Делаем стартап в режиме лайф-тайм
Вместо вступления
Я уверен, многие читают заметки об опыте известных предпринимателей, ведь вне зависимости от того, достиг их стартап успеха или развалился где-то между стадией идеи и прототипа (т.е. игра велась "по-крупному"), внимательному читателю всегда есть что почерпнуть: спроецировать успешных опыт на свой проект или напротив, не наступить на те же грабли.
Тем не менее, среди моих знакомых есть мнение, что абсолютная правдивость подобных статей – не более, чем уловка. Объяснение таково: «разбор полётов» происходит по прошествии немалого времени и, хотя благодаря этому автор рассуждает более здраво, давний срок событий неминуемо ведёт к опущению ряда нюансов. Но ведь порой именно совокупность мелочей является началом процесса затопления всего судна. Таким образом, теряется та объективность, к которой изначально стремился автор. В свою очередь, самые острые и неприятные углы если и освещаются, то непременно сглаживаются, ведь зачастую подсознательным желанием автора является услышать в ответ «а ведь это действительно так, но зато теперь-то ты знаешь, как не наступить на эти грабли», а не «автор, как ты вообще умудрился заняться бизнесом, если ты такой баран?!»
Так получилось, что сейчас я уже третий месяц работаю над своим проектом. «Так получилось» - потому что хотя ранее меня и посещали мысли открыть свое дело (а кого нет?), но дальше подписки на паблики типа "Секреты бизнесмена" дело не продвигалось. При этом понимание того, что если самые успешные люди, о которых любит рассказывать один общеизвестный журнал на букву «F», в большинстве своем - предприниматели, то и мне нужно делать что-то по-новому, не оставляло в покое.
Кто виноват и что делать?
Сложность заключалась в том, что, на мой взгляд, я и «свой стартап» - вещи несовместимые. Ведь мне 22 года, у меня нет it-образования (учусь на юриста), нет связей (даже число друзей в ВК не внушает уважения), я ничего не знаю о ведении бизнеса и, самое обидное, нет достаточного количества денег, чтобы снять офис и, делая самолетики из пятитысячных купюр, приманивать удачу.
Однако на сегодняшний день, несмотря на все сомнительные предпосылки, мне удалось собрать команду и начать работу над ГдеПаркингом, оставив стадию голой идеи далеко позади. То есть, будучи изначально человеком "не в теме", я сумел в сжатые сроки превратить идею в проект, который имеет все шансы достичь успеха (во всяком случае, я в это верю), а в случае провала – превратиться в вафлю. Короче говоря, прямо сейчас у меня есть всамделишный стартап, над которым я активно работаю, хотя изначально особо и не верил, что смогу дойти даже до такого этапа. Но как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Так как достижения проекта это всегда (в большей или меньшей степени) результат работы CEO, а ГдеПаркинг движется вперед, у меня появился актуальный и довольно необычный опыт по созданию стартапа с нуля. И поэтому я на своем примере собираюсь ответить на вопрос начинающего стартапера (да простит меня Олег Т. за такие слова) «Если я хочу создать свой проект, что и как мне делать?». Особенность моих заметок будет в том, что в отличие от обычных резидентов рубрики «жизненный опыт», я буду делать это находясь «в полях», т.е. рассказывать о ведении проекта непосредственно из центра событий, делая акцент на деталях и актуальности информации.
Add some drama!
А что, если мы добавим еще и немного экшена? Итак, предлагаю следующую схему: я честно и конкретно рассказываю обо всех моих действиях, вне зависимости от того, привели они к успеху или провалу, а вы: а) критикуете, что было хорошо, что плохо, как можно улучшить б) советуете мне и остальным читателям иные методы решения данной проблемы.
Так как на моем месте может оказаться любой другой начинающий предприниматель, в результате мы создадим самый актуальный и подробный гайд поэтапного ведения стартапа. Думаю, это будет полезно и мне, и вам. Надеюсь, мы тут все за вин-вин?
Каким образом я буду это делать:
У большинства проектов время от времени возникают схожие проблемы: проверить гипотезу, найти сотрудника, проконсультироваться с экспертом, достучаться до известного человека и т.д. Находясь в Москве, я буду описывать конкретные задачи, стоящие перед ГдеПаркингом и те места/мероприятия/действия, с помощью которых я стараюсь их решить. Кроме того, я буду указывать возможные альтернативы, чтобы не замыкаться только на одном способе или городе (как раз тут мне без вас никак не обойтись). Я буду описывать, чем я руководствовался, как делал, и что из того, что я планировал, у меня получилось, а что нет, и давать рекомендации как другой человек сможет улучшить мой результат и как не повторить моих ошибок. Подобное повествование будет публиковаться примерно через месяц-два после завершения соответствующего этапа (решения задачи), тем самым мы сможем избежать пустых гипотез и анализировать только объективные метрики.
Каждая задача будет определяться двумя критериями: Стадией стартапа и проблемой, стоящей перед ним.
Перечень стадий:
- Хотел бы начать;
- Есть идея;
- Проработанная идея (бизнес-план, анализ рынка и т.п.);
- Собрана необходимая команда;
- Есть прототип (MVP) ;
- Продукт/первые клиенты;
- Пройдена точка самоокупаемости;
- Прибыльный проект, готовый к масштабированию;
- Альтернативный результат: «Неудача»;
Мой проект сейчас смотрит в упор на стадию №5.
Решение идентичных проблем, стоящих перед стартапом, на разных стадиях может отличаться. Согласитесь, найти в команду iOS-разработчика, когда у тебя только идея при отсутствии денег и, когда твой проект – успешный бизнес, можно по-разному?
Насколько я уже знаю, на раннем этапе создания продукта (назовем его, к примеру, "ГдеПаркинг live") важен Customer development, т.е. развитие вокруг клиента. Расскажите, вам интересен такой формат? На чем мне заострять внимание? Чего мне, наоборот, не стоит описывать?
Коротко о мясе
Для вступления и краткого введения в курс дела, думаю, было написано достаточно. В следующей статье я хотел бы затронуть:
- Как возникает идея для проекта и как помочь себе её найти;
- Если хотим заняться чем-то новым, на что нужно надавить, чтобы просиживание на диване перестало быть таким комфортным;
- Возможно, расскажу чуть больше о себе, чтобы моя модель поведения была более ясной;
Все повествование буду строить на своем примере, но так, чтобы применимо было к каждому, так как задача - не столько рассказывать о своих похождениях, сколько сделать поэтапную схему действий, которую можно проецировать на себя как в целом, так и в частности.
Итак, начнем?