Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
570 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как нанимать сотрудников на удаленке

Удаленка пришлась по вкусу многим компаниям. Однако найм сотрудников на удаленке отличается от найма сотрудников в офис. Как эффективно работать с теми, кого лично ни разу не видел, рассказывает Роман Горбачев ― основатель дизайн-студии «Логомашина»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Плюсы и минусы найма на удаленке

«Логомашина» ― как раз одна из тех компаний, которые до сих пор работают дома: с марта 2020 года мы трижды спрашивали у сотрудников, хотят ли они вернуться в офис, и каждый раз получали от всех категорический отказ.

Как и другие студии, мы периодически нуждаемся в новых кадрах: и если раньше собеседования обязательно проходили очно, то теперь все сосредоточилось вокруг Zoom. Преимуществ и недостатков у онлайн-найма, на мой взгляд, равное количество.

Сначала о плюсах.

У вас больше нет географических ограничений

Благодаря удаленке становится все равно, где живет сотрудник, и этот фактор в несколько раз увеличивает число подходящих кандидатов. Если раньше мы постоянно сталкивались с тем, что не можем взять дизайнера с крутым портфолио только из-за того, что он живет не в Петербурге, то сейчас он может находиться где угодно и все равно работать у нас. Кроме того, отсутствие территориальных рамок позволило увеличить средний уровень сотрудников: теперь можно принимать в команду выдающихся специалистов, которые раньше были недоступны из-за проживания в другом регионе.

Вакансии закрываются быстрее

Скорость закрытия позиции часто бывает критическим фактором, а при работе в офисе HR-менеджеры обычно не могут собеседовать большое количество людей за день: причин тому множество ― начиная с ограниченного числа переговорок и заканчивая тем, что кандидаты любят опаздывать.

Онлайн-собеседования оказались для нас успешной практикой с точки зрения оптимизации временных затрат: как правило, они проходят на 30-40% быстрее офисных (исчезли крадущие время формальности вроде перерывов на кофе и small-talks), и поэтому их можно проводить больше.


Собеседование в «Логомашине» в офисе и на удаленке

Теперь о минусах онлайн-найма: без них тоже никуда.

Сложно оценить soft skills кандидата

Какой бы хорошей не была видеосвязь, вы все равно через экран не сможете в полной мере сформировать впечатление о soft-skills — способности кандидата общаться, гибко мыслить и избегать конфликтов.

Если при общении «с глазу на глаз» почувствовать эмпатию можно практически сразу, то, наняв сотрудника удаленно, вы сохраняете риски, что его коммуникативные качества окажутся прокачанными вовсе не в том объеме, который требуется.

Не ясно, как адаптировать сотрудника в коллективе

Для каждого человека смена работы ― это всегда стресс: нужно знакомиться с десятками новых людей, осваивать существующие в правила и традиции, корректировать привычные рабочие ритуалы.

Если в офисе новый сотрудник мог в любой момент обратиться к коллегам, сидящим справа и слева от него, то на удаленке он может разве что написать им в корпоративном мессенджере.

Новый формат работы заставляет HR-менеджеров разрабатывать новые программы интеграции, и пока замена пятничных вечеринок онлайн-тимбилдингом ― это совсем не одно и то же.


Планерка в «Логомашине» в офисе и на удаленке

Успешные практики онбординга в онлайне

  • Приветственный курс для новичков: мы записали видеоинструкции, чтобы новый коллега мог разобраться со всеми сервисами, которыми команда пользуется на удаленке, а также разобрался в деталях рабочего процесса — с кем взаимодействовать по тому или иному вопросу, какой порядок согласования документов, какие планерки обычно бывают в течение недели.
  • Учащенный one-to-one (встреча руководителя и подчиненного) в течение первого полугодия: руководители отдела и управляющий директор как минимум раз в неделю обсуждают с новым сотрудником, как проходит его процесс адаптации в компании. Такая практика позволяет не замалчивать проблемы, а оперативно их решать.

Какие вопросы задавать тем, кого не видишь лично

За полтора года удаленной работы к нам пришло более 50 новых сотрудников, которые никогда не видели меня лично. Во время пандемии в традиционный пул вопросов первичного собеседования мы добавили несколько новых, которые позволяют нам в онлайн-режиме лучше понять, как мыслит кандидат и готов ли он к работе без офиса.

Вопрос 1. Если бы мы дали вам возможность работать не только дома, но и в офисе, что бы вы предпочли и почему?

Удаленка многим кажется раем только первые несколько месяцев, а дальше всплывает целый ряд сложностей: необходимость обустроить рабочее место, желание менять картинку перед глазами в течение дня, нужда общаться с окружающими и далее по списку.

Если вы работаете без офиса, то в идеале нащупать у кандидата реальную мотивацию работать дома: например, он терпеть не может столпотворения в метро и пробки или у него живет котенок, за которым нужен постоянный присмотр. Если человек — экстраверт до мозга костей, который на предыдущей работе ходил в офис прежде всего ради общения с коллегами, то работа на удаленке через пару месяцев превратится для него в ад, и он, скорее всего, покинет компанию.


Рабочее место сотрудника «Логомашины» в офисе и на удаленке

Вопрос 2. Во сколько вы готовы начинать рабочий день?

Удаленка позволяет нанимать сотрудников из других регионов и даже стран, но важно при этом уточнять у людей, готовы ли они работать в вашем часовом поясе. Особенно этот вопрос играет большую роль, если новому сотруднику предстоит регулярно общаться с клиентами и подрядчиками.

Пример

Сейчас у нас работает два дизайнера, которые живут в европейских странах, и чей часовой пояс отстает от московского на два часа. Небольшая разница, как показал опыт, не оказывается проблемой: получается, что рабочий день у ребят начинается в восемь утра, что вполне приемлемо (не шесть, все-таки), зато заканчивается уже в пять часов вечера — по графику 8-17 работает немало компаний во все мире, поэтому как обоих сотрудников, так и нас, разница с головным офисом при трудоустройстве не смутила.

Вопрос 3. Что вызывает у вас беспокойство при работе онлайн?

Это обязательный вопрос, если кандидат раньше работал только в офисе. Часто оказывается, что человек переживает за свою техническую подкованность: он никогда не вел рабочую коммуникацию в Telegram-чатах и не пользовался половиной онлайн-сервисов. В таких случаях надо заранее составить список страхов и направить HR-специалиста на помощь новому сотруднику.

Лайфхак

Мы однажды сформировали пул самых распространенных опасений, которые приходится слышать от новичков, и разработали для них решения. Например, записали видеоинструкции по работе с сервисами (уже упоминал о них ранее) и раз в неделю устраиваем образовательные лекции про дизайн для недизайнеров — новых менеджеров и маркетологов, чтобы они могли быстрее погрузиться в сферу.

Как оценивать эффективность недавно нанятого удаленного сотрудника

Если в офисе вы видите, чем новый сотрудник занимается на рабочем месте и как часто уходит на перекуры, то удаленка эти возможности сильно ограничивает.

Мы отказались от контроля активности сотрудников и мониторинга рабочих экранов, поэтому сейчас у нас существуют три критерия оценки эффективности новых людей ― выполнение задач в срок, качество выполнения этих задач и удовлетворенность самого сотрудника своим результатом.

Если с первыми двумя критериями все очевидно, то контролировать моральное состояние новоприбывших мы начали и далеко не сразу.

Совет

Тем не менее, во время адаптационного периода важно, чтобы сотрудник был доволен тем, как происходит его интеграция в рабочие процессы: для этого HR-менеджерам вместе с руководителями отделов необходимо регулярно в течение первого полугодия проводить как one-to-one встречи, так и устраивать оценки 180 и 360 градусов. Это даст понимание, насколько сотруднику понятны задачи, хватает ли времени для их качественного выполнения и чувствует ли он смысл от всего, что делает.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.