редакции
Нас всю жизнь учили неправильно! Ошибки в обучении — это не плохо. Как использовать свои ошибки для саморазвития

Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы с командой ИКРЫ учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсесии и хакатоны для компаний.

Почему мы боимся ошибок?
Боязнь ошибок не возникает сама по себе при рождении. Это приобретённая привычка. И вот только некоторые предпосылки ее появления:
- Опыт из детства. Здесь всё зависит во многом от того, как взрослые реагировали на ошибки ребёнка. У кого-то могла быть строгая семья, где говорили: все, что неправильно — плохо. У кого-то была первая учительница, которая за неправильный ответ могла выкинуть вещи, стукнуть или как-то опозорить перед одноклассниками.
- Страх общественного осуждения (боязнь показаться неудачником, желание выглядеть успешным). Наша система образования построена так, что за ошибки ставятся неудовлетворительные оценки. Чем больше ошибок, выделенных красной пастой, тем ниже оценка. А за ней часто следует отрицательная реакция (от учителей, родителей). В результате у большинства людей на всю жизнь формируется установка, что ошибки — это неудача и провал. Поэтому лучше не ошибаться и делать всё правильно.
- Внутренние убеждения. Тут не так страшна «плохая» оценка от других, как от себя, если мы делаем что-то неправильное по нашему же мнению. Особенно ярко страх ошибок выражен у перфекционистов. В случае оплошности человек грызёт себя и применяет разные виды самонаказания.
Фактически культура взаимоотношений у нас во многом фиксируется на промахах. Правильные поступки зачастую не поощряются и даже вовсе не замечаются. А стоит ошибиться — обрушивается шквал негодования. И ни к чему хорошему такое положение дел не ведёт. Одна из проблем — синдром самозванца. Он проявляется в том, что человек постоянно сомневается в собственных навыках и думает, что недостоин того, что имеет. Он привыкает преуменьшать свои заслуги и связывает свои успехи со случайностью или удачным стечением обстоятельств. Сам синдром возникает в том числе из-за устоявшегося мнения, что ошибки — зло. Причём это идет еще из детства, когда родители, например, заставляют переписывать всё с нуля из-за малейшей помарки. Кроме того, страх ошибиться и что-то сделать неправильно — один из самых серьёзных стоп-факторов, тормозящих действия людей на работе, в развитии и личной жизни. Рассмотрим на примере. Возьмём абстрактного человека с определённым набором достижений. Последние в какой-то мере обязывают его держать планку и у него формируется установка «я не могу позволить себе не оправдать ожиданий». Из-за стремления минимизировать риск неудачи, человек перестаёт расширять свои умения, не рискует без необходимости и просто выполняет привычные действия. Такое поведение может проявляться у отличников, которые сформировали свою репутацию еще в начальной школе. Они скорее сделают двадцать стандартных заданий, чем одно нестандартное «со звездочкой». Еще один пример, когда боязнь ошибиться сопряжена с низкой самооценкой. В результате человек боится ступить лишний шаг (хоть в работе, хоть в личной жизни), чтобы возможной ошибкой не усугублять неверие в самого себя. Причём чем ниже самооценка, тем страшнее показаться неудачником и объектом насмешек. Но и промахи можно превратить в ступени на пути к успеху. Нужно лишь научиться правильно к ним относиться. Мы в ИКРЕ используем его в работе со всеми: от сотрудников и студентов до компаний, которые к нам обращаются. Мы говорим о нём в начале любой программы (деловой игры, креативной сессии и т. д.). Суть его вот в чём. Пока перед человеком не ставится новая конкретная задача, он считает её пустяковой. Когда же дело доходит до реализации, оказывается, что имеющихся навыков и умений для достижения цели недостаточно. Таким образом, рушится предубеждение о собственных навыках и человек осознаёт, что он чего-то не знает. Это обычно стимулирует к изучению и желанию пробовать опять и опять, чтобы усовершенствовать свои умения, получать новые скиллы и заполнять обнаруженные пробелы. В результате любые ошибки и неудачи воспринимаются не как «Катастрофа! Все пропало!», а как двигатель развития и возможность получить новый опыт. Ведь мало что получается великолепно с первого раза. Создание уникального, первоклассного продукта требует креативного подхода. Для начала предстоит сгенерировать много идей и гипотез, а затем проверить на практике, какие из них по счету окажутся выигрышными. Именно умение идти вперед, несмотря на промахи и общественное мнение, формирует успешного человека. Так, Стивену Спилбергу несколько раз отказывали в поступлении в киношколу, но это не помешало ему в итоге стать самым коммерчески успешным режиссером в мире. А Стивену Кингу удалось опубликовать роман «Кэрри» только с 31 раза. Вот и мы ИКРЕ поощряем ошибки идаём поддерживающую обратную связь, что помогает людям поверить в себя и свои идеи. Предлагаю несколько инструментов, которые помогут выработать новое отношение к ошибкам. Если мы хотим, чтобы сотрудники создавали что-то новое, важно способствовать развитию их идей, а не просто критиковать их. В этом и помогает принцип сбалансированной (развивающей) обратной связи. Его формула состоит из трех последовательных шагов: Что важно учесть для формирования культуры сбалансированной обратной связи в команде: Умение задавать вопросы помогает наладить взаимодействие с окружением. Главное — вопросы должны быть хорошие. Только тогда можно получить новую информацию и пополнить копилку знаний, и в итоге получить больше ценных инсайтов. Хотя универсальной формулы хорошего вопроса нет, можно назвать несколько его важных элементов: В игровой форме людям обычно проще пробовать новые методы и модели поведения. Она воспринимается как безопасное пространство из-за отсутствия рисков и меньшего страха осуждения. При участии в деловой игре можно и вопросы научиться задавать, и давать развивающую обратную связь, развить soft skills и достичь еще много положительных эффектов. Все будет зависеть от начального запроса, особенностей бизнеса. Мы в ИКРЕ проводим игры по уже готовым сценариям от наших геймдизайнеров или можем разработать авторскую механику под нужды конкретного клиента. Вот пара примеров деловых игр, которые проводила ИКРА: Игры помогли участникам решать проблемы, критически мыслить, слушать и слышать собеседника, аргументировать и давать конструктивную критику, работать в команде. Хочется надеяться, что после прочтения этой статьи вы наконец разрешите себе ошибаться, если не сделали этого раньше. Ничего страшного не произойдет. Зато вы по-другому будете воспринимать неудачи. Главное, не паниковать, а постараться извлечь из сложившейся ситуации урок. Для этого проанализируйте ее на предмет полезности: подумайте, чему вас научила ошибка и что нового вы узнали. Если есть вопросы, жду вас в комментариях. А ещё здорово будет, когда вы подпишетесь на наш ТГ-канал о креативном мышлении «Когда-нибудь». Интересно, расскажите:
Какие проблемы возникают из-за такого отношения к ошибкам?

Принцип «гарантированной ошибки» в обучении
Как сделать так, чтобы сотрудники не боялись ошибаться?
Внедрить принцип сбалансированной обратной связи
Не бояться задавать вопросы
Проводить деловые игры
Кейсы
