Рассказываем о самых распространенных ошибках, которые могут сделать полезное IT-решение бессмысленным и даже раздражающим.
Ошибка № 1: отказ от аналитики на старте Представьте: вам нужен диван, вы идете в магазин и покупаете его «на глаз», без предварительных измерений. В комнату он, может, и поместится, но с большой вероятностью — не оптимально. И вы возненавидите даже самый удобный и красивый диван, если каждый день будете отбивать мизинец о его не к месту торчащий угол.
С CRM-системой ситуация аналогична: прежде, чем внедрять ее, нужно проанализировать работу компании и выстроить стратегию. В техзадании следует подробно описать все бизнес-процессы:
откуда и как поступают лиды; как устроен процесс продаж: звонки, письма, коммерческие предложения и другие детали; какими сервисами и программами пользуются менеджеры; какие отчеты нужны для оценки эффективности; как выставляются KPI. Отразите все действия каждого из сотрудников при сопровождении клиента — от первого обращения до повторной продажи. Скорее всего, такая работа потребует нескольких недель кропотливого труда. Но в результате вы приобретете инструмент, функции которого будут соответствовать потребностям вашего предприятия.
Чтобы вам было легче анализировать работу отдела продаж, мы подготовили для вас чек-лист, он доступен по ссылке .
Ошибка № 2: недостаточный функционал интеграций Одним из главных критериев выбора CRM является интеграция с другими сервисами. Еще на этапе составления ТЗ нужно составить список всех сервисов, которые используют сотрудники компании: телефония, соцсети, мессенджеры, чат-боты. Если в CRM невозможно интегрировать хотя бы часть из них, высока вероятность, что эта система станет для вас балластом, а не помощником.
Но даже если привязать можно все необходимые программы, важно проверить еще и глубину интеграции. Бывает так, что номинально возможность связи CRM и конкретного сервиса есть, но эта связь поверхностная и не решит задачи компании. Например, позвонить по ip-телефонии будет возможно напрямую из CRM, а вот запись звонка автоматически в карточке клиента не прикрепится. Перед запуском стоит протестировать систему: загрузите в нее подходящие по формату данные, чтобы понять, правильно ли она настроена. Только после этого можно выгружать в CRM реальную базу. Так вы избежите потери ценной информации, например — истории сделок, и других критичных ошибок.
Выяснить, способна ли интеграция выполнить все нужные функции, следует до внедрения системы.
Ошибка № 3: не учитывается развитие компании При выборе CRM нужно помнить, что ваш бизнес будет развиваться. Поэтому, если вы выберете систему, которая подходит компании сейчас, но не заложите возможность роста, то рискуете столкнуться с большими сложностями в будущем.
CRM нужно выбирать «с запасом»: варианты, которые подходят стартапу или маленькой компании, будут недостаточны для среднего и крупного бизнеса. Если система перестанет справляться с задачами предприятия, руководитель окажется перед выбором: попытаться доработать систему, докупить интеграции, расширить функционал или переезжать на новую CRM. К сожалению, доработка возможна не для всех систем, и имеет ограничения.
Миграция на другую CRM — также непростая задача. Для этого потребуется перенести всю базу данных, это сложный и трудоемкий процесс. А так как одинаковых систем не бывает, то базу данных придется перестраивать под новую CRM. После этого придется также настроить систему в соответствии с нуждами компании, обучать персонал работе с ней.
Предсказать развитие бизнеса сложно, но вы все равно можете снизить риск возникновения проблем. Для этого перед внедрением проконсультируйтесь с бизнес-аналитиком, составьте хотя бы краткий план на 3 — 5 лет вперед и ориентируйтесь на него при выборе системы. Вам не нужно сразу покупать самую мощную систему: для небольшой компании это может стать весомой, но неоправданной тратой. Но взвесить перспективы развития и сразу приобрести более дорогую CRM может быть выгоднее, чем через пару лет тратить силы, время и деньги на переезд.
Ошибка № 4: внедрение системы без подготовки персонала Даже работе в Word когда-то пришлось учиться, а CRM-система — гораздо более сложное программное обеспечение. Чтобы она не вызывала отторжения, и менеджеры отдела продаж начали использовать ее в полной мере, нужны:
Дружелюбный, интуитивно-понятный интерфейс — его можно оценить при выборе CRM. Логично настроенные процессы внутри — для этого нужно составить подробное ТЗ и позаботиться о настройке. Обучение сотрудников. Заранее расскажите персоналу о новой системе, ее плюсах и возможностях. После внедрения проведите обучение, дайте сотрудникам понятную базу знаний с текстовыми и видео-уроками по работе. Расскажите каждому человеку, как CRM поможет решить конкретно его задачи. Например, для менеджеров отдела продаж стимулом могут стать автоматическая генерация отчетов и хранение всей информации о клиенте в одном месте. Для руководителей CRM упрощает контроль KPI. Подготовка и обучение персонала снизят вероятность саботажа, а новым коллегам помогут быстрее влиться в рабочий процесс.
Независимо от того, решите ли вы внедрять CRM самостоятельно, силами собственного IT-отдела, или обратитесь к аутсорсинговой компании, позаботьтесь о сотрудниках. Даже если они вовлечены в процесс выбора системы, им все равно потребуется обучение. Подготовьте материалы заранее, чтобы уже в начале работы с CRM у менеджеров была под рукой шпаргалка с ответами на часто задаваемые вопросы.
Ошибка № 5: завышенные ожидания CRM-система — это не волшебная палочка, она не создаст вам новые продажи волшебным образом. Если установить Word — статьи не появятся в нем сами по себе, если установить Яндекс Музыку — она не выдаст ваш лучший плейлист дня автоматически. Любое программное обеспечение — инструмент, который помогает людям работать и решать другие задачи. CRM систематизирует и автоматизирует работу отдела продаж, но сами продажи, работа с клиентами остаются задачами менеджеров.
При грамотной постановке ТЗ внедрение CRM снимет с сотрудников отдела продаж большую часть рутинной работы. Это поможет высвободить время для более важных задач, требующих их внимания: например, составления маркетинговой стратегии или консультирования клиентов.
Чтобы завышенные ожидания не привели к разочарованию в CRM в будущем, нужно определиться с целями внедрения еще на этапе выбора продукта. Понимание запросов бизнеса и возможностей конкретной системы повысит шансы успешного внедрения.
Подведём итог Главными причинами провала при внедрении CRM являются недостаточная подготовка и неприятие со стороны сотрудников. Если решить эти проблемы, система с большей вероятностью «приживется» на предприятии.
Выбор CRM должен начинаться с анализа процессов внутри компании. Изучите, что делают менеджеры вашего отдела продаж, как они это делают, какие инструменты используют. Поговорите с ними, выясните, какие процессы им хотелось бы автоматизировать. Если сотрудники будут участвовать в принятии решения, снизится риск отторжения CRM.
Начните с аналитики, составления ТЗ и бизнес-плана на несколько лет вперед. Знакомиться с предложениями стоит только после завершения аналитики, составления ТЗ и бизнес-плана на несколько лет вперед. Так вы подберете систему, отвечающую целям и задачам компании. Соответствующая бизнес-логике, корректно настроенная система не будет вызывать раздражение сотрудников и облегчит процесс продаж.
А если возникнут вопросы по внедрению или настройке — напишите нам