Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
553 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что делать, если проект горит, а мозг ленится придумывать? Лайфхаки для людей креативных профессий

Маркетологам, креаторам, дизайнерам, копирайтерам часто приходится креативить, придумывать новое, выдавать идеи. Речь идет не только об изобретении чего-то выдающегося (вроде велосипеда или закона всемирного тяготения), но и об эффективных и нестандартных вариантах решения задач.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

У всех бывает состояние, когда нужно креативить, а мозг буксует. Разберемся, почему это происходит и как бороться.


Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы с командой ИКРЫ учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсесии и хакатоны для компаний.

Почему мозг не может постоянно креативить — и как это вообще работает?

Все дело в подходе нашего организма — и мозга в том числе — к распределению энергозатрат. Он всегда выбирает не расходовать лишнюю энергию и стремится, чтобы все вокруг было просто. В связи с этим упорно сопротивляется решать задачи нестандартно. А вместо этого предпочитает мыслить шаблонами и навешивать ярлыки, чтобы действовать одинаково и не тратить свой ресурс.

Из-за этих особенностей бывает невероятно тяжело посмотреть на объект/задачу под другим углом. В итоге мы мыслим стандартно. А что может быть хуже для креативного мышления?

Мы можем даже провести параллель между креативностью и Первым началом термодинамики. Оно гласит, что внутренняя энергия меняется только при обмене энергией с окружающей средой. Это происходит либо через передачу теплоты, либо через совершение работы. Возвращаясь к креативности, когда мы ловим мотивацию и готовы нестандартно решать задачи:

  • при эффекте нетворкинга (параллель с теплотой), когда мы подзаряжаемся от других людей, обмениваемся идеями, планируем совместные проекты;
  • при знании четкого алгоритма, по которому мы можем сразу сесть и выполнить определенную задачу (параллель с совершением работы).

Оба варианта предполагают включение в процесс. А если научить мозг находить решения через использование разных алгоритмов, то это не будет занимать много времени.


Что нужно знать о работе мозга, если работаешь в креативной индустрии

Креативность ассоциируется, в первую очередь, с работой в сфере маркетинга, дизайна, искусства и развлечений. Но по сути, умение креативить стало универсальный навыком. Он входит в число наиболее востребованных на рынке труда и увеличивает шансы на хорошую работу или повышение. Особенно актуален для сферы бизнеса, где нестандартный подход и свежие решения помогают развиваться в условиях жесткой конкуренции.

Что же нужно делать со своим мышлением, чтобы креативить здесь и сейчас, а не ждать вдохновения? Для начала разберемся с тем, как мозг придумывает идеи.

Еще в середине XX в. американский психолог Элис Пол Торренс утверждал, что креативное мышление делится на два этапа, в соответствии с которыми всегда действуют креативные люди:

  • Дивергентное (расширяющееся) мышление, когда сначала люди набрасывают большое количество идей, расширяя свой горизонт видения.
  • Конвергентное (сужающееся) мышление, когда идеи фильтруются и отсеиваются.

Главное — не смешивать эти этапы. Нельзя одновременно придумывать и критиковать.

Алгоритм креативного мышления включает несколько последовательных стадий, благодаря которому можно придумывать идеи от начала до конца:

  • Анализ. На этом этапе мы собираем все задачи и необходимую информацию, проводим их анализ.
  • Фокусировка. Важно сфокусироваться на одной задаче, потому что хорошие идеи появляются только при четко проработанном фокусе (на боли человека, потребности рынка и пр.).
  • Генерация, мозговой штурм. Одно из правил этого этапа — набросать максимально возможное количество идей. При командной работе стоит озвучивать даже самые сумасшедшие и глупые варианты — они могут натолкнуть участников на интересные мысли. С другими советами для генерации идей в команде можно ознакомиться в нашей статье.
  • Фильтрация. Мы можем распределить все идеи по кластерам. Возможно, объединить некоторые из них. На этом этапе стоит включить внутреннего критика чтобы отфильтровать неподходящие и несостоятельные варианты.

Иногда можно обойтись без первых стадий. Если у вас уже сформулирована задача, можно пропустить анализ и сразу переходить к фокусировке. Если у вас уже выделен четкий фокус, от которого можно оттолкнуться, можно начать генерировать идеи.

Но нельзя просто начать креативить со стадии генерации. Если вам скажут «Придумай что-то крутое», это скорее введет в ступор, чем поможет придумать что-то стоящее. Важно всегда отталкиваться от фокуса.


Как развить креативность: техники

Поскольку креативность — это навык, его можно прокачать. Безусловно, на нестандартное мышление и генерацию новых идей влияет удовлетворение базовых потребностей (еда, сон, отсутствие проблем и стрессов). Дополнительно их стимулировать помогут:

  • Физические нагрузки. Регулярные занятия спортом положительно сказываются на когнитивных способностях. И даже короткая спокойная прогулка на свежем воздухе снижает уровень стресса и проясняет сознание.
  • Новая информация и люди. Чем больше у мозга информации, тем вероятнее, что он найдет что-то полезное в своих «закромах» для генерации интересного решения. А общение с людьми с разным возрастом, образованием, жизненным опытом избавляет от предубеждений и стимулирует нестандартное мышление.
  • Насмотренность и развитие вкуса. Осматривайтесь вокруг, замечайте все красивое, выбирайте то, что нравится вам и отстаивайте это (хотя к конструктивной критике иногда тоже полезно прислушаться).
  • Тренировка фокусировки. Для этого отлично подходят медитации. А психологическая гигиена и работа с собственными чувствами помогут научиться расслабляться и создавать работающие идеи.
  • Способность отключать внутреннего критика. О ней особенно важно не забывать во время генерации идей. Не бойтесь выглядеть глупо, озвучивайте все случайные идеи, не анализируя их. Если они не нравятся, попробуйте вместо критики докрутить их до приемлемого варианта.

Развить в себе креативность также помогут предложенные ниже инструменты.

Специальные упражнения

Вот только некоторые упражнения, которые хорошо прокачивают креативное мышление:

  • Таблица Осборна. Включает в себя 10 вопросов, которые помогают генерировать новые идеи, докручивать уже имеющиеся, преодолевать «творческий блок». Для начала нужно сформулировать задачу или проблему и задать себе вопросы из таблицы ниже (в зависимости от ситуации некоторые из них можно пропустить). Ответы могут быть очень неожиданными и принести новые решения.


  • Ментальные карты (mindmapping) — графические записи и диаграммы, помогающие структурировать и визуализировать концепции.

Чтобы построить ментальную карту, на горизонтально расположенном листе бумаги напишите или нарисуйте в центре образ проблемы или задачи. Вокруг него разместите ключевые слова, идеи, образы. От последних также проводите более тонкие ветви к идеям второго порядка. Чтобы сделать карту более наглядной и эффективной, используйте разные шрифты, цвета, формы значки, пиктограммы.

  • Пять почему — серия вопросов, где каждое «Почему» задается в отношении ответа на предыдущий вопрос. Считается, что именно пяти вопросов достаточно для поиска решения. Но их количество может быть другим.

Сформулируйте проблему и распишите явления (подсистемы), которые могли привести к появлению этой проблемы. Выбирайте по очереди каждое явление и отвечайте на вопрос «Почему это произошло?». К полученным ответам снова задайте вопрос — это будет третий уровень детализации. При необходимости снова повторите цикл вопросов.

Обычно достаточно пяти циклов, чтобы выявить первопричину. Аналогично проработайте другие явления, проанализируйте выявленные причины, чтобы выделить среди них ключевые.

Тематические игры

Профильные игры будут не менее эффективны, чтобы выйти из обыденности, научиться видеть ситуацию с разных сторон и мыслить нестандартно:

  • Генератор слоганов. Вы можете придумывать с друзьями слоганы для разных брендов и даже предметов, которые только придут в голову.
  • Ассоциации. Вам нужно выбрать любое слово на случайно открытой странице из книги и придумать к нему ряд ассоциаций. Для развития ассоциативного мышления можно купить и готовые игры («Диксит», «Имаджинариум»).
  • Смена локаций и привычек. Даже небольшие изменения обеспечат тренировку мозга и сделают мышление более гибким. Делайте время от времени привычные действия иначе: выберите непривычный маршрут до работы, зайдите в новое для себя кафе, приготовьте новое блюдо на ужин, проведите часть рабочего дня в парке.
  • Новое применение. Находите (мысленно или записывая в тетрадь) новые способы применения для старых, уже ненужных вещей.

Фильмы и книги

На тему креативности можно почитать книги:

  • «Дизайн-мышление в бизнесе», Тим Браун.
  • «Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал», Йерун Ван Хейл.
  • «Нешаблонное мышление», Джон О’Кифф.
  • «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и мыслить нестандартно», Эстанислао Барах.

Из фильмов внимания заслуживают:

  • «Почему мы креативны», 2018, реж. Герман Васке.
  • «Дизайн-мышление», 2012, реж. Му-Мин Цай.
  • «Почему человек творит», 2018, реж. Сол Бэсс.
  • «Туда, где нет дорог», 2019, реж. Лео Баланев.
  • «Рамс», 2018, реж. Гари Хастуит.

Если в вашей команде частые проблемы с генерацией идей, сотрудники не осваивают новые навыки и не отличаются особой продуктивностью, возможно стоит провести для них корпоративное мероприятие или образовательную программу.

В мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу» рассказали о мотивации, обучении и оценке команды:

Скачать исследование

Образовательные курсы

Сегодня можно найти немало программ, помогающих прокачать креативное мышление. Они предлагают простые упражнения и эффективные инструменты, которые подходят для любых ситуаций, требующих нестандартного подхода.

Например, у нас в ИКРЕ есть курс по креативным методикам и генерации идей, где можно освоить 6 креативных методологий, чтобы использовать их не только по отдельности, но и в синтезе.

Резюмируем

Креативность — такой же навык, как вязание крючком или игра на гитаре. Его можно развивать и улучшать. Знание специальных техник, регулярные тренировки для мозга помогут выработать собственный алгоритм для поиска оригинальных идей, решения задач не только на работе, но и в повседневной жизни. Причем делать это можно будет здесь и сейчас, а не ждать неожиданных инсайтов.

Вопросов жду в комментариях. И когда-нибудь подпишитесь на ТГ-канал о креативном мышлении.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.