Как навести порядок в бизнес-процессах и вовлечь в перемены сотрудников?

Чем больше компания, тем сложнее проблемы
В 2021 году численность сотрудников «Фабрики композитов» составила 800 человек. Это производство полного цикла, включающее разработку, конструирование и выпуск изделий из композитных материалов (прежде всего из стеклопластика). Выпускаемые компанией элементы внешней и внутренней отделки, а также автокомпоненты используются, например, для транспорта — электрического, автомобильного, водного, спецтехники. Самые громкие «проекты», в которых участвовала «Фабрика композитов», — электропоезд «Иволга», низкопольные трамваи и инновационный электробус «Пионер».
Пока предприятие оставалось небольшим, ручного управления было вполне достаточно. Но как только компания начала активно развиваться, а ее штат — расти, прежние методы стали давать сбой. Как отмечает административный директор «Фабрики композитов» Юлия Иванцова, типичными проблемами того периода оказались очереди в кабинет руководителя, потери служебных записок и документов, передаваемых между подразделениями, долгие согласования бумаг между всеми заинтересованными сторонами. Сами управленческие процессы тоже не были формализованы. Ручное управление сильно зависело от человеческого фактора: пришел новый начальник — поменялся и метод руководства.
Проблемы возникли и во взаимодействии подразделений — оно складывалось стихийно. Люди сами выбирали каналы коммуникации и этих каналов стало слишком много: различные мессенджеры, телефон, электронная почта, программа «1С»... Отследить движение информации от исполнителя к исполнителю было сложно, понять, какой канал официальный или хотя бы приоритетный — невозможно. О безопасности хранения данных говорить вообще не приходилось.
Организационный хаос стал отрицательно влиять на экономические результаты. Было ясно, что работа бэк-офиса (бухгалтерии, HR- и IT-подразделения, юридического и административно-хозяйственного отдела, службы безопасности и других) затормозила развитие компании.
Устранить накопившиеся проблемы
руководство «Фабрики композитов» решило с помощью автоматизации процессов. В первую очередь предполагалось
усовершенствовать внутренние коммуникации, а в их числе — такой важный процесс,
как оформление заказ-нарядов на производство. При этом все коммуникации,
сопровождающие и обеспечивающие выпуск продукции из композитных материалов,
должны быть автоматизированы на базе одной платформы. Требований к программному
обеспечению, да и задач, которые предстояло с его помощью решить, было много. Во-первых, будущую
автоматизированную систему нужно объединить с имеющейся IT-инфраструктурой
предприятия, созданной на основе программы «1С». Сама же система должна
включать в себя все базовые инструменты для ведения бизнеса. Например, в ней
должны быть функция согласования и обозревания задач для управленцев, а также единый
стандарт взаимодействия и коммуникаций сотрудников. Во-вторых, предприятие намерено
внедрять у себя сервисную модель, при которой сотрудники выступают друг для
друга клиентами, то есть одни (исполнители) оказывают услуги другим
(заказчикам). Эту идеологию и должна поддерживать автоматизированная система. В-третьих, все рабочие процессы надо
отразить в системе посредством каталога услуг. Также необходимы шаблоны услуг с
установленными для них нормативами (совершаемые действия, время выполнения). В-четвертых, сотрудникам придется
за короткий срок освоить новую систему, поэтому обучение работе в ней не должно
быть сложным. А еще нужна мобильная версия программы, чтобы персонал мог
оперативно вносить данные в систему и реагировать на них. Сначала, в 2018 году, руководство
предприятия выбрало автоматизированную систему управления ELMA. Но она
оказалась слишком «жесткой»: без внешней помощи сотрудники не могли завести в
нее новые процессы и корректно отразить действующие. Вторая попытка была более удачной: выбор
пал на систему GANDIVA. После того, как
специалист «Фабрики композитов» обучился работе с данным программным
обеспечением, механику этой работы продемонстрировали персоналу, а потом начали
самостоятельно описывать бизнес-процессы, добавляя необходимые сервисы в
каталог услуг. «Как показала практика, это не было
оптимальным решением, — вспоминает Юлия Иванцова. — Многие сотрудники не
поняли, для чего это нужно, долгое время продолжали „ходить ногами“, „забывали
пароли“, звонили, решали вопросы устно и оказывали всяческое сопротивление». В итоге
внедрять систему позвали специалиста компании-разработчика ООО «Протон». Внешний специалист помог понять персоналу
компании одну важную вещь: автоматизация бизнес-процессов не сводится к установке
очередного IT-продукта. А руководители убедились в правильности своего выбора: надо
менять базовые принципы управления вспомогательными подразделениями. Раньше они
функционировали сами по себе, их вклад в общий экономический результат
предприятия не был очевиден — ни для самого бэк-офиса, ни для руководства. С
внедрением «Гандива» офисные работники стали оказывать другим подразделениям услуги,
количество и стоимость которых определить довольно просто, а качество оценивают
их заказчики. По сути, перестроились не только отношения между сотрудниками.
Начал меняться их менталитет. Возможно, в этом и кроется причина
пробуксовки многих проектов по автоматизации рабочих процессов. Именно из-за этого
внедрение идет тяжело. «Фабрика композитов» здесь не стала исключением —
процесс у нее идет небыстро. Но компания продолжает продвигаться вперед
небольшими шагами, работает над каждым показателем, детально описывая
бизнес-процессы. При этом руководство не забывает рассказывать подчиненным обо
всех значимых достижениях. Одно из таких достижений -
автоматизация процесса оформления командировок. Раньше составлением заявок,
приказов, сбором необходимых подписей занимались три сотрудника. Теперь это
делает один человек: заявка формируется в системе GANDIVA, все документы
составляются и согласовываются здесь же. В результате документальная работа
сильно ускорилась, а предприятие за 6 месяцев сэкономило на оплате труда 360
тыс. рублей. Сейчас «Фабрика композитов»
автоматизировала все коммуникации и услуги бэк-офиса (например, оформление тех
же командировок, вызов такси, запросы в IT- и административно-хозяйственный
отделы, службы главного инженера, безопасности). Система внедрена в большинство
вспомогательных и основных подразделений — в работу отделов продаж, закупок, логистики,
а также конструкторов, технологов, проектантов. Административный директор Юлия
Иванцова видит несколько плюсов использования системы GANDIVA. Многие из них
связаны с улучшением процесса коммуникаций. 1. Оперативность решения вопросов.
Выход из сложных ситуаций находится быстрее — нужный сотрудник подключается к
стационарной или мобильной версии системы в любой момент. 2. Сокращение непродуктивных
трудозатрат. Стало меньше рабочих встреч, совещаний, очередей в кабинеты к
руководству, сократился
документооборот. 3. Трансформация культуры общения.
Решать вопросы с помощью системы оказалось удобнее, чем вести долгие дискуссии
оффлайн. Процесс взаимодействия стал четким, предсказуемым и прозрачным. 4. Рост исполнительской дисциплины.
В системе GANDIVA можно контролировать исполнение выданных поручений. 5. Легкий перевод сотрудников на
удаленную работу. В пандемию система позволила перевести часть персонала на
удаленку и сократить число личных контактов среди тех сотрудников, которые
продолжили работать на территории предприятия. Внедрение системы «Гандива» на
«Фабрике композитов» пока не завершили. Некоторые бизнес-процессы не формализованы
до сих пор. Но результаты работы в рамках сервисной модели очень показательны.
«Нам нравится прозрачность, измеримость и порядок в процессах, — резюмирует Юлия
Иванцова. — Система дает возможность увидеть, где компания находится сейчас и в
какой точке нужно оказаться завтра». Итоги
года перемен • В
2,7 раза увеличилась средняя производительность офисных сотрудников. • На
36% возросло число онлайн-согласований. • На
80% сократилось время согласований.• Цифры свидетельствуют о том, что
бэк-офис «Фабрики композитов» постепенно переходит на работу по сервисной
модели. А отношения внутри компании, в которой средний возраст сотрудников превышает
40 лет, медленно, но верно перестраиваются. Почитать кейсы других компаний,
внедривших систему бережливого управления офисом GANDIVA можно в нашем блоге.

Задачи, которые нужно было решить
Не просто установка IT-продукта, а перестройка отношений
Пять улучшений процесса коммуникаций
