Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
684 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как конфликт в Красном море повлиял на логистические цепочки по всему миру?

По прогнозам ООН кризис, развернувшийся в Красном море, может серьезно повлиять на развитие мировой экономики и увеличение цен на продовольственные товары. Судоходные компании в этой ситуации вынуждены менять логистическую цепочку из-за отказа моряков выходить в рейсы и рисковать своими жизнями. Новые маршруты, в обход, значительно увеличивают сроки доставки, страховые тарифы и коммерческие расходы.

Причины конфликта в Красном море


Вспомним предысторию развития конфликта на Красном море. Все началось с того, что президент Америки Джо Байден в феврале 2021 года исключил военно-политическую организацию хуситов «Ансар Аллах» из разряда террористов. Он посчитал, что таким методом обеспечит безопасную доставку гуманитарной помощи в Йемен. ООН поддержала его в этом вопросе и выступила посредником.

Однако, начавшаяся война между Хамасом и Израилем в октябре 2023 года привела к тому, что хуситы встали на сторону Хамаса и стали нападать на все коммерческие суда, путь которых шел через Красное море, преимущественно в Баб-эль-Бей. Именно этот пролив соединяет Красное море с Аденским заливом. Хуситы без разбора громили все корабли, которые не относились каким-либо образом к Израилю.

После таких действий, в январе 2024 года, правительство США выдвинуло хуситам ультиматум с требованием прекратить безобразие в свободных водах Красного моря. Была выдвинута резолюция с подписями от одиннадцати членов Совета Безопасности, четверо стран при этом воздержались. Среди них Россия, Алжир, Китай и Мозамбик. В январе 2024 года США и Великобритания начали военную атаку на хуситов в Йемене. Корабли и самолеты наносили ракетные удары по логистическим центрам, системам ПВО и складам с оружием. Однако, такая операция не только не помогла погасить конфликт, но наоборот ухудшила ситуацию. Войска хуситов, оснащенные современным оружием, успешно отбивали все атаки и усиливали нападение на коммерческие корабли.

Ставки ползут вверх


При таком раскладе моряки стали отказываться от выходов в рейсы и потребовали увеличения ставок вдвое. Страховые компании тоже начали поднимать тарифы, а торговые компании перестали выбирать проверенные маршруты, по которым ходили все это время суда и осуществлялось более 11% мировых сделок.

Конфликт в Красном море привел к тому, что владельцы судоходных компаний взвинтили цены на контейнерные грузоперевозки по линии «Северная Азия—Северная Европа». Стоимость доставки взлетела с 1800$ до 45000$ за стандартный контейнер в сорок футов, а общий объем всех перевозимых грузов сократился чуть не в три раза.


Какие потери несут страны от конфликта?


Военный кризис в Красном море сильнее всего ударил по объему прибыли Египта, которую он получал, контролируя управление Суэцким каналом. Ставки сократились на 40%. Власти Египта занервничали и начали рассматривать альтернативные варианты логистики морским переправам. Например, мультимодальные перевозки из ОАЭ в порты Саудовской Аравии, расположенные на Красном море. Но такой вариант сильно усложняет и удорожает транспортировку, плюс, создает дополнительные проблемы. Так стоимость перевозки одного контейнера из Европы в КНР или обратно достигает суммы в 6 000$, что в три раза превышает стоимость перевозки в 2023 году.

Кризис в Красном море сказался и на экономике Германии, Франции, Великобритании и других ведущих стран Европы. Постоянные налеты хуситов на коммерческие суда привели к резкому скачку цен в этих странах и негативно повлияли на цепочки поставок.

Китай в кризисной ситуации сориентировался лучше других стран и предусмотрел себе альтернативу в виде нового проекта «Один пояс, один путь». Альтернативный проект включает в себя транс-евразийские железнодорожные грузоперевозки. Объем грузов, транспортируемых по этим маршрутам, удвоился и достиг показателей в тысячу грузоперевозок в месяц. Внушительные объемы гарантируют Китаю надежность и пунктуальность перевозок.

Индия в отличие от КНР обеспокоена текущим положением дел. К тому же Китай всегда был главным соперником Дели. По подсчетам экономистов потери Индии могут дойти до $30млрд в связи с растущим конфликтом в Красном море. По сведениям из американских газет, Индия регулярно увеличивает расходы на отправку военных кораблей для отражения атак хуситов. Причем США не помогает ей в этом деле, так как не хочет портить отношения с Ираном.

Россия в Красноморском кризисе заняла сторону наблюдателя и не спешит рисковать хорошими отношениями с Ираном, который всегда был весомым военным союзником Кремля. Однако, на противоположной стороне этого конфликта находится Саудовская Аравия, с которой у России тоже братские взаимоотношения на нефтяном рынке. Одна часть политиков высказывает опасение, что Саудовская Аравия в этой непростой ситуации может в одностороннем порядке сократить нефтяные перевозки без согласования с Москвой, что приведет к разбалансировке ОПЕК. Но другая часть уверена, что Саудовская Аравия не пойдет на такой рискованный шаг, поскольку дорожит отношениями с Россией.

Отношение хуситов к России


В свою очередь хуситы сделали заявление, что не будут наносить удары по коммерческим кораблям России и КНР. Этим странам нечего бояться в Красном море. Но в реальности пока не очень понятно, как будет осуществляться это заявление. Политические санкции привели к тому, что российская сторона вынуждена пользоваться для транспортировки нефти «теневой» помощью флота, которая никоим образом не связана с официальным Кремлем. Правда, по мнению многих политиков у Москвы и хуситов давние дружеские связи, что может благоприятно сказаться на дальнейшей ситуации.


Чем грозит конфликт международной логистике?


Конфликт привел к тому, что большинство морских компаний изменило логистическую цепочку. Вместо привычного маршрута по Красному морю, суда идут через мыс Доброй Надежды, огибая Африку. Сроки доставки при такой логистике увеличиваются в два раза. Соответственно, растут и затраты на топливо, страховку и оплату рабочим. Все это, в конечном итоге, сказывается на конечной цене товара. Ситуация вполне может привести к дефициту большей части ставших привычными для нас товаров и риску нехватки контейнеров.

Импорт товаров через зону конфликта


Из Азии морем везут, в основном, рис, кофе, какао, фрукты, имбирь, чай, специи, молочные продукты, мясо, птицу. Примерная стоимость всех товаров, доставляемых Красноморскими маршрутами, превышает сумму в 70 млрд. евро. Ситуация обостряется и тем, что часть торговцев намеренно задерживает отгрузку, надеясь на изменение ситуации.

Старые отгрузки импортного чая и кофе везут сейчас по прежним ценам, а вот стоимость новых отгрузок возросла уже в два раза. Этот факт, скорее всего, повлияет на себестоимость товаров. Если ситуация не урегулируется в кратчайшие сроки, то это негативно скажется на всем импорте. И больше всего пострадают цены на чай, так как более 70% чая поставляют Индия, Шри-Ланка и Кения. Весь товар чая шел в Россию через морские пути Красного моря. Часть поставок кофе также шла через море из Бразилии. Но другую часть доставляли из Вьетнама через порты Владивостока и КНР.

Пока российские жители не чувствуют на себе дефицита каких-либо товаров. Магазины способны удовлетворить любой запрос потребителя на сегодняшний день. Если конфликт в ближайшее время будет исчерпан, то наши соотечественники не почувствуют накладку в ценах, так как переоценка на международном рынке начинается, примерно, через 5-9 месяцев.


Экспорт товаров через Красное море


Конфликт затрагивает не только импорт, но и экспорт товаров. И вот тут ситуация прямо противоположная. Стоимость товаров на внутреннем рынке из-за конфликта может существенно снизиться, что приведет к разорению многих европейских фермеров. Еще до начала конфликта было замечено падение цен на часть зерновых культур и растительных масел.

Морским маршрутом отправляют из России и Украины в азиатские и африканские страны зерно и масличные. Из азиатских и дальневосточных российских регионов в европейские страны везут рыбную продукцию. В особом приоритете были всегда белые сорта рыб из России, особенно филе минтая. Поставки на него регулярно росли независимо от увеличения пошлины, которая достигла почти 14%.

На данный момент российские цены проходят этап коррекции. Есть хорошие новости, что российские компании начали тоже использовать альтернативные методы транспортировки. Например, в Азию товары теперь везут железнодорожными путями.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.