Инвестиции в стартапы на разных этапах развития проекта
Каждый стартап проходит 5 основных этапов развития:
Problem/Solution Fit — подтверждение проблемы и того, что предлагаемый продукт ее решит;
Minimum Viable Product (MVP) — разработка рабочего прототипа с минимальным функционалом для решения проблемы; выпуск альфа-версии и тестирование ее недочетов;
Product/Market Fit — подтверждение, что у продукта есть рынок сбыта (закрытая бета-версия продукта);
Scale — масштабирование бизнес-модели (открытая бета-версия и выпуск потребительской версии продукта);
Maturity — переход от стартапа к бизнесу.
Привлекать инвестиции в стартап можно на каждом из этих этапов.
Рассмотрим основные варианты поиска инвестиций:
Друзья и знакомые — на ранних этапах развития проекта это может быть единственно возможный способ привлечения инвестиций.
Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые финансируют проекты на ранних стадиях, в обмен на долю в компании.
Краудфандинговые площадки — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.
Гранты — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс.
Акселераторы — программы экспресс-обучения для начинающих проектов. В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и найти первых клиентов. После завершения программы акселераторы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.
Стратегические инвесторы — это крупные корпорации, которые приобретают контрольный пакет акций компании, чтобы иметь возможность управлять проектом.
Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Чаще ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.
Фонды прямых инвестиций — инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже.
Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения.
Рассмотрим какие есть возможности для привлечения инвестиций на разных этапах развития стартапа.
Стадии развития проекта:

Посевная стадия — продукт существует пока только на уровне идеи. Инвестиции необходимы для создания прототипа и тестирования бизнес-модели.
Цель данной стадии: разработка и тестирование идеи.
На стадии Pre-seed (предпосевной раунд) инвестиции в стартап формируются из собственных или заемных средств стартапера или привлекаются средства ближайшего окружения.
Реже можно привлечь бизнес-ангелов, краудфандинг, гранты или акселераторов.
Сложности привлечения инвестиций — высокий риск потери вложений.
Стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. По статистике только 1 из 10 проектов проходят эту стадию и доходят до точки безубыточности. Инвестиции необходимы для создания продукта и выпуска пробной партии.
Цель данной стадии: тестирование продукта и первые продажи.
На стадии Seed (посевной раунд) инвестиции можно привлечь от венчурных фондов, стратегический инвесторов, бизнес-ангелов, краудфандинга, грантов и акселераторов. На этой стадии все также высокий риск потери капитала.
Стадия раннего роста — когда компания находит подходящую бизнес-модель и стратегию продвижения. Инвестиции необходимы для запуска производства и продвижения.
Цель данной стадии: рост доли продукта на рынке.
Раунд А
Здесь стартап становится компанией: появляется рабочая бизнес-модель, команда и первые клиенты. Появляется возможность привлекать инвестиции от венчурных фондов, стратегических инвесторов и фондов прямых инвестиций.
Стадия расширения — растет выручка от продаж, формируется положительный денежный поток. Инвестиции необходимы на маркетинг и модификацию продукта.
Цель данной стадии: активный рост доли на рынке.
Раунд В
Здесь продолжается привлечение инвестиций для масштабирования. Чаще всего инвестируют стратегические инвесторы и фонды прямых инвестиций, на этой стадии появляется возможность привлекать заемные средства от банка.
Стадия выхода — когда компания становится устойчиво прибыльной и занимает свою позицию на рынке. Инвестиции необходимы для слияния или поглощения других компаний.
Цель данной стадии: удержание и увеличение доли на рынке.
IPO
Это финальная стадия развития стартапа. Компания выходит на фондовый рынок и получает статус, который позволяет привлекать больше средств от широкого круга инвесторов. Здесь инвестиции привлекаются за счет фондов прямых инвестиций, банков и фондового рынка.
Резюме
Привлекать инвестиции можно на любом этапе развития проекта, вопрос лишь в объеме привлекаемых средств. На посевной стадии и стадии стартапа в виду того, что риск потери вложений высокий, скорее всего придется обходиться собственными вложениями или привлечение средств друзей. Начиная со стадии расширения инвестиции в стартап имеют среднюю степень риска, поэтому можно предлагать свой проект бизнес-ангелам и акселераторам. Когда стартап перейдет на стадию роста и зрелого роста, вопрос привлечения инвестиций будет решаться гораздо легче, а размер вложений будет выше.
Для привлечения инвестора стоит подготовить следующее:
- Сформировать команду, где закрыты ключевые позиции.
- Подготовить минимально жизнеспособную версию продукта — MVP.
- Провести тестовые продажи для подтверждения спроса на продукт.
- Провести анализ рынка: понимать перспективы развития и преимущества продукта по сравнению с конкурентами.
- Разработать «дорожную карту» дальнейшей работы над проектом: понимать цели и необходимые ресурсы для их достижения.
Если вы уже готовы представить свой проект инвестору, то сделать это можно уже в ближайшее время на нашем демо-дне! Не откладывайте возможность получить инвестиции на развитие своего стартапа.