обработку детали, а автослесарь — на ремонт двигателя. От
выполнения нормативов и сложности решаемых задач зависит размер зарплаты
каждого работника. Если все показатели системы оплаты труда увязаны правильно,
сотрудники сами заинтересованы в повышении квалификации и быстром выполнении
заданий. В этом случае собственники и топ-менеджеры компании увидят, что
загрузка подразделений растет быстрее, чем штат.
Нормативы помогают улучшить и работу сотрудников
бэк-офиса. Хотя многие из них уверены, что их труд — слишком «творческий»,
чтобы подвергаться нормированию. В реальности же 90% операций в офисе —
стандартные, а большинство из них — простейшие (атомарные) операции. Например,
бухгалтер, чтобы подготовить справку 2-НДФЛ, должен выполнить несколько
простейших операций, а чтобы перечислить деньги контрагенту, несколько других —
тоже простейших. Если из бизнес-процессов вычленить эти атомарные операции и
рассчитать время их исполнения, можно получить нормативы, по которым измеряется
эффективность работы офисных сотрудников.
Как разработать
норматив?
Увы, в России таким способом бизнес-процессы почти
никогда не описываются. В лучшем случае в компании действуют регламенты работы
подразделений и должностные инструкции, но и эти документы зачастую
составляются формально.
Между тем «разбивка» бизнес-процессов на множество
атомарных операций может наглядно продемонстрировать, какова истинная загрузка
офисных сотрудников. Вот основные этапы выполнения такой работы:
1. Руководитель отдела, работу сотрудников которого
нужно нормировать, составляет полный список запросов, поступающих в отдел от всех
других подразделений компании.
2. В отношении каждого запроса детально расписываются
действия, необходимые для его выполнения. Каждое такое действие — это и есть
неделимая (атомарная) операция.
3. Определяется время, необходимое для выполнения отдельной
атомарной операции, то есть норматив. Для начала его можно определить хотя бы
примерно. Последующий же анализ нормативов выявит ошибки в расчетах и позволит скорректировать
время выполнения операции.
4. Все описанные атомарные операции, выполняемые
сотрудниками вспомогательных подразделений, объединяются в общий каталог. Используя
его, нужно создать стандарты осуществления всех операций.
Сумма выполненных офисным сотрудником нормативов
покажет, действительно ли он тратит рабочее время на продуктивный труд. А
руководство компании, опираясь на стандарты выполнения операций, сможет проанализировать
происходящее в компании на основе объективных данных, а не со слов подчиненных.
Управлять офисом
помогут цифровые решения
В процессе разработки нормативов создается большой
массив данных, который необходимо структурировать. Для этого на производстве
применяются системы управления ERP, в отделах продаж — CRM-системы. Свои
цифровые решения существуют и для управления бэк-офисом — с помощью таких
платформ можно зафиксировать и проанализировать загрузку каждого офисного сотрудника.
Так, к примеру, в системе бережливого управления
офисом GANDIVA применяются каталоги офисных бизнес-процессов и имеются
дополнительные инструменты, позволяющие резко снизить трудозатраты на непродуктивный
труд — долгие обсуждения, совещания, планерки. Благодаря этим инструментам
менеджеры всех уровней меньше отвлекаются на текучку и могут больше времени
уделять совершенствованию работы своих подразделений. В блоге GANDIVA можно
ознакомиться с кейсами компаний, уже использующими эту систему управления.
Внедрив у себя такую цифровую платформу, компания
получит сразу несколько выгод:
1) на основе объективных данных определит реальный
объем работы, выполняемой вспомогательными подразделениями;
2) сможет балансировать нагрузку между сотрудниками
подразделения;
3) рассчитает стоимость выполнения операций, требующих
разной квалификации;
4) усовершенствует систему оплаты труда так, чтобы
сотрудники бэк-офиса были заинтересованы работать больше и лучше.
Преимуществ использования цифровых систем для
управления офисным персоналом очень много. Если же вы по каким-либо причинам не
готовы к внедрению их в своей компании и хотите пользоваться нормативами без их
использования, но затрудняетесь в описании бизнес-процессов, напишите нам на sales@gandiva.ru , и мы пришлем вам каталог
бизнес-процессов любого подразделения бесплатно.