Чем они заняты: кнут эффективней пряника Эта очень живучая парадигма управления имеет тысячелетнюю историю. Еще в рабовладельческом
обществе поняли, что кнут является идеальным стимулирующим инструментом.
Сегодня во многих компаниях тоже убеждены: контроль и принуждение превыше
всего. Если не стоять над сотрудником, не проверять каждый его шаг, не
указывать, что сделать в следующий момент, результата не добиться. Любые
отклонения и ошибки недопустимы. Чтобы держать «в тонусе» подчиненных, нужна
разветвленная система наказаний и штрафов. И, разумеется, необходим
авторитарный стиль управления — работники должны понимать, что руководитель всё
знает, всё видит и всегда прав.
Чрезмерный контроль подчиненных называется микроменеджментом. Главным здесь
становится концентрация на процессе работы: кто, что, когда, сколько и как обязан
делать. Результаты вроде бы отслеживаются, но фактически уходят на второй план —
все внимание начальника и подчиненных сосредоточено на деталях и рутинных
действиях.
Для сторонников этого лагеря пандемия стала буквально адским испытанием. Перевод
персонала на дистанционную работу вызвал шок. Крепкая и годами работавшая без
сбоев модель управления затрещала по швам. Разве возможно эффективно
отслеживать движения подчиненного, находящегося на другом конце города, а то и
в сотнях километров от руководителя!?
Цифровые возможности для принуждения Решения, конечно, нашлись: если труд стал удаленным, то и тотальный контроль
-тоже. Появились разнообразные цифровые сервисы, позволяющие с точностью до
секунды подсчитать отработанное сотрудником время.
Мотивацию работодателя к использованию инструментов дистанционного контроля
точно описал в своем блоге евангелист системы учета рабочего времени Time
Doctor: «Я хочу знать, за что я плачу, ведь все мы прекрасно понимаем, что в
ситуации удаленной работы невозможно проследить, занимается ли сейчас человек
работой или сидит в социальных сетях, или смотрит видео на YouTube, или вообще
занимается своими делами? А для работы на условиях почасовой оплаты это крайне
важно».
Разработчики программных продуктов создали сервисы, ставшие настоящим
спасением для приверженцев тотального контроля. К примеру, Time Doctor
выявляет, какие задачи и клиенты занимают слишком много времени сотрудника, отслеживает сайты и
приложения, используемые в рабочее время. С помощью данной программы
руководитель может получать различные отчеты о трудовой активности подчиненных,
в том числе о «потенциально неэффективном» использовании ими времени. На сайте
этого сервиса утверждается: «Когда компании контролируют время,
продуктивность стремительно повышается». Осталось усовершенствовать продукт, чтобы приостановившего работу сотрудником било током, и продуктивность поднимется на небывалые высоты.
Другой пример — сервисы «Стахановец» и Kickidler. Эти масштабные цифровые
решения позволяют следить за всеми действиями сотрудника как на компьютере, так
и на смартфоне. Любая цифровая активность подчиненного — движение курсора на
компьютере, нажатие кнопки на клавиатуре, прикосновение к экрану смартфона — всё
фиксируется и сохраняется в памяти системы. Она может точно определить, с какой
скоростью человек крутил колесом компьютерной мышки и как долго смотрел в документ
Word. Вот только интеллектуальную активность подсчитать не
удается: о чем в тот или иной момент думает человек, вовлечен ли он в решение
рабочей задачи или дремлет за монитором — пока неизвестно. Но технологии, слава
богу, развиваются, возможности искусственного интеллекта пока отнюдь не
исчерпаны.
Что они сделали: пряник эффективней кнута Вторая управленческая парадигма тоже древняя. Примерно 2,5 тысячелетия
назад в Римской империи заметили, что кнут идеально стимулирует лишь при
выполнении самой простой и тяжелой работы (носить камни, копать канавы, месить
глину...). Когда же от труженика требовались хотя бы минимальные инициативность и
креатив (вырастить оливки или изготовить амфору, к примеру), наказания теряли животворящую
свою силу. Патриции и землевладельцы стали отпускать рабов на волю и управлять
этой рабочей силой по-новому. Принуждение к рутинным действиям сменилось
поощрением за достижение нужного результата.
Сегодняшние сторонники данной модели убеждены в бесполезности и
избыточности тотального контроля. Именно поэтому пандемия и дистанционный
формат работы не стали для них стрессом. Когда руководители сосредоточены не на
процессе, а на результате, становится неважным, где находятся подчиненные — в
офисе или на удаленке. Не нужно следить за сотрудниками и регулярно выяснять,
чем те заняты — решают ли рабочую задачу, зависают ли в социальной сети.
Главное, чтобы человек качественно выполнил задание к установленному сроку.
Точки контроля здесь все равно остаются, но в основном они находятся в зоне
получения результата. При этом в мотивации персонала используются такие
стимулы, чтобы он сам хотел трудиться быстрее и (или) лучше.
Цифровые возможности контроля результативности Контролировать результаты сегодня помогают множество других цифровых
сервисов — системы CRM, «1С», BPMS или BPM.
Все они предоставляют управленческую информацию в онлайн-режиме, посредством
цифр и графиков показывая, сколько задач выполнил сотрудник или подразделение.
Во многих также есть инструменты для совместной работы команд над общим
проектом. А некоторые, например, система бережливого управления офисом GANDIVA , позволяют
автоматически определять не только количество и сроки выполненных работ, но и их
качество.
К какому лагерю примкнуть? Первая управленческая модель проста в использовании. Не надо обладать
глубокими компетенциями, чтобы часто и жестко подгонять подчиненных. Но
придерживаться установки на тотальный контроль можно только временно. Вот два
случая, когда это поддержит компанию — если не повысит, то хотя бы сохранит ее
эффективность:
1) сотрудники (в том числе новички) не имеют нужной квалификации и им
действительно надо объяснять каждый шаг, пока они не наберутся опыта;
2) в компании или отдельном подразделении пока не выработаны четкие правила
принятия решений, а также критерии оценки результатов.
В долгосрочной же перспективе чрезмерный контроль приведет к снижению
мотивации подчиненных, их профессиональному выгоранию, вытеснению креативности
безынициативностью, а потом — к текучке кадров и потере самых ценных людей.
Вторую парадигму управления воплощать в жизнь сложнее. Но такой подход стимулирует
персонал к постоянному улучшению своей работы, что в итоге приводит к усилению
конкурентоспособности компании в целом. Это открытие сделали еще римляне,
переводившие своих рабов в вольноотпущенников.
Закрепить в своей практике установку на постоянные улучшения помогают
современные цифровые сервисы. Проиллюстрируем на примере, как это работает.
Автодилер ГК «Агат» приступил к внедрению системы бережливого управления
офисом GANDIVA в 2013 году. С тех пор количество его автосалонов выросло с 13
до 31, при этом численность сотрудников вспомогательных подразделений не только
не увеличилась пропорционально, но даже и снизилась. В частности, в бухгалтерии
из 450 человек осталось 130, хотя объем работы увеличился кратно.
Дело в том, что руководители подразделений ГК «Агат» ежегодно защищают
планы на следующий год по количеству персонала, фонду оплаты труда и т.д. До
внедрения цифрового продукта на решение высшего руководства можно было повлиять
«силой убеждения»: руководитель любого подразделения мог красноречиво доказать,
что его подчиненные едва справляются, и добиться выделения дополнительной
штатной единицы. Благо, в корпоративной логике, чем больше подчиненных работают
под началом менеджера, чем большим бюджетом он управляет — тем больше ему
почета и уважения.
Автоматизировав процессы с помощью системы «Гандива», высшее руководство ГК
«Агат» начало получать объективную статистику. Стала понятна истинная загрузка
подразделений и их работников. «Сила убеждения» уступила место «силе цифр».
Это изменение побудило рядовой персонал и руководителей искать резервы в
своих подразделениях, чтобы выполнить поступающие задачи быстрее, лучше, с
меньшими трудозатратами. Теперь «героями компании» стали руководители,
обеспечивающие в своих подразделениях наиболее высокую производительность
труда. Поэтому производительность труда и выросла в разы. Разве такого результата
получилось бы достичь, следуя установке на принуждение и тотальный контроль?
Узнайте, как
без помощи инструментов принуждения повысить контроль и мотивацию офисного
персонала .
Познакомьтесь с кейсом
удаленного управления филиалами