Работу
своих бэк-офисов централизовали сотни, а то и тысячи российских предприятий в
разных отраслях экономики от добычи полезных ископаемых и телекоммуникационных
технологий до ретейла и туризма. В самых крупных центрах обслуживания -
например, «ОЦО Норникель», «Сибур ЦОБ», «Центр корпоративных решений НМЛК»,
«ЕЦО МТС» — может работать по нескольку тысяч человек.
Централизованные
бизнес-структуры называются по-разному (общий центр обслуживания, единый центр
обслуживания, корпоративный центр и др.), но суть одна. Это специализированные
подразделения, в которых объединяются все вспомогательные функции предприятия: бухгалтерский учет, закупки,
логистика, управление персоналом и IT-инфраструктурой, маркетинг
и т. д. Все это и составляет функционал бэк-офиса.
Централизация такого функционала дает компании три ключевых выгоды:
1) существенную (до 30%) экономию расходов на исполнение обслуживающих
функций;
2) повышение качества работы бэк-офиса;
3) эффективную систему контроля его работы.
Считается, что чем крупнее компания, тем больше преимуществ она получит от
централизации вспомогательных функций. Но, как показывает наш опыт разработки и
внедрения системы управления бэк-офисом GANDIVA, видимого результата от создания единого центра обслуживания вполне может добиться
средний и даже малый бизнес.
Что для этого надо сделать?
Шаг 1: оцените необходимость изменений Для начала определите все вспомогательные функции, которые реализуются на
предприятии и необходимы для обеспечения его основной деятельности. У каждой
компании список будет свой. Но чаще всего сюда входят:
— ведение бухгалтерского и налогового учета, управление финансами;
— закупки;
— управление недвижимостью и помещениями;
— IT-служба;
— кадровая служба;
— маркетинг и реклама;
— поддержка клиентов.
Затем проанализируйте динамику расходов на обеспечение работы
бэк-офиса. Это главный критерий необходимости изменений. Если такие расходы
увеличиваются пропорционально росту всего бизнеса или даже быстрее — перемены назрели.
Ситуация, когда выручка растет, а прибыль — нет, говорит о том,
что ресурсы предприятий используются неэффективно. Это особенно характерно для
тех компаний, которые развивают филиальную сеть или открывают новые направления
деятельности.
Отсюда второй критерий: наличие у филиалов или подразделений
собственных бэк-офисов. Это тоже повод задуматься об оптимизации общей
структуры, особенно если в каждом бэк-офисе выстроены свои бизнес-процессы
(например, по подбору персонала, обслуживанию IT-парка), отличающиеся от аналогичных
процессов в других подразделениях.
Третий критерий — рост недовольства основных сотрудников качеством
или скоростью выполнения вспомогательных функций. Проанализируйте, как часто
поступают жалобы (пусть даже не всегда необоснованные) на работу персонала
бэк-офиса. Если зафиксируете увеличение этого показателя, перемены необходимы. Персонал
основных подразделений, занятый в профильной деятельности компании, должен
четко понимать, в какие сроки решаются его вопросы и какого качества исполнения
нужно ожидать.
На необходимость изменений укажет и общая потребность бизнеса в
более эффективном использовании своих ресурсов, повышении управляемости. Если
такая потребность высока, компания тоже готова (хотя бы частично) к созданию
централизованного бэк-офиса. Возможно, выделять его в отдельное юридическое
лицо не потребуется. При небольших размерах бизнеса достаточно объединить весь вспомогательный
функционал в каком-либо существующем подразделении. Экономический смысл
изменений от этого не изменится.
Шаг 2: унифицируйте бизнес-процессы Работа по созданию единого бэк-офиса требует пересмотра каждого
бизнес-процесса. Все они должны быть унифицированы. Скажем, если обслуживание IT-инфраструктуры в нескольких филиалах компании
организовано по-разному, при создании общей IT-службы алгоритмы должны стать едиными.
Унификация уже сама по себе позволит убрать ненужные бизнес-процессы и
оптимизировать нужные. За счет этого заметно сократятся затраты на бэк-офис,
качество его работы улучшится. А впоследствии правильно выстроенные
бизнес-процессы легче будет не только централизовать, но и автоматизировать.
Правда, чтобы провести аудит всех рабочих процессов, оптимизировать их и
централизовать, может потребоваться участие квалифицированного специалиста.
Шаг 3: выберите цифровую платформу для
бэк-офиса Ни одно серьезное изменение, в том числе централизация бэк-офиса, сегодня
не обходится без использования цифровых решений. Их качеством и
функциональностью во многом определяется успех начинания. Опираясь на свой опыт
разработки и эксплуатации системы управления офисом GANDIVA в десятках российских
компаний, мы сформулировали минимальные требования к такому программному обеспечению.
1. Простота и удобство для рядовых пользователей. Поскольку централизация
вспомогательных функций обеспечивается за счет программного продукта, он должен
быть рассчитан на сотрудников с минимальной цифровой грамотностью. Работникам,
обращающимся с заявками в бэк-офис, должно быть все понятно: как сформировать
заявку, чтобы решить ту или иную проблему, как отслеживать статус работ. К
примеру, при обращении в единую кадровую службу сотрудник может через систему «Гандива»
подать заявление на отпуск, отгул или увольнение, запросить справку, получить
копию трудовой книжки. При этом точно известно, какие данные нужно предоставить
и когда будет выполнен запрос.
2. Вход в систему через разные каналы. Главный канал связи с
бэк-офисом — это интернет-портал. Большинство заявок обычно приходит через
него. Но надо предусмотреть и другие каналы, которые по той или иной причине
удобны сотрудникам основных подразделений: телефон, мессенджер, электронная
почта. Все каналы должны быть объединены на одной общей платформе. Так можно
увидеть всю историю обращения и при необходимости переключиться на более
удобный канал связи.
3. Удобство коммуникации между подразделениями. Это особенно
важно при реализации сложных проектов, в которых участвуют несколько
сотрудников и офисных служб. Если программный продукт позволяет вычленить
отдельные бизнес-процессы в рамках такого проекта, определить ответственных и
сроки исполнения их задач, выполнить сложную заявку будет значительно легче.
4. Наличие счетчиков и формирование отчетности. Чтобы объективно
оценивать работу обслуживающих подразделений и понимать, насколько результативен
каждый сотрудник, нужны удобные средства контроля. Для этого в платформу встраиваются
разнообразные счетчики. А еще она должна автоматически формировать отчеты об
эффективности работы каждого подразделения, сотрудника и даже отдельной
операции.
5. Совместимость с другими программными продуктами. В тот
момент, когда принимается решение о централизации бэк-офиса, в компании
наверняка уже используются какие-либо базовые программы вроде «1С». Значит,
цифровое решение для управления офисом должно предусматривать возможность
интеграции с наиболее распространенными, а еще лучше — с любыми программами. Идеально,
если цифровая платформа сможет еще и заменить часть этих ИТ-продуктов.
Шаг 4: проанализируйте динамику
изменений Прохождение трех этапов уже даст первые результаты. Если изначально вы
изучили сложившуюся в компании динамику расходов на обеспечение работы
бэк-офиса (см. шаг 1), вам будет с чем сравнить показатели, полученные после
объединения вспомогательных функций. Цифры наглядно покажут, насколько
снизились расходы на содержание бэк-офиса.
Если же изначальные затраты посчитаны не были (а для среднего
бизнеса это вполне обычная практика), финансовую успешность централизации бэк-офиса
получится оценить лишь приблизительно. По этой же причине будет трудно измерить
изменения и в части качества работ, выполняемых бэк-офисом, а также в части
повышения общей управляемости бизнеса.
Зато с момента создания единого бэк-офиса компания уже будет владеть
объективной статистикой: используя хорошее программное
обеспечение, можно получить точные финансовые показатели по каждому офисному подразделению.
Зная, во что обходится каждая вспомогательная функция и каково ее качество,
можно детально настраивать работу бэк-офиса и повышать его эффективность.