Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
238 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Выгорание перед праздниками: пять шагов, чтобы вернуть энергию

В этой статье мы рассмотрим причины выгорания сотрудников перед праздниками, а также дадим несколько советов, как избежать этого.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Считается, что праздничный сезон — это пора волшебства, отдыха и каникул. На деле же это далеко не всегда соответствует правде, ведь в преддверии Нового года особенно активно обостряются различные дедлайны. Это настоящий марафон трасса — закрытие годовых отчетов, выполнение последних задач, выбор подарков и подготовка к семейным встречам.

Вся эта суета, которая наваливается разом, может стать причиной весьма опасного явления под названием выгорание. В этой статье мы рассмотрим причины выгорания сотрудников перед праздниками, а также дадим несколько советов, как избежать этого.

Выгорание и его праздничное обострение

Выгорание невероятно опасно тем, что делает человека нестабильным, при этом удивительно хорошо маскируясь под простую усталость. Конечно, легко поверить в то, что после закрытия множества отчётов, променада по магазинам и установки ёлки в квартире вас будет мучить усталость, но на деле это состояние уходит корнями куда глубже, и искоренить его плотным обедом и хорошим сном не получится.

Выгорание проявляется систематически, в то время как усталость такой быть не может. Его можно выявить по следующим признакам:

  • Эмоциональное истощение. Выгоревший человек чувствует себя уставшим вне зависимости от внешних факторов, длительности сна и отдыха. Именно поэтому выгорание путают с простой усталостью, и не особенно замечают тот факт, что она длится аномально долго.

  • Потеря мотивации. Смысл работы начинает ускользать, из-за чего задачи становятся непреодолимыми и кажутся гораздо более сложными, чем они есть на самом деле. К этому подключается и раздражительность, из-за которой человек остро реагирует даже на мелочи.

  • Апатия. Интерес теряется не только к работе, но и к окружающему миру в целом. Ни хобби, ни даже предстоящий Новый год больше не интересуют такого человека, что сильно усложняет сосредоточённость. От апатии страдает и продуктивность — время выполнения задач растёт, как и количество ошибок.

Выгорание — это не какой-то эксклюзивный для праздников синдром, оно может настичь человека в любой момент его деятельности. Этому должны сопутствовать негативные факторы, которые как раз обостряются аккурат перед Новым годом. Среди основных причины выгорания перед праздниками выделим:

  • Высокая рабочая нагрузка. Конец года для многих компания является подведением годовых итогов, закрытием различных проектов и в целом эдаким глобальным дедлайном. Чтобы успеть вовремя, работникам приходится повышать нагрузку и вложенные в работу усилия. В длительной перспективе это приведёт к хронической усталости и станет причиной выгорания.

  • Социальное давление. Новый год — довольно глобальный праздник, поэтому человек вынужден следить за множеством дел. Помимо рабочих обязанностей необходимо подготовить подарки для родных и друзей, спланировать вечеринку. На это могут давить уже упомянутые дедлайны и задержки на работе, которые приводят к конфликтам в семье и, как следствие, к дополнительному стрессу.

  • Отсутствие отдыха. Несмотря на тщательное планирование, успеть сделать всё заранее никогда не получается из-за форс-мажоров. В результате декабрь превращается в череду стресс-марафонов как на работе, так и дома, попросту не давая человеку восстановиться и отдохнуть. Без помощи компании и друзей это легко превратится в один из самых явных симптомов выгорания.

Игнорировать выгорание — тупиковый путь. Такая стратегия только повредит, ведь оно влияет не только на моральное состояние, но и на физическое здоровье. Эмоциональные срывы, ссоры, истерики, обострение хронических заболеваний, недосып или бессонница, всё это следствие длительного выгорания, которое нужно определить как можно раньше. А после этого — принять все меры для восстановления.

Роль компании в предотвращении выгорания сотрудников

Выгорание — проблема не только отдельных сотрудников, но и всей компании в целом. Хорошо мотивированный, отдохнувший работник куда более эффективен, нежели человек, который находится в одном шаге от нервного срыва из-за постоянного стресса. Поэтому забота о психологическом здоровье рабочей команды является одной из главных повесток для современных компаний.

Для бизнеса выгорание сотрудников грозит следующим:

  • Падение производительности. Отсутствие мотивации, апатия и нежелание работать приводят к тому, что рабочие задания занимают непозволительно длительное время. Выгорание приводит к меньшей отдаче, а любые творческие и эффективные решения оказываются попросту недоступны.

  • Появление ошибок. Сотрудник на ответственной должности подвергается большей нагрузке, чем другие, и цена его ошибки также значительно выше. В результате выгорания ошибки, никем не замеченные, начинают накапливаться как снежный ком, приводя к серьёзным рабочим проблемам.

  • Текучка кадров. В результате выгорания сотрудник будет чувствовать себя не на своём месте, что может привести к его увольнению. Если это ценный специалист, то заменить его будет невероятно тяжело, ведь это потребует времени на поиск кандидата и его обучение.

Значит ли это, что компания несёт ответственность за выгорание? Отчасти да. Однако это означает и то, что в силах бизнеса бороться с подобными проблемами, выстраивая приятную, гармоничную и безопасную атмосферу на рабочем месте, особенно перед Новым годом.

Чтобы уберечь сотрудников от стресса, необходимо реалистично оценивать праздничные дедлайны и распределять нагрузку таким образом, чтобы найти компромисс между эффективностью и стрессом. Для этого задачи, которые могут подождать, лучше сместить, взяв приоритет на то, что должно быть обязательно выполнено до конца года. Это должны понимать как руководители, так и сами работники, чтобы не распылять свои силы, а сконцентрироваться на приоритетных задачах и эффективно решить возникающие проблемы.

Разумеется, не стоит забывать и о праздничной атмосфере. Акции, подарки, сертификаты от Giftery, корпоративы — всё то должно разбавлять рабочую рутину, дарить ощущение праздника в перерывах между работой. Подобная смена позволит отвлечься от рабочего стресса и взбодриться, что предотвратит накопление выгорания, повысит моральный дух и, как следствие, эффективность работы.

Комфортная рабочая среда — это не просто слова, а разумная инвестиция в будущее компании. Сотрудники чувствуют, что об их состоянии заботятся, что повышает их мотивацию и лояльность компании, а бизнес получает хороший прирост производительности и мотивированную команду, которая будет быстро и легко справляться с любыми задачами. Бонусом идёт и внешняя репутация хорошего работодателя, привлекающая новых сотрудников.

5 шагов, чтобы вернуть силы перед праздниками

Опасность выгорания перед праздниками и особенно перед Новым годом невероятно высока. Но это не приговор — подобной проблемы можно избежать, если и сотрудники, и компания будут трудиться осознанно, полностью отдавая себе отчёт. В целом, это сводится к пяти шагам, одинаково ценным как для сотрудников, так и для руководителей.

Шаг первый — разделите задачи на срочные и второстепенные

Любые задачи можно разделить по приоритетам, что и нужно делать для эффективного их решения. Под конец года особенно хорошо работает правило 80/20 — необходимо сосредоточиться на 20 процентах задач, которые приносят 80 процентов всего результата. Распыляя своё внимание на менее значимые задачи, вы тратите свой рабочий ресурс, приближая выгорание. Не бойтесь делегировать полномочия и просить помощи, если не справляетесь в одиночку.

Руководители же должны помогать сотрудникам расставить приоритеты и обеспечить надёжное руководство рабочим процессам. Планёрки с определением приоритета задач должны быть краткими понятными и чёткими. При этом некоторые задачи так или иначе придётся отложить на следующий год — куда разумнее инвестировать в эффективный рабочий коллектив, чем в сиюминутную выгоду.

Шаг второй — делайте короткие перерывы

Постоянная концентрация на рабочей задаче поначалу повышает эффективность её выполнения, но затем со временем заметно снижает вовлечённость. Появляются отвлекающие мысли, желание прокрастинировать, которые, разумеется, негативно влияют на рабочий процесс. Поэтому каждые 1-2 часа необходимо переключаться на другую деятельность — хватит даже десятиминутной паузы. Помогут небольшая прогулка, разминка, гимнастика для глаз, чтобы снизить нагрузку на них, одним словом всё, что позволит вывести из гиперфокуса по задаче.

Компания должна поощрять такую методику, вводя практику коротких перерывов. Для офисных рабочих необходимо организовать зоны отдыха, в которых они смогут отвлечься от работы в особенно напряжённые дни. За примерами можно посмотреть на IT-гигантов, таких как Google или Yandex — в их роскошных офисах есть место не только для отдыха, но и для медитации, видеоигр и других подобных занятий.

Шаг третий — найдите время для хобби или спорта

Работа не должна быть единственным смыслом жизни человека. Без хобби или увлечения рабочие обязанности станут единственным, что двигает вас вперёд, и это очень большой шаг к выгоранию в самое ближайшее время. Даже простое чтение, рисование, прогулки, фитнес, видеоигры или сборка моделей позволят отвлечься, расслабиться и получить удовольствие, не связанное с работой. Выделите хотя бы час времени на своё любимое занятие, и вы быстро почувствуете разницу.

Компания же также должна поощрять подобные моменты, организуя соответствующие корпоративные активности — от мастер-классов до спортивных мероприятий. Хорошим выбором будут бонусные часы в спортзале, например в качестве компенсации за переработку или ежемесячного бонуса.

Шаг четвёртый — установите личные границы

Человек — не робот, и может выполнить только ограниченное количество работы, как бы он не пытался убедить себя в обратном. За большие нагрузки же приходится расплачиваться здоровьем, физическим и психологическим. Именно поэтому нужно строго ограничить своё рабочее время и провести линию между ним и временем личным. Как только работа завершается, все чаты должны быть закрыты, иначе задачи будут проникать и в обычную жизнь, постоянно подпитывая рабочий стресс.

Компания также должна уважать личное время сотрудников. Не стоит дёргать их с рабочими задачами в выходной или во внерабочее время, как и поощрять культуру переработок. Гибкий график, при котором работа заканчивается в чётко определённое время, без переработок — это отличный выбор для любого бизнеса.

Шаг пятый — планируйте отдых на праздники

Посвящая себя работе, легко забыть о том, что наступают праздники. Лучше всего планировать их заранее — так удастся зарядиться настроением и позитивом, создать предвкушение и радостное ожидание наступления Нового года, скрашивающее рабочие будни. Компаниям же стоит мотивировать сотрудников — украшать офисы, проводить корпоративы, закрывать процессы до определённой даты, а не в последний день года, и предоставлять гибкие графики для отдыха с семьёй.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.