Как избежать доначисления налогов и налоговой проверки организации
Итак, в данной статье хотелось бы рассказать о налоговых рисках в схеме «дробления бизнеса». В ходе налогового мониторинга, уполномоченный орган, как правило выявляет схему дробления по одним и тем же признакам, раскроем основные из них:
1) Вновь созданные компании принадлежат одному блоку учредителей;
2) Отсутствие самостоятельной деятельности;
3) Работа с одними контрагентами;
4) Отсутствие у компаний активов, в отличие от головной организации;
5) Повторяемость юридических и фактических адресов;
6) Разделение произошло в период возможного перехода организации на менее выгодную схему налогообложения (увеличение прибыли, численности работников).
Выявления таких признаков налоговым органом, является основанием для начисления головной организации дополнительных налогов с учетом совокупного дохода всех организаций, а также неприятных штрафов и пеней. Поскольку целью любой коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, а схема дробления безусловно является эффективным способом такого увеличения, у любого предпринимателя возникает вопрос: как избежать риски, связанные с вынесением уполномоченным органом решения о доначисление налога при работе по такой схеме. Суммы налоговых платежей, которые доначисляются в результате, бывают колоссальными. Судебная практика по оспариванию таких решений Налогового органа разнообразна, но, чтобы минимизировать свои риски и получить возможность удачного оспаривания налогового органа, мы советуем обратить внимание на следующие факторы (на основании анализа судебных актов по данной тематике и практике).
Факторы риска:
Обратите внимание на каждый момент в отдельности и ее совокупность в вашей деятельности, чтобы избежать вопросов и подозрений налоговиков:
1. Факт того, что общества были зарегистрированы как юридические лица не в проверяемый период и не в результате реорганизации юридических лиц путем выделения, разделения и т.д. Данный довод является существенным основанием, которому уделяют внимание суды;
2. Факт осуществления каждым из обществ самостоятельного вида деятельности, обусловленного потребностью рынка, отличного от видов деятельности остальных Обществ — так же немаловажный и рассматривается судами с особой тщательностью;
3. Факт самостоятельного определения обществами от своей деятельности объекта налогообложения, налоговую базу, исчисление налога и представления в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность — еще один, на который обращают свои взоры суды;
4. Факт того, что сотрудников между обществами не переводили в принудительном порядке, небольшой процент совместительства работников;
5. Факт того, что общества располагаются и ведут свою деятельность по разным адресам — тут необходимо отметить, что суды обращают свое внимание ни столько на адрес регистрации юридического лица (так называемый «юридический адрес»), сколько на адрес фактической деятельности юридического лица. Важно также наличие разных телефонов, сайтов, адресов электронной почты;
6. Доказательства снижения рисков путем отдельного ведения бизнеса со стороны организаций, участвующих в торгах, а также ведущих лицензируемые виды деятельности. Так, например, при отзыве лицензии из-за нарушений со стороны одной аптеки может пострадать и закрыться на время целая сеть аптечных пунктов;
7. Обращается внимание на единство построения системы бухгалтерии и управления, очень сомнительным налоговикам кажется, когда у десятка организаций единый бухгалтер осуществляющий документооборот и банковские операции с одного рабочего места;
8. Единство контрагентов (поставщиков, покупателей) у всех фирм также наводит на подозрение налогового органа. Обращайте внимание на эти факты, когда будете выстраивать свою бизнес-модель.
Зачастую, контролирующий орган может не разобравшись объявить, что все ваши Организации — это цепочка в «схеме» минимизации налоговых обязательств. По практике именно на Ваши плечи ляжет доказывание того факта, что это не так. И поверьте, изначально никто не будет разбираться, например, в том, что одно Ваше предприятие что-то поставляет из-за рубежа, второе — занимается продуктовыми поставками в регионе, третье вообще является магазином, а четвертое — это заведение общепита. Контролирующий орган часто отталкивается от одной нормы: согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). В связи с открытым перечнем того, что можно поставить в подозрение попасть под прицел контроля может попасть любая группа компаний, например, с одним учредителем собственником бизнеса.
P.S.
У многих собственников бизнеса должно быть постоянное понимание того, что несмотря на разъяснения того же Пленума о том, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики, еще не значит, что Вам не придется ее, эту самую презумпцию, отстаивать. Внимательное отношение к каждому фактору риска и всем в целом даст Вам гарантию отсутствия подозрения и причин возникновения доначисления налогов со стороны фискальных органов.
Есть вопрос? Звоните и мы решим Вашу проблему!
Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры»г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
тел. (факс): + 7 (343) 287-33-95, сот. тел: +7 (912) 678-81-31