Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
404 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

4 причины, почему аналитика не нужна вашему бизнесу

“Кто анализировать? Что анализировать? В интересах пользователей, говоришь? Вот, в договоре: сто пятьсот часов работ по аналитике, бюджет проекта опять вырос. Запускаться надо вчера, а это уже ни в какие ворота!” – типичная реплика руководителя при встрече со специалистами, о проблемах которых мы сегодня поговорим.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Системные аналитики говорят, что хотят сделать мир удобным. А вместо этого они будут заставлять переносить кнопки с одной страницы сайта на другую, добавлять формы, строго указывая на фолиант техзадания. А если они вообще не посчитают нашу рабочую идею возможной? Они точно нужны? Пока выглядит, будто они не решают проблему, а наоборот, усложняют ее. Да кто это вообще? У них есть диплом аналитика? Им можно доверять “подноготную” нашего бизнеса? Знали бы вы, как часто это приходится слышать самим аналитикам! Есть четыре распространенных причины, почему аналитику считают необязательной для бизнеса.

1. Аналитик считает вашу рабочую идею невозможной

Желание заказчика, будь оно похоже на сцену из фильма ужасов категории “C”, можно всегда воплотить в жизнь. На самом деле – нет. Каждая идея – это диалог между ее носителем и специалистом, знающим как реализовать все технически. Казалось бы: аналитик молча слушает, а после встречи с клиентом по горячим следам пишет бриф, готовит прототипы и фотографии целевых персонажей. Вишенка на торте – техническое задание.

Представим самую абсурдную идею – например, засунуть грейпфрут в ноздрю. Вы согласитесь – невозможно. Аналитик же считает иначе:

Клиент: "Мне нужно засунуть грейпфрут в ноздрю"

Аналитик: "Каков объем ноздри и глубина погружения грейпфрута в нее? Можно ли найти грейпфрут на рынке? Он популярен? Есть ли конкурирующие цитрусы?”

b_5a0bd2662d423.jpg

С помощью наводящих вопросов и детального погружения в продукт идея проясняется, появляются дополнительные фишки и план, как сделать ее интересной для пользователей. Решение без аналитика, конечно же, найти можно. Специалисты digital-агентства MITRA уверены, что при этом гарантий успеха нет: скорее всего, продукт получится “сырым”, тупым, или вообще со временем заглохнет.

Анастасия Барабанова, руководитель отдела аналитики:

b_5a0bd32fc7f7a.jpgПосмотрим на аналитику здраво. Клиент приходит к нам в студию с мыслью “вау, все просто упадут лежа, когда мы покажем это миру!”, а ему выдают специально обученного человека со "свежей головой". Этот человек бьет по фактам: есть подобный продукт на рынке? Он популярен, лучше конкурентов? Кто целевая аудитория, нет ли конфликта интересов пользователей и вашего предложения? Так идея шлифуется, из разговоров и простых скетчей – в динамический прототип и техническое задание.

Готовы терпеть такое? Если да – аналитик поможет вашему бизнесу. Нет? Извините, продолжайте заблуждаться и бездумно вредить своему бизнесу.

2. Аналитика – лишнее звено на пути к продукту

Серьезный проект, у конкурентов уже обозначены дедлайны, пора делать. Чего ждать? И тут внезапно появляется дополнительный непонятный специалист, который требует 7 ночей, утверждая что придумает “то, что вам нужно”. Неужели не ясно – нужно только одно: быстрее!

Максим Бехтев, аналитик:

b_5a0bd48e6949d.jpg

Труд наш может показаться неважным и даже бессмысленным заказчикам, приходящим со словами: “А что там думать-то? Я все ясно расписал, 3 дня не спал, надо брать и делать, время – деньги!” Наша работа необходима для создания качественного и продуманного продукта. Вы увеличиваете шанс на успех идеи и экономите на последующих этапах разработки.

До подписания соглашения о границах проекта, аналитики думают, как найти баланс между “хотелками” клиента, ограниченным бюджетом и пределами возможностей разработки.

Проект ушел в работу? Аналитик не пойдет на заслуженный отдых или другой проект: начинается самый опасный участок работы, где разработка может быть бессильна.

Теперь аналитик должен презентовать проект дизайнерам, верстальщикам и программистам, для чего нужно полное погружение в проект. Немаловажный нюанс: от работы аналитика зависит количество седых волос у тестировщиков.

b_5a0bd4f7499b5.jpg

Рассмотрим ситуацию, когда работа была запущена без предварительной аналитики. Сразу же начинается процесс: дизайнеры создают бешеный креатив в “режиме Бога”, разработчики проектируют базу данных, верстальщики сразу же по дизайну делают верстку.

Приходит время свести все воедино и отдать тестировщикам.

Тестировщик: Почему кривая форма?

Разработчик: В дизайне ее не было!

Дизайнер: Вообще не знаю, откуда эта форма. Кто виноват?

Тестировщик: Так как должна работать кнопка? Тут есть два стула...

Разработчик: *напевает* “Наша служба и опасна, и трудна...”

*Где-то накануне дедлайна*

Заказчик: Что это за кнопка вообще? Я хотел, чтобы данные выводились автоматически. И, кстати, где функция вызова сатаны по щелчку на логотип?

Вот и смотрим: если вы решили обойтись без аналитики, будьте готовы к моральному и профессиональному уничтожению доброго десятка специалистов, которым светят дополнительные рабочие часы на исправление не предусмотренных ошибок. Больше работы – больше расходов, а в результате проект получится как тот самый ребенок из поговорки о 7 няньках.

3. Аналитик – нет такой профессии

Кто такой, откуда взялся? На аналитиков не учатся – ими становятся. Тот, кто любит разбираться в технической стороне приложений, сайтов и много проектировать – добро пожаловать. Где фронт работ? В торговле – это прогноз продаж, в банковском секторе – анализ потребительской способности. В нашем случае, в digital, это поиск проблем пользователей и их решение.

Максим Бехтев, аналитик:

b_5a0bd7388fb6c.jpgПопав в сферу случайно, я нашел свою профессию. Трудно представить более разнообразную работу, совмещающую множество задач и взгляд на продукт под разными углами. Ты продумываешь нюансы реализуемого продукта, рисуешь прототипы, пишешь ТЗ. А потом еще общаешься, много и со всеми.

Составим портрет. Специалист по аналитике:

  • Обладает абстрактным мышлением;
  • Творчески подходит к задачам;
  • Анализирует большие объемы информации;
  • Знает терминологию и принципы разработки;
  • Выстраивает логические связи внутри продукта;
  • Умеет составлять понятную и точную документацию.

У аналитика должна быть хорошая техническая база, и он должен понимать много страшных “программистских словечек”. Идеально – это чтобы программисты не сразу поняли, что перед ними не их коллега.

4. Аналитика не решает проблему, а ее усложняет

Совсем наоборот. Аналитик – специалист, который придет с неприятными новостями и целым списком возможных “костылей” в, казалось бы, рабочей идее. Лукаво оценив разработку, он сообщит печальные известия о сроках и бюджете. Это напоминает поход к врачу: как себя хорошо не чувствуй, специалисту виднее. В итоге, через боль и труд, похожий на небольшое торнадо из “хотелок” проект превратится в четкое техническое задание. Сложность проекта наоборот создает выгодное преимущество профессии системного аналитика: постоянное развитие и изучение. Вот наглядный пример пользы аналитики.

b_5a0bd69231cf1.jpg

Аналитик обладает даром сверхскоростного супергероя Flash: он молниеносно выуживает суть идеи из заказчика. Однако, чаще результат зависит от умения аналитика подстроиться под проект. “Флэш” должен уметь перевоплотиться в другого известного персонажа, Незнайку, потому что основным источником знания является заказчик.

Анна Трутнева, аналитик:

b_5a0bd6d70d2e8.jpgЗачастую аналитику приходится притворяться глупее, чем он есть на самом деле. Это полезно, когда нужно всеми правдами и неправдами выудить из заказчиков и программистов информацию, которая кажется им очевидной – они специалисты в своей области. Аналитик в поисках истины задает массу вопросов: как, где, почему, зачем, не стесняясь переспрашивать для закрепления материала.

Послесловие

Системные аналитики действительно хотят сделать мир удобным. Их цель – чтобы процессы становились понятными, технические решения работали, а продукт – запустился. Аналитик не усиливает хаос, а подчиняет его логике. Он – переводчик с языка digital-сферы на язык бизнеса и обратно.

Надеемся, вы не узнали себя в нашем воображаемом заказчике. Но если все-таки хоть одна из четырех причин еще кажется вам весомой, вспомните свой последний запуск проекта и подумайте, такой ли должна быть грамотная и результативная работа и, главное, принесла ли она ожидаемый результат?

b_5a0bd79ce0a33.jpg

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.