Чем может помочь ДТР: примеры, как инстурмент применяется на стратсессиях в компаниях С помощью дерева текущей реальности можно проанализировать текущее состояние дел в компании, взглянуть комплексно на проблемы и найти способы изменить состояние системы.
Выявление ключевой проблемы позволяет избежать ситуации «тушения пожаров», когда приходится посвящать массу времени решению одних и тех же поверхностных проблем. В лучшем случае, это дает положительные результаты только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном — скорее вредит. Проблемы бесконечно повторяются и приходится снова тратить усилия на их устранение. Если говорить о нашей жизни, то регулярные опоздания на работу, вечная перегруженность проектами, сложности со сдачей отчетов — это просто следствия более глобальной первопричины.
ДТР дает возможность «копнуть глубже» и сконцентрироваться на более глубоких причинах проблем. С его помощью можно определиться с приоритетами и наиболее важными задачами. Именно они и будут содержанием стратегической сессии в компании. На основании этой информации можно обрисовать коротко-, средне- и долгосрочные цели и разработать конкретный план действий. Но важно грамотно организовать и провести стратсессию — самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов — и она принесет осязаемые и ценные результаты.
В бизнес-сфере возьмём для примера ситуацию с анализом кампании по таргетированной рекламе. Для нее выделили следующие НЖЯ:
аудитория не переходит по ссылке в рекламном объявлении; на рекламных объявлениях мало лайков; лиды не конвертируются в покупателей. По причинно-следственным связям получена такая картина:
Следствия: Аудитория не переходит по ссылке в рекламном объявлении → пользователи не конвертируются в лиды → лиды не конвертируются в покупателей → товар не продается → компания терпит убытки.
Причины: аудитория не переходит по ссылке в объявлении ← людям не интересен товар ← неверно выбрана ЦА ← не провели исследование ЦА ← компания экономит на маркетинге.
Итак, для НЖЯ «Лиды не конвертируются в покупателей» выявлены ключевые ограничения проблемы «Неправильный выбор ЦА» и «Компания экономит на маркетинге». Оно связано с недостаточной информацией о потребителях, соответственно нужно направить усилия на качественное исследование ЦА.
Кейс из практики ИКРЫ В ИКРЕ мы помогали Сообществу молодых работников компании РусГидро учиться не прятать идеи в стол, а превращать их в реальные эффективные проекты.
В процессе работы использовали в том числе и ДТР:
выписали все НЖЯ; разобрались с причинно-следственными связями; выявили, какие НЖЯ поддаются влиянию, какие — нет; заменили формулировки НЖЯ установками типа «как сделать так, чтобы...». Дополнительно мы помогали участникам с проведением глубинных интервью. С помощью кураторов участники сгруппировали все полученные идеи по четырем группам:
пользователи и их опыт; технологии; идейная составляющая; развитие экосистемы проекта. На работу в группах было отведено 70% времени, поэтому ИКРА обучила некоторых сотрудников РусГидро роли фасилитатора, чтобы они могли эффективно модерировать работу в команде.
В сочетании с другими инструментами (ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT) в конце работы с ИКРОЙ группы имели:
сведения о болях и потребностях ЦА; четкий алгоритм по реализации проектов; свой первый прототип. Инструкция: как построить ДТР Строить ДТР удобно с помощью специального программного обеспечения, например Flying Logic Pro, Knowflow.io. Также можно использовать доску или большой лист бумаги с клейкими стикерами.
Алгоритм построения ДТР включает 5 шагов:
Сформулировать и записать все НЖЯ. Это должны быть короткие простые предложения в настоящем времени. При этом лучше не использовать слово «проблема», а делать формулировки типа «кто-то или что-то делает/не делает...». Для адекватной картины может хватить 5-10 явлений. Установить связи между ними. Каждое НЖЯ должно иметь минимум одну причинно-следственную связь с другим явлением. Здесь же стоит разобраться с причинами НЖЯ, задавая для каждого из них вопрос «Почему?». Найти ответы на вопрос «На что менять?». Переформулировать каждое НЖЯ в потребность. Например, вместо «слишком большие затраты на запуск проектов» будет потребность «зарабатывать больше денег от проектов». Проанализировать получившееся дерево с использованием Критериев проверки логических построений (КПЛП): Ясность, отсутствие двусмысленных значений. Четкость формулировок (правильно сформулированные причины и следствия). Наличие причинно-следственных связей между приведенными НЖЯ (возможность сформировать структуру «если — то». Достаточность причин (способность вызвать указанное следствие). Отсутствие альтернативных причин, ведущих к аналогичному результату (например, повышение температуры тела может быть вызвано инфекцией или физнагрузками в жару). Указание дополнительных результатов. Подмена причин следствием (стрелки расставлены в неправильном направлении). Определить какое НЖЯ больше других влияет на остальные (у него наибольшее количество связей) — это и будет ключевое ограничение, то есть причина всех проблем. Но не стоит рассматривать дерево текущей реальности как панацею. Это всего лишь инструмент, который подсвечивает проблемы и помогает ставить цели, требующие внести изменения в систему и предпринять другие действия. Инструментов, которые помогают увидеть пробелы в работе и решить их, гораздо больше.
Спасибо, что прочитали! Вот небольшой бонус за ваше внимание.
Чтобы узнать ещё о двух техниках стратегического мышления и научиться использовать их в работе, скачивайте бесплатное методичку от ИКРЫ:
подробно рассказали, как использовать системный анализ, «Дерево текущей реальности» и «Цветок Лотоса». Что это, и причём тут растения — объяснили в документе:
Скачать 20 страниц пользы
Вопросов жду в комментариях. И когда-нибудь подпишитесь на ТГ-канал о креативном мышлении.