редакции Выбор
Работа в команде: разочарование и успех
Приходит время, когда хочется поделиться полученным опытом, особенно, учитывая насколько он получился уникальным. Если с разработкой приложения всё более-менее понятно (хотя тут тоже есть о чем рассказать), то с другими процессами всё было намного сложнее. Так как вся история проекта ведётся в открытом виде, то мы не будем (и изначально не планировали) скрывать те трудности, с которыми столкнулись. В данной статье пойдёт речь о том, как работалось в условиях постоянной “текучки” кадров, как получилось добиться установленной цели, и как Android разработка отошла на второй план.
К проекту я присоединился во время второго набора разработчиков. С самого начала я отвечал за разработку Android версии приложения. Это была отличная возможность попробовать свои силы в командной разработке и, конечно же, было бы глупо не воспользоваться этим. Тогда я не знал и не мог знать, что уже через полгода буду принимать участие в продвижении приложения и переговорах с первыми бизнес партнерами. Но обо всём по порядку.
Как я уже сказал, в сентябре 2015 год шёл второй набор участников в inSearch App. Алина нашла меня на сайте Тимфайдинг. После небольшой переписки, были озвучены главные правила проекта:
- Каждый день выходить на связь, или предупреждать, когда не получится этого сделать.
- Участвовать не только словах. Те, кто ничего не делают, на долго в команде не задерживаются.
- Нельзя переходить на личности и оскорблять других участников проекта.
Казалось бы, что может быть проще, чем просто соблюдать правила? Но как показала практика это было очень сложно. Здесь стоит сделать оговорку - каждый участник совмещал inSearch App со своей основной работой, и уделял внимание проекту по возможности, кто по вечерам, кто по выходным.
До участия в проекте я неоднократно предпринимал попытки по разработке и выпуску собственных приложений, но работать в одиночку я не мог. Наверное, не хватало мотивации или просто веры в себя. Итак, меня взяли в проект. Я оказался вторым Android-разработчиком в команде, немного позже к нам присоединился третий участник. “Вот она, самая настоящая работа в команде”, - думал я. Теперь помимо желания получить приложение для своего портфолио появилась ответственность перед другими участниками - нельзя было просто взять и “забить”: ты бы подвёл не только себя, но и других. Но похоже, что это понимали далеко не все.
Первой ссорой на моих глазах стал демонстративный уход одного из iOS разработчиков - Эрика (настоящее имя мне неизвестно). Да, удалённая работа открывает новые горизонты и возможности для каждого, но есть и обратная сторона - человек может обидеться на что угодно, но вместо того, чтобы сказать об этом или попытаться выяснить, имел ли “обидчик” реальные намерения обидеть, или нет, он может “уйти”, не сказав ни слова. Конечно, позже он появится, но время уже упущено, а шанс потерян.
Почти сразу за ним последовали два других Android разработчика. Мне так до конца и не понятны причины их действий - возможно им просто стало неинтересно, или они не видели смысла в приложении, которое разрабатывали, или хотели получать более конкретные задачи, или же что-то другое. Но поведение у всех людей, кто покинул проект, перед уходом было практически одинаковое - задач выполнялось всё меньше, в чате они появлялись всё реже, вопросы могли игнорировать днями, или наоборот - делать совершенно не те задачи, которые были заявлены на неделю.
Сказать, что такие события демотивируют - не сказать ничего. Если iOS разработка на то время меня касалась очень косвенно (моей первоочередной задачей было “догнать” по функционалу iOS версию), то уход моих “напарников” я воспринимал достаточно болезненно, ведь в проект я пришел, чтобы поучаствовать в командной разработке. В итоге, спустя месяц или два, мне опять пришлось остаться одному на этом направлении, но мысли об уходе или завершении проекта даже не было, даже наоборот, мне больше не приходилось подстраиваться под других участников, которые могли себе позволить исчезать на долгое время и тянуть со своими задачами.
Стоит сказать, что проект покидали не только разработчики, но и дизайнеры - кому-то не хватало простора для творчества, кому-то быстро надоедало, кому-то хотелось использовать только один цвет и никакой больше.
Приблизительно за месяц до Нового 2016 года, нас осталось всего трое: Алина, я и Сергей - iOS-разработчик. К тому времени мы понимали, что релиз уже близко, а дальнейшие действия оставались неизвестны. Среди прочего, мы обсуждали и монетизацию приложения. Это был момент когда я понял, что нужно активно участвовать и в других процессах, но при этом без негативного влияния на саму разработку, так как задач появлялось всё больше, а времени нет. Было одновременно и тяжелее, и проще - мы уже прекрасно понимали, что именно нам нужно, но решил уйти Сергей. Наверное, за всю история проекта - это было самое сложное “прощание” с участником, который решил вот так уйти перед самым финишем и после огромной работы, которая уже была проделана. Разработка iOS версии не велась уже месяц и, наверное, на этом месте часто распадаются другие команды. Но когда уходит уже не помню какой по счету человек, ты перестаешь на это реагировать, ты всегда знаешь, что придёт другой участник и продолжит с того места, где всё бросил предыдущий. Да, возможно, это была глупая вера в лучшее, но мы понимали, что проект уже прошёл ту стадию, когда можно было остановиться и заняться чем-нибудь другим. Был только один вариант - довести inSearch App до публикации в магазинах приложений. И да, так и произошло. Мир не рухнул, мы нашли человека, который довёл приложение до App Store. Предрелизные ощущения очень точно описала Алина в своём посте.
История inSearch App могла на этом для меня закончиться - я получил приложение в портфолио, сумел довести его до публикации. Но на самом деле, проект только начинал входить в свой самый интересный и самый сложный этап - продвижение, поиск и встречи с партнерами, тестирование самых разных вариантов монетизации. Всего, конечно, не уместить в один пост, а нам есть, чем поделиться ещё, и мы будем это делать каждый месяц. Но что можно сказать точно - у нас получилось из учебного проекта для портфолио сделать шаг в сторону настоящей компании, при том, что мы никогда не виделись вживую.