Вы все знаете, что подразумевает под собой
«белое» SEO. Контент — король. Юзабилити — королева...? Здесь всё в
соответствии с рекомендациями от Yandex и Google: размещайте хороший контент,
делайте сайт удобным, и он продвинется. А если нет? Вариантов два:
а) Вы сделали плохой контент и (или) сайт неудобен по
мнению поисковиков;
б) У вас хороший контент и удобный сайт, но вам просто
не повезло;
Есть ещё третий вариант, очень популярный. Вы
думаете, что у вас отличный контент и удобный сайт, но на самом деле это не
так.
А в чем проблема сделать всё как надо и выйти в ТОП,
например, интернет магазину?
1.
Контент:
а) Затраты на поиски адекватного копирайтера. Как
финансовые, так и временные. Поиск баланса качества текста и затрат на него. Ведь
вам нужен такой контент, чтобы на него ссылались другие ресурсы (естественная
ссылочная масса). Это головная боль даже у меня. Я лично перебрал уже, наверное,
сотню авторов. Из них только пять на постоянной основе работают в команде.
б) Фото и видео. Тут всё понятно. Либо нанимать
отдельное агентство, либо покупать оборудование и делать самому. Всё это
затратно и, зачастую, недоступно на начальных этапах.
2.
Дизайн и юзабилити:
а) Сделать уникальный (не шаблонный) дизайн уже
затратно. А сделать UX дизайн (это когда не только красиво, но и удобно людям)
вообще «вышка». И идеала на старте всё равно не получить. Нужно будет
«допиливать» сайт на протяжении всей жизни. Как например VK.
Бесконечные a/b тесты и внедрение результатов требуют, как минимум, программиста.
б) Мобильная версия сайта — это как новый сайт, только
для мобильных устройств. Тоже затратно.
3.
Техническая поддержка:
а) Поддержка всего вышеперечисленного с технической
точки зрения. Ошибки, скорость загрузки, корректная работа функционала и т.д.
б) Защита. Начиная от SSL сертификата, заканчивая
взломами, кражей данных и dos-атаками.
4.
Затраты на SEO:
а) Агентство — абонентская плата;
б) Отдельные люди, отвечающие за каждое из направлений
работ: поиск ресурсов для кросспостинга, управление копирайтерами,
координирование техподдержки (чтобы не сломали ничего в SEO настройках) и т.д. Это
может, конечно, взять на себя агентство, но лучший контент всегда получается
непосредственно от компании, а значит -все равно существует необходимость
тратит на это время.
Перечислять можно еще много всего. Кроме этого, каждый
из пунктов нужно правильно использовать и взаимодействовать с ним.
«Склеить» это всё воедино — крайне сложная задача. Как итог: чтобы
сделать хороший проект и вывести его в ТОП, нужен крупный бюджет и как минимум
понимание digital-маркетинга. Как максимум — годы опыта. И самое интересное,
даже при этом, нет гарантии что он взлетит.
От
белого к серому (для остальных 90% сайтов)
Серое SEO
— это когда специалист манипулирует теми или иными факторами, с цель обмануть
поисковую систему. Самый яркий пример — закупка ссылок. Представьте, что вы
врач и хотите купить рекламу своей клиники в местном журнале. Какие у вас
варианты размещения:
а) Купить обычное объявление (картинку/баннер);
б) Купить небольшую статью в разделе
«реклама»;
в) Купить место на обложке и целый разворот, со своей
статьёй, в конце которой будут ваши контакты.
Точно так же мы покупаем
ссылки через ссылочные биржи или напрямую у вебмастеров. И вот вопрос, является
ли такая ссылка «обманом» поисковой системы? С одной стороны, за
качество сайта — акцептора (сайт на который ссылаются) никто не отвечает, за
редким исключением. С другой стороны — покупая качественную ссылку (о том, что
такое качественная ссылка и как их выбирать я писал ранее https://blog.gogetlinks.net/issledovanija/sem-rekomen.. ) сайт
вкладывается в рекламу, а значит он уверен в себе и своем продукте (не точно).
Что
такое SEO-ссылка?
Официальное определение от Yandex:
«SEO-ссылка — это ссылка, созданная с целью повлиять
на поисковые алгоритмы. Возможность разместить SEO-ссылки на сайтах-посредниках
часто покупают на специальных сервисах — ссылочных биржах или агрегаторах.
Поэтому их часто называют «покупными» или «продажными».
SEO-ссылки представляют собой попытку обмануть
поисковую систему, искусственно повысив авторитетность сайта. Они не улучшают
качество сайта и не несут в себе положительного сигнала для ранжирования.
Поэтому Яндекс считает SEO-ссылки поисковым спамом." С одной стороны, логично,
а с другой, возвращаясь к рекламе в журнале. Если это копеечная газета — скорее
всего вы сами не захотите там размещаться, а если журнал Forbes? Где грань
между SEO-ссылкой и естественной ссылкой? В этом и заключается
«серость».
Ещё
несколько примеров (оттенков?) «серого»:
1. Создание текстов ориентируясь не на полезность
контента, а на ключевые слова, тошноту, количество знаков и другие факторы,
мало понятные простому человеку;
2. Крауд маркетинг — нативные рекомендации (с ссылкой
или без) на фрумах, соц. сетях и других площадках. Зачастую — это платный
комментарий;
3. Сателиты. Это сайты со схожей тематикой специально
созданные с целью получить трафик и перелить его на основной сайт с помощью
ссылок;
4. Другие условно противоречащие поисковым системам
манипуляции, такие как агрессивная сквозная перелинковка. Это когда в подвале
стоит 5 ссылок с ключевыми запросами, типа «Купить квартиру
Подмосковье», «купить двушку в Подмосковье». Так уже мало кто
делает, но метод безусловно «серый».
Черное
SEO
Самое интересное — это чёрные методы продвижения.
Конкретные пример. Хотите вывести в ТОП Яндекса ключевой запрос за 1 неделю? Последуем
небольшой пошаговой инструкции:
1. Выбираем запрос который находится на 30-40 позиции;
2. Берём мобильный телефон. Переводим его в
авиа-режим, отключаем wi-fi, включаем мобильный интернет;
3. Вводим наш ключевой запрос в системе Yandex;
4. Открываем по очереди сначала 3-4 сайта конкурентов,
смотрим пару секунд и закрываем;
5. Наконец, находим на 40 позиции наш сайт, открываем
его и изучаем внимательно страницу, на которую перешли минут пять.
6. Переходим ещё на парочку страниц и совершаем любое
конверсионное действие — например, оставляем заявку.
7. Попросить 3-5 коллег повторять данные действия
каждый день в течение недели.
8. PROFIT
9. Нет, вас не забанят. Если конечно не будете
злоупотреблять (понимайте как хотите:)).
Исходя из данного примера, можно понять, на чём сейчас
базируются черные методы продвижения. В первую очередь — это «накрутка
поведенческих». Имитация действий пользователя на сайте. Происходит это 2-мя
основными способами:
1. С помощью реальных людей. Это когда людей просят за
деньги выполнять определенные действия на вашем сайте.
2. С помощью роботов. Это когда действия имитирует
машина.
Наиболее распространенный метод конечно боты. Разберем
более подробно.
Принцип работы накрутки:
Такие компании не особо афишируют свою деятельность
(за исключением некоторых, конечно, мы их все знаем :)), найти их можно
зачастую только по знакомству или по сарафанному радио. Я, лично, был в офисе
одной такой московской кампании и общался с её владельцем. Принцип работы:
1. Есть большое количество серверов в разных частях
Москвы. Это позволяет отсечь фактор виртуальных IP (или любых эмуляторов), я не
очень силён в этом. Суть в физическом присутствии сервера на определенной
геолокации, как будто реальный компьютер;
2. С каждого из них эмулируется определенные действия
пользователей. Очень похоже на формулу выше. Заходишь на 2-3 сайта конкурентов
по нужному ключу, далее переход на целевой сайт. Делаешь клик по 3-4 ссылкам и
т.д.
3. Цикл повторяется каждый день до вывода запроса в
ТОП.
Работает ли это?
Перед
тем как начать разбираться, скажу сразу: я никаким образом не пытаюсь
рекламировать данные сервисы. Всё что будет сказано ниже — исключительно мой
личный опыт взаимодействия с накруткой. Моё личное мнение — рано или поздно всё
это схлопнется как пузырь. В Яндексе всё прекрасно знают и видят. Последствия
за подобные действия будут крайне плачевны. Попал под фильтр за накрутку -
удаляй сайт. Вот примерно так.
Работает
ли накрутка?
Ответ — по моим ощущениям, в 60% случаев-да. Я
тестировал на своих личных проектах и на клиентских проектах (с их согласия, естественно).
Это очень интересный опыт.
1. Поисковые системы пока не могут определить накрутку.
Некоторые проекты висели на накрутке более года и хорошо себя чувствовали.
Никаких фильтров или санкций. И это удивительно. А самое удивительное, что
любой человек, знакомый с Yandex-метрика, без труда определит, идёт наклик или
нет. Достаточно зайти в вебвизор и всё станет понятно. Все клики — строго по
центру ссылки, переходы по строго определенному ключу, как правило, сильно выделяются на фоне
остальных, привлекая внимание своей коммерческой составляющей:
«купить лада ларгус бу», «ларгус бу цена» и т.д. Всё это
сопровождается высоким скачком трафика, который можно проследить на графике.
2. Я специально пробовал крутить запросы, которые
долгое время (более 4-х месяцев) были на 30-40 позициях. 6 из 10 таких запросов
вылезали в ТОП за 2 месяца, кроме того, подтягивали вереницу других более
низкочастотных запросов из того-же кластера (например, двигаем «бу
ларгус», дополнительно вылезают «купить бу ларгус», «купить
бу ларгус москва», «бу ларгус 100000», «купить бу ларгус
2010 москва» и т.д.).
Итоговый принцип — выводим в ТОП один запрос, он
подтягивает в ТОП 30-40 другие запросы, которых до этого не было даже в первой
сотне, выбираем наиболее частотный/выгодный из новых, добавляем на накрутку. И
так далее.
Когда
это не работает?
1. Нет нормальной оптимизации сайта (но это не точно).
По непроверенной информации, даже сайты без какой-либо оптимизации выходили в
ТОП, но, я считаю, что минимальный чек-лист необходим. Мета-теги, текста,
коммерческие факторы, скорость загрузки и т.д. Без этого нельзя.
2. Смена релевантности. Пример: сегодня по запросу
«купить ларгус бу» Yandex показывает страницу категории, типа
«site.ru/bu-auto/lada/largus», а завтра по тому-же запросу выдаёт
главную страницу «site.ru». Это самая главная причина провала
накрутки.
3. Великий рандом. Иногда просто тупо не работает и
всё. По неизвестным мне причинам.
Сколько
это стоит?
Бешено дорого, но можно договориться. Как я писал
ранее, с кампаниями по накрутке ПФ сотрудничают как правило через знакомства. Их
услуги зачастую перепродают. Имеет смысл работать с бюджетом от 40000р. По
крайней мере, в моём случаи это было именно так. Стоимость запроса определяется
его частотностью. Плюс в том, что оплата начинается с момента попадания запроса
в ТОП. Минус — снять запрос можно только через месяц. Если запрос залетает в
ТОП за пару дней — будете оплачивать 29 дней, не имея возможности его удалить.
Цена запроса от 50р до (бесконечности?). Были ситуации, когда я платил 6000р за
один высокочастотный запрос в день. Просто не успевал его отключить... Но здесь
уже детали конкретного сервиса. Статья не об этом.
Можно
ли убить этим конкурентов?
Сложный и спорный вопрос. Напишу своё мнение. С одной
стороны, если пользоваться накруткой внаглую и не аккуратно, то система должна
понять источник, анализируя IP адрес. Если по нему есть переходы на сайты — накрутчики
и он не связан с сайтом, на который идёт накрутка — сигналы аннулируются. С
другой стороны, есть же различные VPN и другие способы скрыть источник накрутки. Поэтому, если
заморочиться, то, наверное, можно. Но с третьей стороны, вы можете наоборот
помочь конкуренту ещё сильнее укрепиться в ТОП 10, ещё и заплатите за это. Во общем,
на мой взгляд — лучше совершенствовать свой сайт, чем убивать чужие.
Резюмирую основные мысли о чёрном SEO
1. На сегодняшний день определенные накрутчики не
банятся системой Yandex. Проверено на личном опыте;
2. Это дорого (самый минимум — 40000р в месяц);
3. Это работает в 60% случаев. Хорошо работает на
оптимизированных сайтах, которые находятся в ТОП 20-40;
4. Запросы залетают в среднем за 1-2 месяца. Опять-таки
— мой опыт.
5. Навредить конкурентам накруткой — себе дороже;
И конечно главное — если вы используете
накрутку, ваш сайт рано или поздно зафильтруют с вероятностью 100%. Если готовы
идти на такие риски — вперёд. Повторюсь, в этой статье я не рекламирую сервисы
по накрутке ПО. Здесь только мой опыт и личное мнение. Выводы делайте сами. А
если дочитали до конца и у вас есть вопросы по SEO, пишите мне на почту dima.dyadyukov@yandex.ru или в
личные сообщения VK . Постараюсь ответить или дать бесплатные рекомендации.
Благодарю за внимание!
Автор статьи: Дмитрий Дядюков, SEO-специалист