редакции Выбор
Как автоматизировать общение в соцсетях, и при этом не стать роботом для клиента
Стратегии! Они отвечают на комментарии:
– по мере поступления запроса;
– однотипно, с помощью скриптов;
– вовсе не отвечают.
Это про вас? Тогда эта статья вовремя.
Что обычно спрашивают
Проанализировав море групп и страниц Вконтакте, можно выделить самые популярные вопросы:
- Почему мой товар ещё не доставлен?
- Когда вернут мои деньги?
- Сколько стоит?
- Как я могу сделать заказ?
- Когда доставят товар?
- Как записаться на занятия?
- До какого срока действует акция?
- Есть ли свободные места?
- Как вы работаете?
- По каким дням доступно посещение?
Через эти вопросы проходит весь путь покупателя, схематично его можно представить так:
Что это даёт? Мы можем прописать целую цепочку сообщений по каждому пункту и постоянно её пополнять.
Как это сделать:
- Создать таблицу в Excel или воспользоватся интеллектуальной картой.
- Собрать все вопросы пользователей.
- Сделать их сортировку по разделам.
- Прописать ответ к вопросу (или взять ваши из диалога сообщества). И лучше, если вы пропишите несколько вариантов ответа.
Результат:
- У вас есть готовые «шаблоны» ответов, которые не имеют ничего общего со скриптами из разряда «Ваш заказ принят, ожидайте ответа менеджера».
- Всё в одном файле с понятной структурой.
- Отлично для личных сообщений и не совсем – для комментариев. Почему? В диалогах ответы могут повторяться постоянно. Их видит только один человек. А вот написать один ответ под постом сразу для трёх человек… Согласитесь, такая себе история.
Общение – это не только диалог. Выстраивать коммуникацию можно (и нужно) через оформленное сообщество. Тогда и вопросов будет меньше.
Проверьте по этому чек-листу, все ли возможности сообщества вы задействовали:
- Описание, из которого понятна ваша деятельность.
- Оформленное меню (с обложками и ссылками), в котором нет значков приложений (да-да, их можно скрыть).
- Пост-закреп, сообщающий о вас что-то важное (принципы работы, как сделать заказ, ближайшие мероприятия, акция, полезная подборка и т.д).
- Товары с обложками в едином стиле или красивыми фотографиями, понятным описанием и ценой.
- Настроены все кнопки связи (позвонить, отправить сообщение, перейти на сайт и т.д.)
- Есть обсуждения с часто задаваемыми вопросами, в которых вы постоянно на них отвечаете.
- Оформлены альбомы с фото, которые дают представление о вас или вашем продукте.
Если большинство пунктов не выполнено, то можно смело ждать нашей следующей статьи. Готовим материал о построении коммуникации с клиентами через сообщество Вконтакте с подробным чек-листом. Ссылку оставим здесь.
Где спрашивают
Есть 4 точки соприкосновения с клиентом: комментарии (под постом, в товарах, фото); личные сообщения; обсуждения; виджеты (заявки, тесты, рассылки). Рассмотрим первые три.
Комментарии
Особенности:
- Вопросы и ответы видят все. И от того, как себя поведут пользователи и менеджеры, зависит атмосфера в группе.
- Характерен «эффект толпы» (пользователи подхватывают схожие к их эмоциональному состоянию комментарии и создают ветки комментариев). Часто они носят негативный окрас.
Рекомендации
- Внимательно читайте вопрос:
2. Давайте чёткий ответ (лучше со ссылками). Вот хороший пример:
А вот плохой пример:
3. Помните о своих обещаниях:
4. Не давайте ответ по скрипту, если он не решает проблемы:
5. Не допускайте скопления вопросов под постом и не оставляйте их без ответа:
И такого желательно тоже не допускать:
Это из разряда «Мы Вам в директ ответили» (мы писали об этом ещё в статье «Продвижение общепита в соцсетях: да, так можно было, но вы этого не сделали»). 6. Будьте настойчивы (но в меру, конечно). Показывайте, что вам не всё равно:
Обсуждения
Особенности:
- Свойственно то же, что и для комментариев: видимость доступна всем + характерен «эффект толпы».
- Однако, у вас больше возможностей, чтобы контролировать поведение людей. Вы сами задаёте тему обсуждения и вправе пресекать вопросы, не связанные с ней.
Какие темы могут быть?
Вспоминаем самые часто задаваемые вопросы и создаём отдельную рубрику для вопросов по доставке, оплате, записи и т.д.
Как сделал «OZON»:
Интернет-магазин «Петрович» пошёл дальше:
Диалоги
Особенности:
- Ваши ответы скрыты от посторонних глаз, ответ видит только один человек (а это значит, что можно экономить время на ответах, если заранее подготовить их шаблоны).
- С другой стороны: общение здесь носит более персонализированный характер. Человек попадает в базу потенциальных клиентов, с которой вы можете работать (с помощью рассылки, например).
Как вести диалог (на примере интернет-магазина)
Весь диалог можно разделить на несколько стадий:
Их порядок может быть разным (сразу начаться с отработки возражения или вопроса об акции). Но суть остаётся прежней: довести клиента прямиком до покупки.
Приветствие
Установить контакт – вызвать ощущение, что человек общается не с роботом, а с таким же живым человеком. Поздоровайтесь, скажите, чем можете помочь, и переходите к сути. И не забудьте про...
Благодарность
Во втором сообщении чувствуется отношение к продукту и покупателю. Первое же – похоже на стандартный шаблон.
Заинтересуйте, покажите, что вам не всё равно.
Наводящие вопросы
Большая глупость ответить на вопрос пользователя и сидеть ждать, пока он сделает заказ.
Вовлекайте в диалог, выясняйте, на какой случай он подбирает товар. Так вы узнаёте потребность клиента и понимаете, как на него воздействовать.
Предложение аналогов/отработка возражений
Когда Ольга перейдёт по ссылке и поймёт, что там 500 фото, она вряд ли будет смотреть каждое. Ответить так можно только в том случае, если вы уверены в сортировке товара по вашим альбомам.
Но лучше всего помочь определиться с выбором сразу:
– Пришлите фото товаров, которые могут подойти вашему клиенту.
– Посоветуйте, какие товары берут чаще всего, и чем это обусловлено.
Бонус или персональное предложение
Держите туз в рукаве. В зависимости от ситуации (если это возможно) предложите:
- поучаствовать в акции;
- упаковку;
- скидку на следующую покупку;
- небольшой подарок, который прилагается к каждому заказу.
Допродажа, или с «этим товаром выбирают»
Это ваш шанс увеличить средний чек и уменьшить стоимость заявки.
Совет: заранее продумайте дополнительный товар к каждой категории, чтобы в процессе диалога не терять время на продумывание предложения.
Напоминаем о себе
У вас есть информация о клиенте, да вы и поговорили неплохо, но заказ так и не был сделан. В этом случае дайте о себе знать, когда это действительно будет острой необходимостью.
Поводы напомнить о себе:
– событие, которое вот-вот случится у покупателя (День рождения мамы, рождение ребёнка, юбилей у бабушки);
– ограниченный срок акции;
– начавшийся розыгрыш в группе;
– сезонная распродажа;
– скидка на товар, который был интересен клиенту ранее.
Что в итоге
- «Хорошая импровизация – это подготовленная импровизация». Подготовив файл с часто задаваемыми вопросами, вы облегчаете себе работу и освобождаете время для допродажи, установления контакта с новыми клиентами и т.д.
- Менеджер не должен быть менеджером. Он должен быть тем человеком, который поможет, подскажет и посоветует. Но при этом никто не отменяет шаблоны, файлы-помощники и прочие инструменты.
- Для того, чтобы продавать в соцсетях, вам нужно найти такого человека, который сможет:
– своевременно реагировать на комментарии;
– грамотно ответить на вопрос;
– вовлечь покупателя в диалог;
– своевременно выявить потребность;
– снять возражения;
– предложить продукты-аналоги;
– сделать индивидуальное предложение;
– напомнить о себе в случае необходимости.