Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
681 7 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Делаем стартап в режиме лайф-тайм

Вы следили за стартапами, которые рискнули и добились успеха. Вы читали о тех, кто был на взлете, но остался ни с чем. Вы готовы пройти этот путь вместе с нами?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Вместо вступления

Я уверен, многие читают заметки об опыте известных предпринимателей, ведь вне зависимости от того, достиг их стартап успеха или развалился где-то между стадией идеи и прототипа (т.е. игра велась "по-крупному"), внимательному читателю всегда есть что почерпнуть: спроецировать успешных опыт на свой проект или напротив, не наступить на те же грабли.

Тем не менее, среди моих знакомых есть мнение, что абсолютная правдивость подобных статей – не более, чем уловка. Объяснение таково: «разбор полётов» происходит по прошествии немалого времени и, хотя благодаря этому автор рассуждает более здраво, давний срок событий неминуемо ведёт к опущению ряда нюансов. Но ведь порой именно совокупность мелочей является началом процесса затопления всего судна. Таким образом, теряется та объективность, к которой изначально стремился автор. В свою очередь, самые острые и неприятные углы если и освещаются, то непременно сглаживаются, ведь зачастую подсознательным желанием автора является услышать в ответ «а ведь это действительно так, но зато теперь-то ты знаешь, как не наступить на эти грабли», а не «автор, как ты вообще умудрился заняться бизнесом, если ты такой баран?!»

b_5578c921ce328.jpg

Так получилось, что сейчас я уже третий месяц работаю над своим проектом. «Так получилось» - потому что хотя ранее меня и посещали мысли открыть свое дело (а кого нет?), но дальше подписки на паблики типа "Секреты бизнесмена" дело не продвигалось. При этом понимание того, что если самые успешные люди, о которых любит рассказывать один общеизвестный журнал на букву «F», в большинстве своем - предприниматели, то и мне нужно делать что-то по-новому, не оставляло в покое.

Кто виноват и что делать?

Сложность заключалась в том, что, на мой взгляд, я и «свой стартап» - вещи несовместимые. Ведь мне 22 года, у меня нет it-образования (учусь на юриста), нет связей (даже число друзей в ВК не внушает уважения), я ничего не знаю о ведении бизнеса и, самое обидное, нет достаточного количества денег, чтобы снять офис и, делая самолетики из пятитысячных купюр, приманивать удачу.

Однако на сегодняшний день, несмотря на все сомнительные предпосылки, мне удалось собрать команду и начать работу над ГдеПаркингом, оставив стадию голой идеи далеко позади. То есть, будучи изначально человеком "не в теме", я сумел в сжатые сроки превратить идею в проект, который имеет все шансы достичь успеха (во всяком случае, я в это верю), а в случае провала – превратиться в вафлю. Короче говоря, прямо сейчас у меня есть всамделишный стартап, над которым я активно работаю, хотя изначально особо и не верил, что смогу дойти даже до такого этапа. Но как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Так как достижения проекта это всегда (в большей или меньшей степени) результат работы CEO, а ГдеПаркинг движется вперед, у меня появился актуальный и довольно необычный опыт по созданию стартапа с нуля. И поэтому я на своем примере собираюсь ответить на вопрос начинающего стартапера (да простит меня Олег Т. за такие слова) «Если я хочу создать свой проект, что и как мне делать?». Особенность моих заметок будет в том, что в отличие от обычных резидентов рубрики «жизненный опыт», я буду делать это находясь «в полях», т.е. рассказывать о ведении проекта непосредственно из центра событий, делая акцент на деталях и актуальности информации.

Add some drama!

А что, если мы добавим еще и немного экшена? Итак, предлагаю следующую схему: я честно и конкретно рассказываю обо всех моих действиях, вне зависимости от того, привели они к успеху или провалу, а вы: а) критикуете, что было хорошо, что плохо, как можно улучшить б) советуете мне и остальным читателям иные методы решения данной проблемы.

Так как на моем месте может оказаться любой другой начинающий предприниматель, в результате мы создадим самый актуальный и подробный гайд поэтапного ведения стартапа. Думаю, это будет полезно и мне, и вам. Надеюсь, мы тут все за вин-вин?

b_5578c96062286.jpg

Каким образом я буду это делать:

У большинства проектов время от времени возникают схожие проблемы: проверить гипотезу, найти сотрудника, проконсультироваться с экспертом, достучаться до известного человека и т.д. Находясь в Москве, я буду описывать конкретные задачи, стоящие перед ГдеПаркингом и те места/мероприятия/действия, с помощью которых я стараюсь их решить. Кроме того, я буду указывать возможные альтернативы, чтобы не замыкаться только на одном способе или городе (как раз тут мне без вас никак не обойтись). Я буду описывать, чем я руководствовался, как делал, и что из того, что я планировал, у меня получилось, а что нет, и давать рекомендации как другой человек сможет улучшить мой результат и как не повторить моих ошибок. Подобное повествование будет публиковаться примерно через месяц-два после завершения соответствующего этапа (решения задачи), тем самым мы сможем избежать пустых гипотез и анализировать только объективные метрики.

Каждая задача будет определяться двумя критериями: Стадией стартапа и проблемой, стоящей перед ним.

Перечень стадий:

  1. Хотел бы начать;
  2. Есть идея;
  3. Проработанная идея (бизнес-план, анализ рынка и т.п.);
  4. Собрана необходимая команда;
  5. Есть прототип (MVP) ;
  6. Продукт/первые клиенты;
  7. Пройдена точка самоокупаемости;
  8. Прибыльный проект, готовый к масштабированию;
  9. Альтернативный результат: «Неудача»;

Мой проект сейчас смотрит в упор на стадию №5.

Решение идентичных проблем, стоящих перед стартапом, на разных стадиях может отличаться. Согласитесь, найти в команду iOS-разработчика, когда у тебя только идея при отсутствии денег и, когда твой проект – успешный бизнес, можно по-разному?

Насколько я уже знаю, на раннем этапе создания продукта (назовем его, к примеру, "ГдеПаркинг live") важен Customer development, т.е. развитие вокруг клиента. Расскажите, вам интересен такой формат? На чем мне заострять внимание? Чего мне, наоборот, не стоит описывать?

Коротко о мясе

Для вступления и краткого введения в курс дела, думаю, было написано достаточно. В следующей статье я хотел бы затронуть:

  • Как возникает идея для проекта и как помочь себе её найти;
  • Если хотим заняться чем-то новым, на что нужно надавить, чтобы просиживание на диване перестало быть таким комфортным;
  • Возможно, расскажу чуть больше о себе, чтобы моя модель поведения была более ясной;

Все повествование буду строить на своем примере, но так, чтобы применимо было к каждому, так как задача - не столько рассказывать о своих похождениях, сколько сделать поэтапную схему действий, которую можно проецировать на себя как в целом, так и в частности.

Итак, начнем?

+6
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Danil Suyarko
Интересно. Удачи!
Ответить
ГдеПаркинг
Находим бесплатную парковку там, где другие за неё платят.
Валентин Шабанов
Спасибо!
Уже готовим продолжение :)
Ответить
LanguageBoost
Онлайн сервис для изучающих иностранный язык
Tihiro 17917
Очень интересно!
Реалити-шоу всегда лучше "разбора полетов" после.

Из реально существующих мне очень нравится блог Федора Овчинникова (sila-uma.ru), я случайно наткнулась на него еще когда Федор только собирался открывыть книжный магазин, и очень удивилась тогда: как так можно просто взять и открыть магазин?!

А вы будете рассказывать об этапах, которые уже позади? Лично меня больше всего интересует поиск команды и проработка идеи :)

А еще, по-моему пункт 1 и 2 должны идти в обратном порядке :)
Ответить
ГдеПаркинг
Находим бесплатную парковку там, где другие за неё платят.
Валентин Шабанов
Спасибо!

На мой взгляд, самый большой недостаток "реалити-шоу" в том, что такой формат вынуждает говорить либо гипотезами, либо рассуждениями. И если такое повествование для прожженного эксперта вполне имеет право на жизнь, то очередной блог "смотрите, мы делаем новый фейсбук" — не совсем :)

Поэтому мы будем делиться новостями в режиме лайф-тайм: описанные события произошли совсем недавно и на их основании можно действовать, но при этом прошедшего срока достаточно, чтобы избежать пустословия и оставить лишь объективные выводы.

Конечно, обязательно расскажу про поиск команды и где ее можно найти. По счету данный пост будет 3-5.

Данные стадии (пункты 1-9), ни в коем случае не означают последовательность постов или их число (во всяком случае мы искренне надеемся, что девятым постом мы не будем рассказывать о ликвидации юр. лица =) ) Они лишь помогают понять, на каком этапе развития проекта мы делали то, что описано в посте.

Следующий пост как раз отчасти будет посвящен поиску идеи для проекта (как раз и объясню, почему пункты 1 и 2 стоят именно в такой последовательности).

Если Вам интересно именно о шлифовке и "обработке" идеи стартапа, то это будет в том же промежутке постов № 3-5. Что после чего рассказывать буду смотреть по обратной связи от постов.

Ps: Не могу сказать, что у меня есть обширный пул из предпринимателей-блогеров, которых читаю, но время от времени захожу на страницу Александра Журбы (надеюсь его фамилия склоняется) — https://vk.com/bitronicum
Он кстати как раз второй человек на фотке из блога А. Овчинникова :)
Ответить
LanguageBoost
Онлайн сервис для изучающих иностранный язык
Tihiro 17917
Спасибо за ответ.
Зато реалити-шоу позволяет сразу же увидеть, как работает та или иная гипотеза или рассуждение (если, конечно, автор до конца откровенен). И неважно, насколько "прожжен" эксперт. Да пусть он даже делает новый фейсбук :) главное — подкреплять свои идеи действиями и анализом результатов. Тут важно соблюсти меру и писать о том, что действительно важно, а не просто лишь бы написать :)

Ну да, в вашем случае получается почти реалити-шоу, так как события произошли недавно. Но все-таки смотрите, вот у Федора было так: сегодня он пишет: я придумал открыть магазин, потом: искал помещение, арендовал помещение (с кучей сомнений), привез книги, поставил шкафы, заполнил шкафы, дал рекламу — все это в отдельных постах. И только потом — о том, как пошли продажи. А потом — что стало идти не так и почему. Вот это настоящий драйв! Когда видно, что каждое действие надо продумывать, как все непросто оказывается на практике, и что не всегда получается то, что задумал.

Когда вы пишете в прошедшем, вы уже не пишете о том, как и почему вы сделали именно так (многие детали или забываются или воспринимаются по-другому). Но конечно, в любом случае рассказывать о текущих делах, пусть даже прошлых — это гораздо интереснее, чем вообще о них не говорить.

Так что с большим интересом жду ваших постов :)
За ссылку спасибо, посмотрю. А интересных блогов мало на самом деле, особенно мало тех, кто вещает в режиме "реалити-шоу". Все боятся что ли? (ну да, я тоже боюсь :)
Ответить
ГдеПаркинг
Находим бесплатную парковку там, где другие за неё платят.
Валентин Шабанов
На мой взгляд, особенности ведения блога в таком формате:
1. Частота постов. Чтобы держать и увеличивать аудиторию, нужно действительно часто делать посты. Иначе какое же это реалити-шоу?
2. Ответственность перед читателями. Чтобы не терять репутацию, нужно буквально "отвечать за свои слова" и делать то, о чем написал. И делать это постоянно.
2. Инсайды. В любом случае, делая проект в таком режиме, ты должен рассказывать о том как ты его делаешь, причем еще на этапе пришедшей идеи. Это имеет как плюсы ("драйв"), так и очевидные минусы.

Такой формат при должном исполнении весьма крут, но он требует столько времени и сил, что мне для его поддержания придется уделять меньше внимания другим вещам по проекту. Нас пока совсем мало, поэтому первым делом продукт, ну а блог — потом :) Но если предварительный пост в блоге приведет к более успешной реализации задачи по ГдеПаркингу — обязательно так сделаю. Пока писал это сообщение, пришла в голову пара идей, посмотрим!)

А упущения деталей в постах не бойтесь, нет смысла изображать или утаивать что-то, на этом ресурсе слишком много практиков — засмеют.
Ответить
LanguageBoost
Онлайн сервис для изучающих иностранный язык
Tihiro 17917
Посмотрела блог Журбы.
К сожалению, не впечатлило.

Во-первых, это не очень похоже на блог — человек пишет не о событиях, а какие-то свои неизвестно почему пришедшие ему в голову мысли, и тематика мне лично не очень близка.

Во-вторых, читать блог человека, который считает правозащитников людьми второго сорта, я не могу принципиально (цитата: "А потом они просто забывают как работать и становятся политиками, правозащитниками и прочими людьми с отрицательным добавочным продуктом и минимальным прожиточным доходом").

Но за ссылку все равно спасибо.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.