редакции Выбор
Data Driven в HR: сначала данные, только потом интуиция
тобы удерживать, нанимать и не тратить на привлечение годовой бюджет за квартал, приходится адаптироваться. Пробовать новые каналы, эффективно пользоваться метриками, менять подходы к управлению.
Data Driven как раз об этом. Это философия, основанная на сборе и анализе данных. И речь не только о HR. Существуют разные области науки и бизнеса, направления маркетинга, менеджмента, дизайна, в которых решения принимаются при помощи цифр.
В статье мы расскажем, зачем необходим Data Driven и как его внедрить. Вы узнаете, какие метрики чаще всего собирают и какие каналы используют HR-специалисты.
Что такое Data Driven
Data Driven — подход, в основе которого лежит сбор данных и анализ цифр. Это понимание, как идти и с какой скоростью. Причём не всегда по короткой, но зато качественной тропинке. Если присутствуют понятия «импульсивность», «инсайты от экспертов», «профессиональное чутьё» — это не о Data Driven.
В digital-пространстве данный подход используется повсеместно. Так, например, HR-менеджеры определяют эффективность процесса найма и работы рекрутера. С одной стороны, сбор и персонализация данных помогают оптимизировать поиск, с другой, определить сильные и слабые стороны рекрут-стратегии.
Определение метрик
Для эффективного процесса рекрутинга HR-департаменту необходимо договориться «на берегу», какие метрики считать. Команда должна определить, на какие вопросы она хочет получить ответы. Например:
- Сколько стоит закрытие одной вакансии? Какое количество времени необходимо для поиска специалиста?
- Сколько кандидатов требуется привлечь, чтобы закрыть одну позицию?
- Какие этапы HR-воронки необходимо улучшить? Какие шаги наименее оптимизированы?
- Насколько запрос компании релевантен по отношению к рынку?
- Насколько работа команды или отдельного рекрутера эффективна?
Чтобы быть уверенным в чём-либо, нужно тестировать гипотезы и фиксировать результаты.
Подсчёт и анализ HR-метрик очень важны для успешности компании. Если команда собирает ключевые рекрутинговые показатели, можно вовремя среагировать на отклонение от стратегии и внести в неё изменения.
Популярные HR-метрики
Основные показатели, которые используют менеджеры по подбору кадров, можно разделить на следующие категории:
- подбор персонала;
- вовлечение и удержание;
- учёт времени;
- эффективность сотрудников;
- обучение и развитие.
Подбор персонала
- Численность компании — суммарное количество сотрудников в компании.
- Время поиска кандидата — среднее количество времени, необходимое на найм специалиста (от публикации вакансии до приёма на работу).
- Количество принятых предложений — процент принявших предложение среди откликнувшихся.
- Стоимость закрытия одной вакансии — средняя стоимость найма специалиста (сумма внутренних и внешних затрат).
- Текучесть новых сотрудников — количество новых сотрудников, покинувших компанию в течение года работы.
Вовлечение и удержание
- eNPS (Employee Net Promoter Score) — метод, который позволяет оценить лояльность сотрудников к компании.
- Общая текучесть кадров — отношение ушедших экспертов к работающим, умноженное на 100.
- Уровень удержания — отношение продолжительно работающих сотрудников к общему количеству специалистов компании.
Учёт времени
- Переработки или овертаймы — количество отработанных сверхурочных часов.
Эффективность сотрудников
- Оценка эффективности работы сотрудников — результат, который основан на оценке со стороны или ревью проделанной работы.
- Оценка эффективности работы компании — расчёт результативности работы сотрудников через призму их вовлечённости и ценности в компании.
- Доход на одного сотрудника — сумма дохода за определённый промежуток времени, делённая на количество сотрудников.
Обучение и развитие
- Расходы на обучение — итоговая стоимость курсов и программ, делённая на количество сотрудников.
- Эффективность обучения — результат тестирования или оценивания сотрудников после завершения курса.
- Время прохождения обучения — необходимое количество времени на завершение обучения одним сотрудником.
Каналы привлечения
После определения ключевых метрик следует оценить эффективность каждого канала привлечения. Чтобы оптимизировать ресурсы команды, выявить плохо работающие инструменты, потребуются время и цифры.
Чаще всего HR-менеджеры используют для своих задач следующие каналы для поиска кандидатов:
- социальные сети и мессенджеры;
- профильные или собственные мероприятия;
- опыт рекрутинговых агентств или услуги агрегаторов;
- карьерный сайт или страницу вакансий;
- лендинг для стажировок;
- внутренние и внешние рекомендации.
Социальные сети и мессенджеры
Для поиска кандидатов рекрутеры зачастую публикуют посты-вакансии, запускают таргетированную рекламу и устраивают «посевы» в социальных сетях (постинг видео, развлекательного и имиджевого контента). И HR-команды не ограничиваются только одной площадкой. У одних больше просмотров и меньше конверсия ВКонтакте, у других — высокая конверсия при малых затратах в мессенджере Telegram. Возможно использовать все социальные сети разом.
Не стоит забывать о профильных сообществах в сетях, где находится уже сформированная целевая аудитория. Это могут быть площадки по типу: Tproger, «Хабр Карьера» и VC. С их помощью на определённых условиях можно опубликовать актуальные вакансии компании.
Профильные или собственные мероприятия
Ещё один способ отыскать необходимых экспертов — посещение профильных или организация собственных мероприятий.
Приведём пример. Компании необходим iOS-разработчик. С постов никто не приходит, профессиональные площадки молчат. Что делать? Первый и простой способ — найти релевантные конференции, митапы по этой тематике. И принять в них участие HR-менеджеру и iOS-специалисту. После — нетворкинг, проведение неформального общения, получение необходимых контактов.
Второй вариант немного сложнее, но престижнее для компании — организация собственных событий. Так в 2021 году мы организовали не менее 10 мероприятий в Таганроге, Ставрополе, Краснодаре. В результате HR-менеджеры получили полезные контакты для формирования кадрового резерва, а некоторые потенциальные кандидаты нашли работу своей мечты в INOSTUDIO.