Продуктовый подход к созданию и масштабированию продуктов
Продуктовый подход при создании и продвижении продукта на рынок помогает предпринимателю избежать чрезмерных трат денег, сил и времени, а также сфокусировать команду только на важные задачи в данный момент времени.
В рамках продуктового подхода используется множество методологий. Наиболее широкое распространение получили: дизайн-мышление, Lean startup и Customer Development. Внутри каждой методологии описаны свои инструменты и принципы, с помощью которых достигаются результаты (расскажем о них позже).
Этапы продуктового подхода и что необходимо для внедрения
Составление целей: на старте работ в рамках продуктового маркетинга необходимо определить четкие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, которых хочет достичь компания. Цели должны быть качественные и количественные и зависеть друг от друга.
В зависимости от этапа цели могут быть направлены на разные аспекты продукта:
— на увеличение продаж,
— на укрепление позиций на рынке,
— создание узнаваемого бренда,
— и другие.
Главное не стоит забывать, что любая цель должна быть достижимой и измеримой, перед постановкой стоит задавать вопрос «А как я пойму, что цель достигнута?»
Поиск ограничений: следующим этапом является определение преград и ограничений, которые мешают достичь ближайшей цели. После чего все ресурсы команды должны быть брошены для снятия ограничения.
Ценностное предложение: один из ключевых моментов продуктового маркетинга — это выявление ценности продукта для конечного потребителя. Это позволяет сформировать уникальное предложение, выделиться на фоне конкурентов и попасть точно в цель.
Исследование аудитории: неизбежный этап в продуктовом маркетинге для глубокого понимания целевой аудитории и ее настоящих проблем. Исследование включает в себя проведение проблемных интервью (customer development), участие в фокус-группах, анализ отзывов и другие методы.
Исследование аудитории с использованием метода Customer Development, который включает в себя интервью с потенциальными клиентами, является одной из основных практик продуктового маркетинга. Глубокое понимание потребностей и желаний клиентов является залогом успешного создания продукта.
Генерация и тестирование гипотез: этап-фундамент продуктового маркетинга. Гипотезы придумываются всей командой (для этого иногда приходится менять мышление сотрудников). Далее гипотезы необходимо приоритезировать — это тоже очень важная и непростая задача. Гипотезы могут затрагивать тестирование функциональных элементов продукта и проверку различных маркетинговых каналов, чтобы определить наиболее эффективные методы продвижения.
Правило проверки и генерации гипотез заключается в «зависимости» от метрик (гипотеза должна быть составлена и приоритезирована на основе метрик, влиять на какую-либо значимую метрику, и оцениваться по метрикам). Это позволяет компаниям постепенно выстраивать оптимальный маркетинговый подход, основанный на данных и результатах тестирования.
Работа команды в еженедельных спринтах: команды, занимающиеся продуктовым маркетингом, часто используют методику еженедельных спринтов для управления процессом разработки, упаковки и масштабирования продукта. Это методология, в рамках которой команда фокусируется на выполнении определенного набора задач, которые направлены на снятие ограничений (для достижения ближайшей цели) в течение короткого времени, обычно 1-2 недели. После завершения спринта команда оценивает результаты и планирует следующий спринт. Это позволяет увеличить скорость работы, поддерживать высокий уровень коммуникации внутри команды и обеспечить быструю реакцию на изменения и обратную связь.