Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
411 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

«Как у вас все запущено»: цифровая болезнь малого бизнеса

У малых компаний сейчас много проблем, сдерживающих развитие. Но одна из них становится все более критичной – запущенность IT-хозяйств. «Все тормозит, ничего не работает», - жалуются собственники и руководители бизнеса. Как избавиться от этой болезни в условиях санкций?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Антон Малов, директор ООО «Протон»


Два сценария для предпринимателей

Программы зависают, не обновляются, работают кое-как или с постоянными сбоями. Эта головная боль хорошо знакома владельцам и руководителям развивающихся малых компаний. Пока действовал один розничный магазин, все шло хорошо. Но стоило открыться еще двум — начались проблемы: «1С» зависает, кассовое оборудование не настраивается, об остатках на складе надо узнавать по телефону.

Что делать? Возможны два сценария — оптимистичный и пессимистичный.

1. Руководство признает, что IT-хозяйство находится в плачевном состоянии и рано или поздно это доведет до беды. Скажем, из-за очередного простоя программы «1С» компания получит реальные убытки. Поэтому к решению проблемы бизнесмены приступают еще до появления чувствительных финансовых потерь.

2. Ситуация отпускается на самотек, что приводит к серьезным инцидентам. Компания не успела сдать налоговую отчетность, поскольку программы «висели» дольше обычного, — и получила штраф. Или в систему проник компьютерный вирус — и пользоваться рабочими программами, обмениваться документами с контрагентами стало невозможно. В нашей практике был случай, когда у логистической компании зашифровали все данные вместе с резервными копиями, ее работа была полностью парализована. Руководители предприятия очень обрадовались, узнав, что хакеры требуют за дешифровку всего два биткойна, и хотели откупиться рублями, поскольку не представляли, где эти биткойны найти.

К сожалению, второй сценарий встречается чаще. После таких историй владельцы малых компаний и приходят к пониманию, что пора обратиться к специалистам в области IT.

Причины запущенности — отсутствие денег и компетенций

В плачевное состояние IT-хозяйства малых компаний приходят по разным причинам.

Первая, хотя далеко и не самая главная — скупое финансирование. Деньги на информационную инфраструктуру выделяются по остаточному принципу, а на сетевое оборудование — вообще в последнюю очередь. Каким бы старым и непроизводительным оно ни было, оно обновляется только тогда, когда полностью выйдет из строя.

Вторая причина важнее и масштабнее. В стране большая нехватка квалифицированных IT-специалистов, стоят они очень дорого. Многие малые предприятия просто не могут финансово «потянуть» такого айтишника, а у тех, кто может, недостаточно знаний, чтобы определить реальный уровень квалификации кандидата. Ведь не секрет, что на рынке труда в сфере IT много «пены»: соискатели научились с блеском презентовать себя как высококлассных специалистов, скрывая низкий уровень своих компетенций.

Сочетание двух этих причин и создает ту картину, которая сейчас наблюдается. Мы провели много аудитов в малых компаниях и, как правило, видели крайне запущенное инфраструктурное хозяйство. Устаревшее аппаратное обеспечение низкой надежности без нормальной защиты и резервирования. Локальная инфраструктура, построенная даже не на серверном оборудовании, а на персональном компьютере одного из сотрудников. Сеть, предназначенная только для того, чтобы кое-как соединить компьютеры, подключить их к серверу и дать доступ в Интернет. Отсутствие лицензий на программное обеспечение, особенно инфраструктурное. Все это признаки болезни роста, когда выстроенная в прошлом система уже не справляется с новым объемом задач.

К тому же предприниматели часто пускаются в крайности. Одни хотят максимально сэкономить на IT. Скажем, производственная компания в своем офисе, где установлено 120 компьютеров, использует домашний маршрутизатор за 5 тыс. рублей. Из-за этого персонал не может не только скачать через Интернет тяжелые файлы, но и без головной боли отправить налоговую отчетность. Другие компании покупают дорогого «кота в мешке» — переплачивают за оборудование с избыточной мощностью. В нашей практике был случай, когда малое предприятие едва не приобрело за 10 млн рублей новый сервер топового бренда с мощностью, которая была ему совершенно не нужна. К тому же оказалось, что сервер вовсе не новый — это списанное в утиль оборудование, которое намеревались продать несведущим покупателям.

Как навести порядок в хозяйстве?

Разобраться со своим IT-хозяйством малым компаниям поможет взгляд со стороны. Благодаря аудиту, проведенному внешними специалистами, бизнесмены смогут понять масштаб своих проблем и определить способы их решения.

Хотя выбрать партнера тоже непросто. С одной стороны, в России есть немало системных интеграторов, где работают высококвалифицированные специалисты. Но они привыкли иметь дело с крупными заказчиками: решать сложные задачи за большие суммы вознаграждения. У малого бизнеса запросы и возможности скромнее, поэтому он не очень интересен крупным системным интеграторам.

С другой стороны, на рынке присутствуют и небольшие аутсорсинговые IT-компании, готовые работать с любым заказчиком. У многих в штате трудятся недоучившиеся студенты, начинающие специалисты, которым важно наработать практику. Зачастую такие компании не в состоянии обеспечить клиенту качество услуг, а потому «специализируются» на одноразовых заказах, после выполнения которых приходится расставаться.

Наилучший вариант — найти партнера, умеющего выстраивать долгосрочные отношения именно с малым и средним бизнесом. Начать сотрудничество можно с заказа IT-аудита, который даст четкое описание имеющейся картины и план действий по развитию инфраструктуры и лицензированию программного обеспечения. В плане обязательно должен быть прогноз по расходам на обновление IT-хозяйства и несколько вариантов инвестиционных сценариев.

Сколько потратить, чтобы все заработало?

Размеры инвестиций, необходимых для усовершенствования IT-хозяйства, могут быть разными. Суммы зависят не только от стоимости оборудования, но и от выбора программного обеспечения — как основного, так и инфраструктурного. В таких ситуациях лучше перенести критически важные для бизнеса приложения (чаще всего это «1С») на облачную платформу Yandex.Cloud. Конечно, здесь потребуется лицензия на «1С», но предприниматели обычно готовы за нее платить. Все остальные программы можно арендовать в облаках, хотя мы рекомендуем свободное программное обеспечение — Linux и PostgreSQL с минимальным использованием продуктов Windows. Такое решение позволит малым компаниям в пределах небольшого бюджета решить ключевые вопросы, связанные с безопасностью, отказоустойчивостью и масштабированием.

Следующий шаг — приведение в порядок сетевой инфраструктуры, выстраивание ее взаимосвязанности и правильных балансировок. Малым компаниям подобная настройка обходится в десятки тысяч, но никак не миллионы рублей.

Перемещаться ли в облако? За и против

Иметь собственный локальный сервер всегда дешевле, чем арендовать место в облаке. В первом случае инвестиции окупятся в течение трех-пяти лет, а во втором — будут генерироваться только расходы. Малым компаниям экономически целесообразно создавать гибридную инфраструктуру, когда часть сервисов находится в облаке, а часть на локальных серверах. Это идеальная целевая модель, к которой надо стремиться.

Но в ситуации, когда «все тормозит, ничего не работает», альтернатив переходу в облако нет. Потому что Интернет — это, пожалуй, единственное в IT-инфраструктуре малой компании, что устойчиво работает. Все остальное приходится выстраивать заново. Так что стабильный доступ в Интернет и переход в облако позволит решить самые запущенные проблемы IT-хозяйства.

Ключевой программой для малых компаний чаще всего является «1С», поскольку именно в ней отражается любое действие в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятия (оплаты, отгрузки и т. п.). А значит, бесперебойное функционирование этого сервиса нужно обеспечить в первую очередь, перенеся его в облака или наведя полный порядок в ИТ-инфраструктуре компании.

Узнайте, как реализовать импортозамещение ИТ-инфраструктуры компании без снижения эффективности бизнеса.

Читайте, как устранить «зоопарк решений» в компании.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.