редакции
Как разработать маркетплейс и заработать? Выбираем правильную модель
Тема маркетплейса довольно обширная, мы уже рассказали в статье на что обратить внимание перед разработкой собственной площадки. Правда, не рассказали, как именно на ней можно заработать. В этой статье мы исправимся и разберем способы монетизации и как ее выбрать.
4 основные модели монетизации маркетплейса
1. Платное использование для организаций/исполнителей
Участники площадки платят за размещение информации о себе, своих товарах/услугах и прайс-листа. Предусмотрены разноуровневые тарифы в месяц, бесплатный пробный период (например, две недели) или дополнительный пакет услуг за отдельную плату.
Плюс площадки в том, что не нужно отслеживать продажи участников и продумывать размер комиссии для каждого вида товара. Компания или исполнитель платит в момент, когда опубликовал информацию, количество и сумма будущих продаж не имеют значение.
Минус — есть ограничение по рынку. Если площадка тематическая с узкой географией, то у вас потолок в виде количества компаний/исполнителей. Допустим, на маркетплейсе разместилось максимум участников, они платят за присутствие на ней — это ваш потолок, вы не можете увеличить ваш доход за счет новых участников, т.к. все уже здесь, только если на рынке будут появляться новые компании. Придется придумывать и приплетать дополнительные способы получить доход — повышение тарифов или дополнительные услуги (спец. размещение на странице поиска).
2. Комиссия с транзакций
Продавец/исполнитель платит процент с каждой продажи — товарную маржу. Маркетплейс заинтересован в том, чтобы продажи через площадку росли, и тем самым росла ценность площадки для продавцов.
Продавцы ничего не платят площадке до момента продажи, их легче привлечь на вашу территорию. Но вам придется заморочиться с системой оплаты и отслеживанием продаж участников, рассчитать какой процент будете удерживать, а может вообще фикса. Отдельно продумать, в какой момент продавец будет отчислять вам комиссию — в момент продажи товара или в конце периода перечислять сумму комиссий со всех продаж.
Чем активнее площадка вкладывается в сделку, тем большую долю от суммы она может получить. Сложность в том, что в некоторых сферах сложно рассчитать вклад маркетплейса в процесс сделки — почему покупатель решил приобрести товар именно на ней?
В этой схеме много тонкостей в расчетах, поэтому перед разработкой вас ждет серьезный разговор-консультация с бухгалтером.
3. Дополнительные платные услуги
Бесплатное размещение «без комиссий и предоплат». Но с платным размещением баннера или поднятием объявления в топ. Можно даже продумать оригинальное оформление страницы магазина за дополнительную плату.
Обычно эту модель применяют в дополнение к основной, например, как в разработанном нами сервисе Аквазона. Но встречаются и такие маркетплейсы, где другая модель монетизации отсутствует.
4. Комбинация вариантов
Брать плату за размещение и предлагать фишки за дополнительную плату. Почему нет? Или совмещать комиссионную модель с оплатой за публикацию объявлений. Если покажете ценность площадки, такая модель монетизации станет для вас реальной. Как определить, какая модель подойдет для вашего маркетплейса? Мы составили небольшую инструкцию — три вопроса, на которые нужно дать ответ. Комбинация ответов покажет, какой способ выгоднее. Возможно, этот вопрос звучит как: «Насколько вы амбициозны?» Вы хотите, чтобы ваш маркетплейс функционировал в отдельном регионе или стране, а может в будущем вы планируете выйти на международный уровень? Как мы уже упомянули, ограниченность географии создает некий потолок и конечное число участников рынка. Работать за комиссию в таких условиях выгоднее. Но если вы записали в планах выйти на широкую географию, то выбор моделей монетизации шире. B2B, B2C, C2C или C2B — кто и как будет размещаться? Подробно описали каждый тип отношений и различия между ними. Допустим, у участников отношения по типу customer-to-customer, они размещают свои товары/услуги перманентно по мере необходимости. Участники не станут оплачивать ежемесячную подписку — зачем им платить за неактивные месяцы? Но вот уж если человеку нужно быстрее продать вещь, он охотно заплатит за то, чтобы его объявление увидело больше пользователей — так он быстрее найдет покупателя. А если это сайт по подбору персонала? В таких отношениях нет продаж и комиссию не с чего удерживать, эта модель автоматически отметается. Логичнее платить за подписку или за размещение объявления, дополнительно предлагать соискателям за отдельную плату оформить их резюме вместо них. Вопрос связан с предыдущим и вытекает из него. Чем крупнее товар, тем сложнее удерживать с него комиссию. Покупатель выбирает крупный товар не за один день, он сравнивает разных продавцов или тот же товар на разных площадках. Между первым касанием и покупкой может пройти от недели до нескольких месяцев. На решение покупателя окажет влияние несколько факторов и сложно определить роль конкретной площадки. Поэтому сложно оценить ее влияние и запросить комиссию за эту продажу. Другой вопрос по виду комиссии — за какие товары можно брать фиксированную, а с какими товарами это недопустимо? Например, если продавец торгует и строительными инструментами, и недорогими комплектующими или насадками к ним, то какой вид комиссии будете брать? Если с продажи инструмента можно взять фиксированную комиссию, то за дешевую деталь взять столько же — грабеж продавца, себестоимость не окупится. Проанализируйте площадки со схожим сегментом товаров и услуг в других регионах/странах — какую модель они используют, если давно на рынке, то менялся ли их подход и как, почему? Возможно, они уже знают ответ на главный вопрос.

Инструкция к применению: как выбрать модель для своей площадки?
1. На какой территории будет функционировать маркетплейс — глобальный или местный рынок?
2. Какой тип отношений между участниками?
3. Какие товары будут представлены на площадке? Насколько они дорогие и какой спрос?
Наш совет:
