Задачи, которые нужно было решить В первую очередь предполагалось
усовершенствовать внутренние коммуникации, а в их числе — такой важный процесс,
как оформление заказ-нарядов на производство. При этом все коммуникации,
сопровождающие и обеспечивающие выпуск продукции из композитных материалов,
должны быть автоматизированы на базе одной платформы.
Требований к программному
обеспечению, да и задач, которые предстояло с его помощью решить, было много.
Во-первых, будущую
автоматизированную систему нужно объединить с имеющейся IT-инфраструктурой
предприятия , созданной на основе программы «1С». Сама же система должна
включать в себя все базовые инструменты для ведения бизнеса. Например, в ней
должны быть функция согласования и обозревания задач для управленцев, а также единый
стандарт взаимодействия и коммуникаций сотрудников.
Во-вторых, предприятие намерено
внедрять у себя сервисную модель , при которой сотрудники выступают друг для
друга клиентами, то есть одни (исполнители) оказывают услуги другим
(заказчикам). Эту идеологию и должна поддерживать автоматизированная система.
В-третьих, все рабочие процессы надо
отразить в системе посредством каталога услуг. Также необходимы шаблоны услуг с
установленными для них нормативами (совершаемые действия, время выполнения).
В-четвертых, сотрудникам придется
за короткий срок освоить новую систему, поэтому обучение работе в ней не должно
быть сложным. А еще нужна мобильная версия программы , чтобы персонал мог
оперативно вносить данные в систему и реагировать на них.
Не просто установка IT-продукта, а перестройка отношений Сначала, в 2018 году, руководство
предприятия выбрало автоматизированную систему управления ELMA. Но она
оказалась слишком «жесткой»: без внешней помощи сотрудники не могли завести в
нее новые процессы и корректно отразить действующие.
Вторая попытка была более удачной: выбор
пал на систему GANDIVA . После того, как
специалист «Фабрики композитов» обучился работе с данным программным
обеспечением, механику этой работы продемонстрировали персоналу, а потом начали
самостоятельно описывать бизнес-процессы, добавляя необходимые сервисы в
каталог услуг.
«Как показала практика, это не было
оптимальным решением, — вспоминает Юлия Иванцова. — Многие сотрудники не
поняли, для чего это нужно, долгое время продолжали „ходить ногами“, „забывали
пароли“, звонили, решали вопросы устно и оказывали всяческое сопротивление». В итоге
внедрять систему позвали специалиста компании-разработчика ООО «Протон».
Внешний специалист помог понять персоналу
компании одну важную вещь: автоматизация бизнес-процессов не сводится к установке
очередного IT-продукта. А руководители убедились в правильности своего выбора: надо
менять базовые принципы управления вспомогательными подразделениями . Раньше они
функционировали сами по себе, их вклад в общий экономический результат
предприятия не был очевиден — ни для самого бэк-офиса, ни для руководства. С
внедрением «Гандива» офисные работники стали оказывать другим подразделениям услуги,
количество и стоимость которых определить довольно просто, а качество оценивают
их заказчики. По сути, перестроились не только отношения между сотрудниками.
Начал меняться их менталитет.
Возможно, в этом и кроется причина
пробуксовки многих проектов по автоматизации рабочих процессов. Именно из-за этого
внедрение идет тяжело. «Фабрика композитов» здесь не стала исключением —
процесс у нее идет небыстро. Но компания продолжает продвигаться вперед
небольшими шагами, работает над каждым показателем, детально описывая
бизнес-процессы. При этом руководство не забывает рассказывать подчиненным обо
всех значимых достижениях.
Одно из таких достижений -
автоматизация процесса оформления командировок. Раньше составлением заявок,
приказов, сбором необходимых подписей занимались три сотрудника. Теперь это
делает один человек: заявка формируется в системе GANDIVA, все документы
составляются и согласовываются здесь же. В результате документальная работа
сильно ускорилась, а предприятие за 6 месяцев сэкономило на оплате труда 360
тыс. рублей.
Пять улучшений процесса коммуникаций Сейчас «Фабрика композитов»
автоматизировала все коммуникации и услуги бэк-офиса (например, оформление тех
же командировок, вызов такси, запросы в IT- и административно-хозяйственный
отделы, службы главного инженера, безопасности). Система внедрена в большинство
вспомогательных и основных подразделений — в работу отделов продаж, закупок, логистики,
а также конструкторов, технологов, проектантов.
Административный директор Юлия
Иванцова видит несколько плюсов использования системы GANDIVA. Многие из них
связаны с улучшением процесса коммуникаций.
1. Оперативность решения вопросов .
Выход из сложных ситуаций находится быстрее — нужный сотрудник подключается к
стационарной или мобильной версии системы в любой момент.
2. Сокращение непродуктивных
трудозатрат . Стало меньше рабочих встреч, совещаний, очередей в кабинеты к
руководству, сократился
документооборот.
3. Трансформация культуры общения .
Решать вопросы с помощью системы оказалось удобнее, чем вести долгие дискуссии
оффлайн. Процесс взаимодействия стал четким, предсказуемым и прозрачным.
4. Рост исполнительской дисциплины .
В системе GANDIVA можно контролировать исполнение выданных поручений.
5. Легкий перевод сотрудников на
удаленную работу . В пандемию система позволила перевести часть персонала на
удаленку и сократить число личных контактов среди тех сотрудников, которые
продолжили работать на территории предприятия.
Внедрение системы «Гандива» на
«Фабрике композитов» пока не завершили. Некоторые бизнес-процессы не формализованы
до сих пор. Но результаты работы в рамках сервисной модели очень показательны.
«Нам нравится прозрачность, измеримость и порядок в процессах, — резюмирует Юлия
Иванцова. — Система дает возможность увидеть, где компания находится сейчас и в
какой точке нужно оказаться завтра».
Итоги
года перемен
• В
2,7 раза увеличилась средняя производительность офисных сотрудников.
• На
36% возросло число онлайн-согласований.
• На
80% сократилось время согласований.•
Цифры свидетельствуют о том, что
бэк-офис «Фабрики композитов» постепенно переходит на работу по сервисной
модели. А отношения внутри компании, в которой средний возраст сотрудников превышает
40 лет, медленно, но верно перестраиваются.
Почитать кейсы других компаний,
внедривших систему бережливого управления офисом GANDIVA можно в нашем блоге .